(Сибирский листок. 1893 год. № 92)
Вопрос о возможности прямого морского сообщения Сибири с Западной Европой — вопрос не новый. «Громадные богатства Сибири, заключающиеся в ее горах, лесах и реках, издревле возбуждали в иностранцах стремление к продолжению в пределы ее кратчайшего торгового пути посредством Ледовитого океана, но сделанные по этому предмету попытки со стороны англичан и голландцев в половине и конце XV столетия не увенчались успехом: суда их погибали, затертые льдами океана, или возвращались восвояси, не достигнув желаемого» (Тобольск и его окрестности. К. Голодников). Первые русские попытки были также неудачны: в 1734 и 1735 гг. лейтенант Овцын на дубель-шлюпке «Тобол» делал попытки из Тобольска выйти через Обскую губу в Ледовитый океан, но оба раза должен был возвращаться, не достигнув цели.
Движение по рекам Западной Сибири особенным оживлением не отличалось, оно усилилось лишь с открытием пароходства в начале нынешнего столетия. Первым основателем сибирского пароходства считается коммерции советник Н.Ф. Мясников, приобретший в 1844 году пароход «Основа» в 50 сил и десятилетнюю привилегию на плавание по рекам Западной Сибири. Вскоре затем Мясников передал пароход «Основа» Поклевскому-Козеллу, с которым вступил в компанию купец Швецов со своим 30-сильным пароходом «Взор». Компания эта действовала до 1853 года весьма неудачно. «Взор» по малосилию своему оставался без употребления, а «Основа» мог совершать в лето один только рейс от Тюмени до Томска, да и то иногда принужден бывал зимовать во льдах, не доходя до места назначения. Первый пароход спущен был в Тю¬мени, в 1864 г. было уже три парохода, а в 1860 году — десять. До 1860 года пароходы по Оби ходили только от устья Иртыша в Томскую губернию, в 1860 году был сделан первый рейс в Березов пароходом купца Рязанова, взявшим десятилетнюю привилегию на пароходное плавание между Тобольском и Березовым. В 1862 году пароход Поклевского «Союз» дошел первый раз до Семипалатинска, в 1865 году пароход купца Тюфина дошел по Чулыму до Ачинска, а в 1871 году пароход одной компании поднимался вверх по Иртышу до верховьев его — оз. Нор-Зайсана. Из этого видно, экспорт какого громад¬ного района может сосредоточиться на Оби! Тем более что число пароходов с каждым годом значительно возрастает. В 1870 году было 22 парохода, в 1875-м — 32, в 1880-м — 37, в 1885-м — 57, в 1887-м — 60, в 1890-м — 65, в 1891-м — 69, в 1892-м — 90 и, наконец, в настоящем, 1893 году, всех пароходов насчитывается 102 и до 200 барж. В последние тридцать лет было предпринято немало полярных экспедиций с целью доказать возможность про¬никновения из Европы в Азию через Ледовитый океан. Несмотря на то, что некоторые из этих экспедиций терпели совершенное фиаско, попытки завязать сношения Европы с Сибирью через Ледовитый океан не прекращаются до сих пор. Главным и самым важным деятелем и подвижником в этом деле, без сомнения, нужно считать М.К. Сидорова. Последний сначала было не встретил сочувствия ни в одном ученом обществе, а с графом Литке и академиком Бэром ему пришлось считаться как с рьяными противниками его идеи. «Громадная заслуга М.К. Сидорова (Сибирь и великая Сибирская железная дорога. Изд. департамента торговли и мануфактур) заключается именно в том, что он еще в 1853 году первый стал настойчиво доказывать ошибочность мнения гр. Литке и Бэра. Он ссылался на постоянные сношения между береговыми жителями от устьев Печоры до Оби, и тем не менее убеждение в недоступности Карского моря было так сильно, что даже предложенная Сидоровым значительная премия судну, которое первым войдет в Енисей и вывезет оттуда груз графита, никого не прельстила. Только в 1862 году ему удалось убедить Крузенштерна предпринять экспедицию на восток, и хотя она кончилась неудачно, но убедила предпринимателей в том, что Карское море было почти свободно ото льдов. Однако и после Крузенштерна не нашлось еще охотников, а потому Сидоров задумал снарядить на свой счет полярную экспедицию и, не надеясь найти на родине охотников разделить с ним предстоящий труд, отправляется в Швецию, где знакомится, между прочим, с бароном Норденшельдом. Затем между ними завязывается переписка, и Норденшельд все более и более заинтересовывается идеями Сидорова о морском пути в Сибирь. В 1869 году Сидоров на пароходе «Георгий» выходит из Кронштадта, но близ устьев Печоры пропускает удобное время, спасая английский пароход «Норфольк». Настойчиво пропагандируя свою идею, Сидоров обратился с просьбой к известному географу Петерману напечатать в его знаменитом журнале вызов желающих принять его предложение — премию в 2000 фунтов стерлингов тому, кто первый пройдет морем из Европы в устье Енисея. Благодаря широкой распространенности журнала Петермана вызов Сидорова обратил на себя внимание англичанина Виггинса, который зафрахтовал для этой экспедиции пароход «Диана», в 1874 году он благополучно прошел через Карское море в устья Оби и Енисея и вернулся обратно в Англию, практически доказав возможность северного морского сообщения с Сибирью. В 1875 году шведский купец Диксон снарядил яхту «Опыт» под управлением барона Норденшельда, которая также удачно достигла устьев Енисея; судно вернулось обратно, а командир, поднявшись на лодке вверх по Енисею до Енисейска, вернулся на родину сухим путем. В следующем году барон Норденшельд на пароходе «Гимер» и Виггинс на пароходе «Фамела» еще раз благополучно прошли в устье Енисея. Покойный Сидоров получил, таким образом, подтверждение справедливости своей мысли, сам, однако, долго не имел возможности пройти указанным им путем. Только в 1876 году ему удалось снарядить судно «Северное сияние» под командой Шваненберга, но оно, к сожалению, потерпело крушение между Малобреговскими островами. В 1877 году другое судно Сидорова, выстроенное в Енисейске, — «Утренняя звезда» под управлением того же Шва- ненберга, выйдя из устьев Енисея, благополучно пришло в С.-Петербург. В том же 1877году пароход Трапезникова «Луиза», выйдя из Гулля 18 июля, благо¬получно прошел через Карские ворота, вошел в устье Оби и проник по Иртышу до Тобольска, доставив сюда груз железа и оливкового масла. Подробности этого события мы находим в № 38 «Тоб[ольских] губ[ернских] ведомостей]» 1877 года: «Прибывший ныне (8 сентября 1877 г.) в Тобольск винтовой пароход «Луиза» принадлежит председателю общества для содействия мореходству, коммерции советнику, иркутскому первой гильдии купцу Трапезникову. Г. Даль (профессор Гайнажской школы мореплавания в Лифляндской губ[ернии]) с 12 человеками прислуги вышел на нем из Лондона 1 июля по направлению к норвежскому городу Тромсе, но, не дойдя до него по причине неблагоприят¬ной погоды, вынужден был 9 июля повернуть к Бергену, где, взяв лоцмана, 14 июля прибыл снова в Тромсе. Отсюда, сделав запас каменного угля и пресной воды, отправились далее к Карским воротам, но, встретив на пути громадные ледяные массы, направили путь свой к Югорскому Шару и остановились у острова Матвеева, откуда 23 числа снова пустились в путь и снова встретили огромные ледяные горы, которыми были затерты в течение трех суток; наконец 28 июля вошли в Югорский Шар. Продолжая дальнейший путь на восток, г. Даль с командой своей 2 августа увидели остров Белый, обогнув его 3 числа, вошли в устье Обской губы и 5-го стали якорем на устье р. Надыма. Отсюда, взяв баржу с рыбой тобольского купца Корнилова, отправились с нею далее, но, попав на мель, простояли четверо суток и затем, миновав Хенский остров, прибыли 20 августа в село Обдорское Березовского округа. 8 сентября «Луиза» была уже в Тобольске. К сожалению, ни у г-жи Корниловой, вдовы покойно¬го Корнилова, баржу которого доставила «Луиза» в Тобольск, ни у других лиц, к которым мы обращались здесь, в Тобольске, мы не могли достать никаких подробных сведений о «Луизе», кроме того, что она, между прочим, первая привезла сюда железную эмалированную посуду... Главный груз ее составляли дымогарные трубы с цепями и принадлежностями для строившихся в Тюмени судов, который был сдан доверенному известного тюменского пароходовладельца Игнатова, и оливковое масло.
Было бы очень желательно ввиду важности поднятого вопроса для нашего города, чтобы люди, более нас знакомые с вопросами о попытках морского сообщения Сибири с Западной Европой, поделились с читающей публикой своими соображениями и сведениями по этому вопросу. Среди тоболяков, наверное, есть люди, помнящие приход «Луизы» и с интересом следившие за ее судьбой, так как из газеты «Сибирь» за 1877 год, единственного частного си¬бирского органа того времени, видно, что редакцией «Сибири» было получено несколько восторженных корреспонденций из Тобольска, но редакция «Сибири» относилась скептически к самому вопросу о выгодности Северного морского пути и иронизировала над радужными надеждами тоболяков, предоставляя будущему решить этот вопрос.
Для Енисея вопрос этот уже можно считать решенным. Там дело велось энергично. Попытки проникнуть в Енисей не прекращались, несмотря на частые несчастные случаи. В последние годы заграницей образовались две компании, успевшие доставить товар по р. Енисею; одна из этих компаний, так называемая англо-сибирская, открыла даже магазин в г. Красноярске, но обе эти компании в коммерческом отношении не имели успеха и должны были ликвидировать свои дела. Неудачи их объясняются, главным образом, неудачным выбором товаров, залежавшихся в магазине компании, дороговизной администрации, заведывающей магазином и делами компании в г. Красноярске, и отсутствием на Енисее и Карском море постоянных знаков, делающих путь следования товаров крайне рискованным и подверженным случайностям. После успеха г. Добротворского и установки морским министерством знаков на всем протяжении пути, пройденного г. Добротворским, влияние первых двух недостатков — неудачного выбора товаров и устройства администрации — не остановит предприимчивости иностранцев.
Публикуется по: СИБИРСКИЙ ЛИСТОК: 1890-1894 / Сост. В. Белобородов (при участии Ю. Мандрики). – Тюмень: Мандрика, 2003.
#сибирскийлисток
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев