Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1803-1810. Сухур (прием пищи перед постом). https://youtu.be/ChFh8BA4edI БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим
Рассматриваемы вопросы в уроке:
•1803 Что значит благодать сухура (сахура).
•1804 Каково постановление сухура.
•1805 О желательности откладывать сухур.
•1806 Посредством употребления в пищу чего человеку засчитывается сухур.
•1807 Когда необходимо прекращать сухур.
•1808 Каково постановление человека, который продолжает кушать во время азана.
•1809 Можно ли продолжать кушать и пить, если человек сомневается в наступлении рассвета.
•1810 Если человек кушал сухур, думая, что рассвет еще не настал, а оказалось, что настал.
Хадис №642. Приходит от Анаса ибн Малика о том, что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Употребляйте в пищу (перед рассветом) сухур, поистине в этом есть благословение». аль-Бухари 1923, Муслим 1095.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом №642.
Вопрос: 1803 Что значит благодать сухура (сахура). https://youtu.be/sj1O1vY1X08 Баракат сухур или сахур (можно с фатхой можно и с даммой) что значит благословение или благодать сухура? Слово сухур можно прочитать с фатхой, а можно прочитать с дамой -сухур. Если ты скажешь сахур, то слово сахур в данном случае будет означать еду, которую ты кушаешь перед рассветом, а если скажешь сухур с даммой, то это означает сам процесс приема пищи до рассвета. Значит ты сидишь кушаешь перед рассветом. Та еда, которая перед тобой называется сахур, а тот процесс, который ты делаешь, т.е. процесс употребления в пищу называется сухур с даммой. Как слово тахур и тухур, тухур это процесс взятия вуду (малого омовения), а тахур это вода, которую ты используешь при малом омовении т.е. из-за харакатов меняется смысл слова. Так вот как в сахуре, так и в сухуре есть барака. Что значит благодать? Некоторые сказали – т.е награда за сухур. Тогда, если мы скажем награда, то это касается слово сухур (самого процесса употребления в пищу). Потому что слово сухур масдар в смысле тасаххар в смысле употребление пищи, а некоторые сказали под благодатью имеется то, что человек, который поест пищу перед рассветом, усилит свой организм и будет активным в течении дня, даже не смотря на то что он держит уразу, т.е тот который покушает перед рассветом будет сильным во время уразы, а тот который не покушает перед рассветом будет слабым с самого утра. И этот смысл уже касается хараката фатхи, потому что, если мы скажем сахур, то это касается еды, значит, если мы скажем сахур т.е. еда, которую ты употребляешь перед рассветом, какая барака в нем? То что если ты покушаешь еду, то твой организм станет сильным – в этом заключается благодать этой еды, а если ты скажешь сухур, т.е. принятие пищи какая в нем барака? То, что за принятие пищи Аллах дает тебе награду, т.е. в этом действии есть барака. Значит, барака есть как в самой пищи, так и в употреблении этой пищи, и в этом есть барака и в этом есть барака. В этом хадисе явный довод на то, что употреблять пищу перед рассветом уразы является желательным и так же есть другие доводы, в которых приходит побуждение человека к употреблению пищи перед рассветом.
Почему из этого хадиса мы не берем обязательность сухура?
Нет приказа (ему отвечают)
Как нет приказа, тасаххару употребляйте пищу на сухур, более того придет у нас еще хадис - не оставляйте сухур, пришел запрет оставление сухура. Почему мы скажем, что это лишь желательное, а не обязательное? Потому что пришло в хадисах то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда держал уразу больше, чем сутки, держал уразу две сутки, три сутки т.е. ел перед рассветом вступал в уразу, потом не нарушал уразу до магриб, продолжал его держать до следующего магриба, т.е. на второй сухур уже ничего не кушал, а если бы это было обязательным, то он бы поел на второй сухур. Из этого ученые взяли то, что сухур является желательным, а не обязательным. Это дальше у нас придет.
Из хадисов, которые побуждают нас к употреблению пищи перед рассветом, хадис который у имама Муслима со слов Амра ибн Аса, о том что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разница между нашей уразой и уразой обладателей писания, то что мы кушаем перед рассветом, а они не кушают перед рассветом, на этом наша разница между ними и нами».
И приходит у имама Насаи, т.е с утвержденным иснадом от одного из сподвижников пророка(да благословит его Аллах и приветствует), о том что он сказал –«Однажды я пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а он принимал пищу сухур и тогда сказал, сухур или сахур является благословением которое дал вам Всевышний Аллах, не оставляйте же его, не оставляйте сухур».
Значит благодать - благословение присутствует как в пище, так и в употреблении пищи. В пище, т.е. человек набирает сил посредством того что он поел ее, а в употреблении пищи благодать в том, что Всевышний дает награду, за то что человек кушает сухур. В отличии от других видов еды. Если ты кушаешь например на зухр, просто так, не во время поста, ты за это награду получаешь, если у тебя нет дополнительного намерения, потому что это вещь бытовая, не является поклонением. Но если ты берешь намерение что этой едой я хочу усилить свой организм для того чтобы должным образом поклоняться Аллаху и т.п., тогда за это получаешь награду, т.е. есть разница между двумя употреблениями пищи - когда ты кушаешь сухур ты получаешь награду, только за то что кушаешь сухур, а если ты кушаешь обед или ужин допустим, то за это без дополнительного намерения ты награду не получаешь, отсюда берется что употребление в пищу сухура, в нем есть благодать, в отличии от других видов употребления пищи.
[Примечание редактора стенограммы]: Сахуром в арабском языке называется всё то, что пьют и употребляют в пищу в конце ночи, незадолго до появления зари. Само же употребление этой пищи и этого питья называется сухуром. Чаще всего используют слово сахур, но, как говорят, правильнее будет употреблять слово сухур, поскольку сахур – эта пища, а вознаграждение полагается за её приём, а не за неё саму. «Поддержку для поста ищите в приёме пищи перед появлением зари, а для ночных молитв – в небольшом сне перед полуднем!» (Ибн Маджах. Достоверность хадиса, мне не известна).
Достоинство сахура можно достигнуть посредством всего, что только можно будет назвать приёмом пищи или питьём, в соответствии с вышеприведённым хадисом ‘Амра б. аль-‘Аса. Это также подтверждается и хадисом, который передаётся от Абу Са’ида, где Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорит: «В приёме сахура содержится благодать. Поэтому не пренебрегайте им, даже если это будет всего один глоток воды, ибо поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед появлением зари!». (Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945.).
В хадисе, который передаёт Абу Хурейра, – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Верующий получит большое вознаграждение, если поест финики перед появлением зари». (Ибн Хиббан. Достоверность хадиса мне не известна).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур». (Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его». (Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3683.)
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучший сухур верующего – это финики». Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/448.
Вопрос: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать». Что имеется в виду под «благодатью сухура»?
Ответ шейха Усеймина: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста. Источник: «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста». [Конец примечания].
Вопрос: 1804 Каково постановление сухура. https://youtu.be/tpgIoPtsxl8 Какого постановление употребления пищи перед рассветом, перед уразой. Сказал Ан-Навави: сказал ибн Мунзир в своей книге аль-ишраф. (Ибн Мунзир находится в слое учеников Бухари, т.е. жил после Бухари). Община мусульман сошлась на единогласном мнении, что употребление в пищу сухура является желательным. Нет греха на том кто его оставит. Сказал ибн Кудама – «я не знаю разногласий среди ученных, в том, что употребление в пищу сухура является желательным». Говорит Мухаммад ибн Хизам: Упомянул Абу Авана в своем достоверном сборнике, то что приказы которые пришли в хадисах на сухур переходит из степени обязательности на степень желательности. Посредством других хадисов, в которых приходит что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал уразу несколько дней подряд со своими сподвижниками и то же разъяснение привел имам аль Бухари раньше, чем привел его Абу Авана. Значит употребление в пищу сухура является желательным и не является обязательным, если человек оставит его даже намеренно он не получает за это греха.
Вопрос: 1805 О желательности откладывать сухур. https://youtu.be/DkRahHJ3Osw О желательности откладывать сухура, вплоть до самого рассвета. Говорит шейх ибн Хизам – является желательным откладывать сухур, вплоть до рассвета. Пришло у Бухари и Муслима со слов Анаса ибн Малика, а также Зейда ибн Сабита который сказал - однажды мы кушали сухур вместе с Посланником Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), а затем пошли совершать утренний намаз. Я сказал сколько было между азаном и между тем что вы прекратили сухур. Сказал – столько времени, что можно прочитать 50 аятов, то есть мало времени, между азаном и между окончанием сухура. И приводит имам аль Бухари в своем достоверном сборнике со слов Сахля ибн Сада, который сказал – однажды я или обычно я употреблял в пищу сухур среди своей семьи , а затем мне приходилось сильно торопиться чтобы успеть на утренний намаз вместе с посланником Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует). Это о чем говорит? То что этот сподвижник Сахль ибн Саад употреблял сухур вплоть до рассвета. Потом ему приходилось быстро идти в мечеть, чтобы успеть на утренний намаз. И дальше у нас придут ограничения этого, то, что это не означает, то что ты можешь кушать вместе с тем что рассвет уже наступил.
Вопрос: 1806 Посредством употребления в пищу чего человеку засчитывается сухур. https://youtu.be/pQMKJoOo4LA Посредством чего человеку засчитывается сухур? То есть как понять? То есть какой минимальный сухур надо употребить в пищу чтобы было засчитано что ты покушал сухур и получил за это награду. Сказал ибн Кудама, а также ибн Хаджар –засчитывается человеку сухур минимальным из того что он может покушать и пить. То есть если ты просто проглотил глоток воды или съел быстренько маленькую помидорку, все это включается в то и засчитывается как будто бы ты покушал сухур. Приходит подобный хадис у имама Ахмада со слов Абу Саида аль Худри о том, что Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине в сухуре есть баракат, то есть благодать, поэтому не оставляйте его, даже если один из вас просто выпьет глоток воды, потому что Аллах и его ангелы читают благословение на тех которые кушают сухур». Но в иснаде этого хадиса человек по имени Рифаа Абу Рифаа, положение которого неизвестно, то есть неизвестный передатчик, а также в нем опасность тадлиса Яхья ибн Абу Касира, но у этого хадиса есть другой иснад у имама Ахмада, но в его иснаде Абдурахман ибн Зейд ибн Аслям слабый единогласно. И за начало этого хадиса, то есть Поистине сухур –в нем есть благодать за достоверность его свидетельствует хадис Анаса ибн Малика который у нас в главе под номером 642, то есть сейчас имам ибн Хизам что делает, привел хадис от имама Ахмада, говорит этот хадис слабый, но есть ли ему поддерживающие хадисы? Если взять первую часть, то ему есть поддерживающий хадис со слов Анаса ибн Малика. Делайте сухур поистине в сухуре есть баракат, поэтому первая часть этого хадиса является годной в довод, почему потому что у нее есть поддерживающий хадис, а за среднюю часть хадиса то есть Не оставляйте его даже если вы попьете один глоток воды, даже если один из вас попьет глоток воды, то за его достоверность свидетельствует хадис Абдулла ибн Амра ибн Асса у ибн Хиббана, но в иснаде его Имран ибн Катам который является слабым, но все равно эта слабость готова для того чтобы поддержать этот хадис, а что касается конца хадиса то есть то, что Аллах и его ангелы читают благословение на тех которые кушают сухур, то за это я не нашел никакого поддерживающего хадиса, значит хадис первые две его части, годятся в довод, а последняя часть в довод не годится. Значит, у нас годится в довод- «Кушайте сухур, не оставляйте его в нем есть барака, даже хотя бы один глоток воды если попьете он вам будет засчитан» – вот относительно этого есть поддерживающий хадис, а что касается последней фразы – «поистине Аллах и его ангелы благословляют того который кушает сухур», относительно этого нет поддерживающих хадисов поэтому он остается на слабости .Значит есть довод на то что Аллах и его ангелы читают благословение за того который кушает сухур или нет? Кто скажет? На это достоверного довода нет. Сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия, но если человек способен покушать, то это является сунной, т.е. лучше чем просто глотнуть глоток воды. Значит правильное мнение в нашем вопросе какое, то что если человек выпил хотя бы глоток воды или поел хотя бы что то маленькое и небольшое, то этого достаточно ему чтобы сухур засчитался ему перед Всевышним Аллахом.
https://www.youtube.com/user/bibliotekaislama https://www.youtube.com/user/bibliotekaislama2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев