)
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня поговорим о второй причине эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников, которые проявляются дома и в детском саду.
Но сначала, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Кто в Вашей семье глава из взрослых членов семьи?
- Кто из взрослых является для Вашего ребенка авторитетом (чье мнение для него важно, чьи требования беспрекословно выполняет?)?
- Кто чаще наказывает и ругает ребенка?
- Кто из членов семьи чаще хвалит?
Очень важно знать, как распределяются функциональные обязанности по отношению к ребенку между папой и мамой. То, о чем я сейчас буду говорить придумано не мной. Так распорядилась матушка - природа, так жили наши предки, такие традиции и устои поддерживались веками и давали благодатные плоды в воспитании детей!
Задачи мамы: заботиться о ребенке, ласкать, давать телесный контакт, давать ребенку любовь безусловную (без если). Мама показывает ребенку возможности развития (развивающие игры, занятия, кружки, секции и т.д). Мама учит доброжелательности и сердечности, прежде всего, через свой собственный пример взаимоотношений с окружающими. Для девочки мама является примером женского поведения (как быть мамой, женщиной, хозяйкой, женой и т.д.)
Задачи папы: папа - глава семьи и устанавливает правила в доме, требует их соблюдения от членов семьи, контролирует , как они выполняются, при необходимости, ругает и наказывает (чтобы не повадно было правила в следующий раз нарушать!)
Именно отец устанавливает для ребенка (особенно это важно для мальчика) правила и ограничения, учит им подчиняться, ищет способы мотивации для того, чтобы настоять на выполнении требований. У мужчины в силу его меньшей эмоциональности (в отличии от мамы), большей практичности и природной строгости, это лучше всего получается. Для мальчика - отец пример мужского поведения.
Мы сейчас говорим о том, как должно быть!
Достаточно часто в современных семьях встречается смещение ролей, когда мама выполняет задачи папы (строжится, требует и наказывает), а папа наоборот - задачи мамы (все позволяет и балует). Тогда появляются определенные трудности в воспитании детей, особенно в воспитании волевых качеств. Дело в том, что в силу своей эмоциональности и безусловной любви мама не всегда может до конца "выстоять" при напоре ребенка и наказать его за проступок, либо мама наказывает, а потом ей жалко становится ребенка, появляется чувство вины и она отменяет наказание. В этой ситуации взрослые непоследовательны в своих запретах и наказаниях, у ребенка не хватает упорства и усердия в достижении цели, а родители не умеют это тренировать. По мере взросления ребенка в такой семье , у него появляется чувство вседозволенности, ему сложно соблюдать правила и нормы поведения не только в семье, но и в детском саду, в школе...
Важно единство требований у всех взрослых к ребенку! Важна последовательность в этих требованиях, чтобы у ребенка было четкое понимание, чего от него хотят. Тогда не будет в Вашей семье места капризам, они будут просто неуместны и неэффективны.
Вспомните басню И.А.
Крылова про Лебедя, Рака и Щуку: тянули воз в разные стороны и не могли его сдвинуть с места. А если в образе воза представить ребенка, к которому предъявляют (или не предъявляют) разные требования папа, мама и бабушка?!
Надеюсь, что эта статья поможет родителям задуматься о проблемах в воспитании детей, увидеть имеющиеся проблемы и обратиться вовремя к психологу. АВТОРИТЕТ ВЗРОСЛЫХ для ребенка должен быть сформирован к 5 -6 годам. Если на второй вопрос Вы ответили: для нашего ребенка нет авторитетов! - то Вам срочно нужно обратиться за помощью к специалисту! Хочу напомнить, что возраст, до которого Вы можете активно влиять на своих детей, учить их в соблюдении правил, прививать усердие, развивать волевые качества и т.д., это 10 - 11 лет. Далее начинается подростковый возраст, в котором на первый план, абсолютно естественно, выходит влияние и авторитет сверстников.
Педагог-психолог Князева Любовь Александровна
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев