В 50-е годы в труппе театра появляются новые артисты, многие из них прошли войну, участвуя в боевых сражениях, это Г.И. Дьяконов-Дьяченков, Л.И. Долматова, Т.Э. Дымзен.
В 1955 году был приглашен в театр актер П.С. Вельяминов из Абаканского театра, где он проработал два года после десяти лет исправительных работ, обвиненного в 1943 году в сочувствии антисоветской организации «Возрождение России», в ту пору Петру Вельяминову было всего 16 лет, и он собирался поступать в архитектурный институт. Тяжелейшая работа, голод, холод, известие, что арестованы родители, привели к тому, что Петр был на грани жизни и смерти, но на пути встречались добрые люди, которые спасали его, одним из таких моментов было вовлечение его в художественную самодеятельность. После освобождения он не имел права проживать в Москве, хотя там родился, поэтому устроился в Абакане, затем Тюмень, а дальше движение к славе, пока судьба не свела его в Свердловске в 1970 году с Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским, где в их фильме «Тени исчезают в полдень» Петр Вельяминов сыграл главную роль - так началось его восхождение. Да, талантливый был актер, не имея актерского образования, кроме своих «университетов», которые проходил в лагерной самодеятельности, сумел достичь всенародного признания.
В нашем театре он проработал три сезона, но многому научился, работая с такими прекрасными артистами, как Г.И. Дьяконов-Дьяченков.
Георгий Иванович Дьяконов родился 17 марта 1924 года в Москве, в семье актеров. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, воевал зенитчиком, был тяжело ранен в боях. После войны учился в театральном училище в г. Чкалове (Оренбург), откуда родом его отец, и после окончания училища гастролировал по Украине под псевдонимом Дьяченко, который потом включил в официальную фамилию. С 1950 г. - актер Тюменского драматического театра, где блестяще сыграл около 200 ролей, в 1959 г. получил звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1976 г., после исполнения роли В.И. Ленина в пьесе Н. Погодина «Кремлевские куранты», ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. Я хорошо помню, когда артист стремительно появлялся из дальней кулисы, приближаясь к рампе, в гриме и облике В. Ленина, то зрители в едином порыве мгновенно поднимались с мест и несмолкаемыми овациями приветствовали «вождя». Появление актера производило сильное впечатление на публику. Г.И. Дьяконову-Дьяченкову были подвластны разноплановые роли: от Добчинского до Кутузова, от секретаря райкома до Шванди в пьесе «Любовь Яровая», а также Присыпкина в сатирической вещи В. Маяковского «Клоп».
Тюменские зрители очень любили Г.И. Дьяконова-Дьяченкова и помнят его до сих пор. В память о нем рядом со зданием нового театра разбит сквер, носящий его имя.
Там установлена скульптура артиста, а на доме, где он жил, по адресу Первомайская, 25, установлена мемориальная доска.
Мне очень запомнилась и сейчас не забылась пьеса «Хижина дяди Тома», о добром негре, который погибает от рук жестокого рабовладельца, в этих сценах публика, особенно дети, прямо плакала навзрыд, так проникновенно играл Тома артист Н.Н. Райцев, и было очень страшно, как прятался дядя Том со сбежавшим мальчиком в хижине. Райцев Н.Н. жил тоже в доме артистов, но расположен он был на улице Урицкого, 44, на месте белого четырехэтажного здания, появившегося первым после сноса старых домиков. Дом артистов был деревянный, вытянутый вдоль улицы, двухэтажный, с тамбурными дверями и мелодичным колокольчиком в них. Система была коридорная, по обе стороны его располагались комнаты с не открывающимися окнами, но с круглым отверстием в стене, которое затыкалось войлочной пробкой. В конце одного из коридоров была расположена кухня. На второй этаж вела очень красивая, широкая лестница. Дом имел второй выход во двор, где было несколько построек. Структура помещений вполне соответствовала тому (это было официально известно), что он был ранее домом с «красными» фонарями. Рядом с этим домом стоял небольшой домик, в котором жила семья актрисы Ю. Мониной, полагаю, что здесь была амбулатория, было помещение для прачечной и туалета. Я бывала в этом доме, очень мне понравилось внутреннее убранство, были кресла, столики и этажерки вдоль стен, картины и широкая ковровая дорожка на втором этаже. Была там женщина, не знаю, как ее назвать, но она присматривала за порядком, за домом, всегда выходила на звон колокольчика.
Много было поставлено в театре сказок для детей, особенно в зимние каникулы, выходил новый спектакль, в одном из них мы с сестрой Леной исполняли сценку, как два зайчика бегали в лесу друг за другом, отнимая морковку, а потом нападали на волка, забавно было. В одно из представлений мы вылезли в костюмах в антракт в осветительную ложу, и дети из зала начали нам махать руками и что-то кричать. Поругали маму и нам досталось.
Очень яркой актрисой была Т. Дымзен, приехавшая к нам в 1951 году из Омского театра, красивая женщина, и не подумаешь, что в годы войны была разведчицей. Полюбилась она зрителям в главных ролях в пьесах «На дне», «Дядя Ваня» и «Филумена Мартурано». Многие ее помнят как руководителя детской театральной студии во Дворце пионеров.
Когда я бывала у мамы в реквизиторском цехе, то рассматривала все предметы реквизита, здесь располагались настоящая посуда и бутафорские кубки, картины, оружие, статуэтки, украшения, зонты и даже деньги. Все разложено по полкам, и подписано, для какой пьесы. Мама почти каждый год получала благодарности за успешную работу или за подготовку к новому спектаклю, это записано в ее трудовой книжке с интересными формулировками. У мамы я познакомилась с Наталией Владимировной Шляхтиной, которую просто звала тетя Наташа, она была суфлером с 1950 года до последних дней театра, до 2006 года. Тетя Наташа обладала уникальным тембром голоса, баритоном, но главное, он распространялся на большие расстояния, поэтому она, стоя за суфлерской будкой у начала сцены, произносила слова шепотом, но они доходили легко для артиста, стоящего даже у задней кулисы. Теперь нет суфлеров, у всех артистов головные микрофоны и прочая техника. Суфлер - это уникальная профессия. Тетя Наташа проживала в доме артистов на ул. Первомайская и жила до последнего часа, когда дом начали крушить, так как она не хотела уезжать далеко, ждала квартиру по соседству и дождалась ее на ул. Ялуторовская. При встрече с ней на улице и разговоре народ оглядывался и удивлялся ее необычному голосу. У нее не было семьи и детей, полностью была предана театру.
Продолжение следует
На фото: П.Вельяминов, Б.Фёдоров, Ю.Зеленевский, П.Словцов, Н.Кардонская, К.Бутакова, Г. Дьяконов-Дьяченков.
#ЛюбимыеУголкиТюмени #МояТюмень
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев