ГЕРОИНИ ТЮМЕНСКОГО КОВРОТКАЧЕСТВА
Продолжение. начало опубликовано 13 июля 2023 г.
Бабушкин ковёр
Потомственная ковровщица Наталья Денисова — ещё один человек, благодаря которому живут тюменские ковры. В своей мастерской она создаёт изделия на заказ, проводит мастер-классы и обучает девушек ткацкому искусству.
Процесс создания ковра начинается с подготовки пряжи. Наталья покупает овечью шерсть, теребит её пальцами и прядёт на колёсной прялке — создаёт нить. Затем она ссучивает пряжу — сдваивает одинарные нити. Эта пряжа сматывается в пасмы, которые нужно прокипятить и покрасить. Когда она высохнет, её нарежут на жички.
Всё готово — пора заправлять ткацкий стан. Начинается самая интересная часть: создание ковра. Опираясь на схему, ковровщица завязывает узелки. Это похоже на вышивку: один квадратик на схеме — один узелок. Так и получается узор.
В мастерской Натальи работает 27-летняя Мария Любимова, выпускница Тюменского государственного института культуры. Студенты этого вуза изучают народные промыслы, в том числе ковроткачество. Под руководством преподавателя Ольги Козловской они рисуют набросок, затем — схему, и ткут небольшой кусочек ковра. Создать полноразмерную работу не успевают: на изучение ковроткачества выделяется только один семестр. Некоторые студенты затем приходят в мастерскую Натальи на летнюю практику.
Искусству ковроткачества Наталья обучает молодых учениц: свою 13-летнюю дочь Марию и ученицу начальных классов Светлану Ракиткину. Их коврики пока небольшие, с простыми узорами.
Любовь к коврам — наследство Натальи от бабушки и прабабушки. В детстве её бабушка Физа ставила в горнице огромный ткацкий стан, а маленькая Наташа завязывала узелки. Когда девочка подросла, бабушка подарила ей на день рождения коврик. Он долго лежал на полу в её съёмной квартире, а после переезда Наталья его выбросила. Тогда она ещё не догадывалась, что свяжет с махровым ковром всю свою жизнь.
Спустя годы Наталья стала собирать секреты ковроткацкого промысла, встречаясь с пожилыми деревенскими ковровщицами, которых сегодня уже нет в живых. Тогда она узнала, что её прабабушка — Федора Евсеева — была лучшей ткачихой в своём селе. Сейчас её ковры висят у Натальи в мастерской, она копирует с них орнаменты, которые использует в своих работах. Её мечта — возродить промысел, передать собранные знания молодому поколению.
Не пылесборник, а экспонат
Сегодня старинные тюменские ковры хранятся в частных коллекциях и музеях; на них можно посмотреть в тюменском музейном комплексе им. И. Я. Словцова. «Сибирская ковровая фабрика» организует выставки своей продукции по всей стране и за рубежом. Так ковры, которые сегодня называют «пылесборниками», становятся произведениями искусства и ценными экспонатами.
Одна из частных коллекционерок — Зулейха Алишева. В её доме ковры и половицы лежат почти в каждой комнате; среди них домотканые и фабричные работы из Тюмени и Тобольска.
Среди почитателей и коллекционеров Тюменского ковра — доктор искусствоведения Наталья Сезёва. Она исследует сибирский ковровый промысел более тридцати лет, выпустила множество монографий и альбомов.
Коллекцией из сорока ковров владеют Александр Третьяков и Юрий Рябченюк. Выезжая в районы Тюменской области, они собирали работы именитых мастериц.
Все эти люди не дают тюменскому ковру исчезнуть, оберегают ручной труд, вытесняемый машинами. Хотя для большинства их современников ковры — пережиток, для них он ценность, которую нужно оберегать.
Текст и фото: Надежда Князева
Опубликовано: https://zapovednik.space/material/tkali
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев