Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1851-1859. Полоскание рта, уколы, слизь при отрыжке, сивак, зубная паста, курение, аэрозоль от асмы. https://youtu.be/07oRos_dgx4 БисмиЛляхи Ар-Рахмаани Ар-Рахиим.
Рассматриваемые вопросы в уроке:
•1851 Если человек полоскал рот или нос, и вода попала внутрь.
•1852 Портит ли уразу использование уколов в вену или в мышцу.
•1853 Портит ли уразу проглатывание слизи, подошедшей ко рту в результате отрыжки.
•1854 Является ли необходимым высушивать рот полотенцем после полоскания рта.
•1855 Если человек почистил зубы свежим сиваком так, что проглотил его отделившийся сок.
•1856 Каково постановление использования сивака для постящегося.
•1857 Можно ли постящемуся пользоваться зубной пастой.
•1858 Портит ли уразу курение сигарет или кальяна.
•1859 Каково постановление использования аэрозоля против бронхиальной астмы при уразе.
Вопрос: 1851. Если человек полоскал рот или нос, и вода попала внутрь. https://youtu.be/1DIyFduJ_rA Если человек полоскал рот или полоскал нос, имеется в виду малое омовение, а так же если полоскал рот или нос вне малого омовения. Без разницы и победила его вода. Не смог контролировать воду, и она проникла внутрь его организма. Говорит: - первое мнение в этом вопросе, которого придерживался имам Ахмад, а так же Исхак, а так же абу Саур - то, что подобное действие не портит уразу, не делает уразу недействительной. И это мнение так же аль-Хасана аль-Басри и то мнение, которое выбрал ибн Хазм. И в довод они привели слова Всевышнего: - И нет на вас греха в том, в чем вы ошиблись, но грех вы заслуживаете только, если намерились ваши сердца. А так слова пророка, саля Ллаху аляйхи васаллям: - Поистине Всевышний Аллах, Субхана ва Тааля, простил моей общине ошибку и забывчивость. Но этот хадис является слабым, как мы уже говорили ранее. Но несмотря на то, что он является слабым, смысл его достоверный, то, что если человек допустил ошибку и допустил какое то действие непреднамеренно, нечаянно, то шариат не спрашивает его за это. И это мнение так же выбрал имам аль-Бухари, а так же шейх ибн Усеймин. И это мнение является правильным в этом вопросе.
И второе мнение в этом вопросе, которого придерживался имам Малик, а так же абу Ханифа – то, что ураза такого человека, то есть, который проглотил воду (нечаянно) после того, как полоскал рот или нос, то, что его ураза становится недействительной в любом случае. Маварди сказал: - И это мнение большинства ученых фикха, но имам абу Ханифа поставил условие, чтобы такой человек был помнящим о своей уразе. Те, которые сказали (то есть, приверженцы второго мнения), которые сказали о том, что ураза такого человека портится, привели в довод хадис Лакита ибну Сабура о том, что пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, сказал: - «И вбирай воду в нос сильно, кроме как если держишь уразу». Но на самом деле в этом хадисе нет довода на то, что ураза портится, если человек при полоскании рта или носа, вода его вошла внутрь организма. Максимум, что можно взять из этого хадиса то, что держащий уразу человек, не приказывается ему сильно вбирать воду в нос. В этом хадисе нет указания на то, что если человек все-таки сильно вберет в нос воду при том, что он держит уразу и она проникнет в горло, нет в этом хадисе довода на то, что это делает уразу недействительной. Но человек, который держит уразу, должен остерегаться этого и не должен вбирать в нос воду сильно. Потому, что предполагается или известно то, что если человек сильно вбирает в нос воды, то часто это приводит к тому, что вода эта проникает внутрь его организма, поэтому, чтобы этого не получилось, человек должен остерегаться этого. И Один Аллах лучше знает.
Значит, правильный ответ в этом вопросе какой? То, что если человек полоскал нос или рот во время малого омовения или во время не малого омовения, и при этом нечаянно, ненамеренно он не смог удержать воды, и она прошла внутрь его организма. То есть, в горло и ниже, то правильное мнение в этом вопросе, что ураза такого человека не портится.
[Примечание редактора стенограммы]: Сказал имам Ибн Кудама: «Не нарушается пост посредством полоскания рта (если вода не была проглочена) – без разногласий у учёных, все равно, будь это полоскание рта во время омовения или нет. И передано от Пророка, мир ему, что Умар спросил его о поцелуе для постящегося, и Пророк сказал: «Что ты думаешь, если бы ты прополоскал рот во время поста?» Умар ответил: «Нет в этом проблем». Пророк сказал: «А что же ты тогда спрашиваешь про поцелуй?» (Хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Дыяуддин аль-Макдиси, аль-Хаким, аль Баззар, аль-Бейхакы, и другие, и назвали достоверным Али аль-Мадини, Ибн Хузейма, Аль-Хаким, Ибн Хиббан, и другие.)
И потому что рот в хукме внешней части тела, и пост не нарушается при попадании воды на внешнюю часть тела, также как и нос, и глаз.
И если человек промывал рот, или нос, во время омовения – и попала вода в глотку не намеренно, и если он делал промывание без чрезмерство – то на нём нет ничего, и его пост достоверен. И об этом сказали аль-Аузаи, Исхак, аш Шафии в одном из двух слов, и передано это также от Ибн Аббаса.
И сказали Малик и Абу Ханифа, что его пост нарушен, потому что он доставил воду в свою глотку помня о посте, поэтому его пост нарушен, точно также, как если бы он намеренно выпил воду.
Наш же довод то, что вода попала в его глотку без чрезмерности в промывании и ненамеренно, и это похоже на то, как если бы залетела муха в его глотку, и он по причине этих факторов отличается от того, кто выпил воду намеренно.
Что же касается того, что чрезмерствовал в промывании рта, сделав это больше трёх раз, или чрезмерствовал в промывании носа – тот сделал нежелательное, согласно слову Пророка, мир ему, в адрес Лякита Ибн Сабиры: «Чрезмерствуй в промывании носа, кроме как если ты постящийся», и хадис достоверный.
И также потому, что он подвергает себя из-за этого чрезмерства риску попадания воды в его глотку.
И если вода попала в его глотку в таком случае, то Ахмад сказал: «Мне нравится, чтобы он повторил пост этого дня»
Однако нарушен ли его пост посредством этого?
Два мнения в мазхабе.
Первое – что нарушен, так как Пророк запретил чрезмерствовать оберегая пост, и это указывает на то, что это нарушает пост постящегося. И также потому, что вода попала в его глотку из-за совершения запрещенного ему дела, и с этой стороны он похож на того, кто намеренно выпил воду.
Второе – что не нарушен, так как вода попала в глотку ненамеренно, и это похоже на тот случай, как если бы ему в глотку попали пылинки муки, когда он ее просеивал.
Что же касается полоскания рта вне омовения, то если это было для нужды, как если он промыл рот (от чего то) при нужде в этом, и тому подобного – то хукм этого случая такой же, как у полоскания рта в омовении.
А если же это было напраслиной, или если он прополоскал рот по причине жажды, то это нежелательно. И был спрошен Ахмад про постящегося, который испытывает жажду, и прополоскал рот, а затем выплюнул воду? И он сказал: «Мне любимее, чтобы он побрызгал себе на грудь водой».
И если он так сделал из-за жажды, и вода попала ему в глотку, или оставил воду во рту просто так, или для охлаждения (и она попала в глотку) – то его хукм – хукм того, кто превысил три раза в омовении. И это потому, что такие действия нежелательны». Источник: «Аль-Мугни», 6/73.
Постящийся может промывать нос и рот, но не тщательно
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Лякьиту ибн Сабиру: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». Итак, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал совершить должным образом вуду (малое омовение), а затем сказал: «… и тщательно промывай нос, если только ты не постишься.» Это указывает на то,что постящийся может промывать нос и рот, но не тщательно ,чтобы вода не достигла его горла. Что касается промывания носа и рта, то это обязательное действие во время вуду (малого омовения) и гусля (большого омовения) вне зависимости постится человек или нет. Источник: Шейх абд аль-Азиз ибн Бааз (да помилует его Аллах)
Маджму’ Фатауа уа Макалат Мутанаввиах (15/280).
Если при полоскании рта в горло попала вода
Вопрос: Если постящийся полоскал или промывал горло, либо делал ингаляцию, в результате чего ему во внутрь попала вода без преднамеренного умысла, то делает ли это его пост недействительным?
Ответ шейха Усеймина: Если в результате полоскания горла или ингаляции вода случайно попала во внутрь постящемуся, это не будет считаться разговением, потому что человек не намеревался делать этого специально, так как Всевышний сказал: "Если сердца ваши не были преисполнены умысла". [Конец примечания].
Вопрос: 1852 Портит ли уразу использование уколов в вену или в мышцу. https://youtu.be/m8wi1Gs-Afw Если человек заболел какой-то болезнью и требуется поставить ему укол либо в вену, либо в мышцу, соответственно результатом этого укола становится, что в организм человека поступает определенная жидкость. Портит это уразу человека или нет?
Говорит: - То, что кажется правильным мнением в этом вопросе, что если эти уколы являются питательными и используются для питания организма, тогда они портят уразу. А если они не являются таковыми, тогда они не портят уразу человека. И эту фатву дал шейх абд аль-Азиз ибн Бааз, так же шейх ибн Усеймин, а так же шейх аль-Фаузан.
Если человек держит уразу и потребовалось ему поставить укол. Во-первых, можно ему такой укол ставить или нет? Можно, так как есть нужда и человек болеет. И если человек болеет, то он вообще не обязан держать уразу, может разговеться, даже если этот укол питательный. Но если этот укол питательный и он поставил его в вену или в мышцу, тогда этот день у него недействительный и он в постановлении разговевшегося человека, но после месяца рамадан он должен возместить этот день. Ели же укол не питательный, то есть, из тех видов, которые не питают организм, но может быть, что просто сбавляют температуру или какое то действие оказывают, то такой вид уколов не портит уразу человека.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейха Ибн База спросили о фетве в отношении человека, который получал внутримышечные и внутривенные инъекции в Рамадан, о том нарушается ли его пост или нет?
Он ответил: «Пост действителен, потому что инъекция в вену не подобна еде или питью. Это применяется также и к внутримышечным уколам. Но если он восполнит его (пост) чтобы быть на безопасной стороне, то это лучше. И если он может подождать до ночи, то это также лучше, таким образом он избежит области в которых у ученых есть разногласия». Источник: фатвы ибн База 15/257.
Шейха ибн Усеймина спросили о внутривенных, внутримышечных инъекциях. Он ответил:
«Нет ничего неправильного во внутривенных и внутримышечных инъекциях, и они не нарушают пост, потому что подобное не относится к тому что нарушает пост; это не еда и не питье и не подобно этому. Мы уже объяснили что это не влияет на пост. Нарушает пост инъекции, которые являются заменителем еды или питья». Источник: Fataawa al-Siyaam 220.
Постоянный комитет был спрошен о фетве относительно инъекций в Рамадан, будь то лекарства или замена питанию.
Они ответили: «Дозволено при необходимости принимать инъекции в вену или в мышцу во время поста, но нельзя чтобы это было заменой питанию, потому что это аналогично еде или питью, и в этом случае подобная инъекция будет нарушать пост в Рамадан. Но будет лучше если инъекции будут делаться ночью». (Постоянный комитет (10/252))
Если во время поста человеку делают питательную инъекцию, при помощи которой он может обходиться без пищи и питья. В этом случае инъекция играет роль пищи и питья, как об этом сказал шейх Ибн ‘Усеймин в «Маджалис шахр рамадан» (С. 70).
Что же касается инъекций, которые не замещают пищу и питье, но являются лекарственными средствами (пенициллин, инсулин или стимулирующие препараты, или прививки), то они не нарушают пост как в случае, если они вводятся внутривенно, так и в случае внутримышечного введения. Об этом сказал Мухаммад ибн Ибрахим в своих фетвах (Т. 4. С. 189).
Но из предосторожности лучше сделать их на ночь.
Гемодиализ (аппарат - гемодиализатор называют «искусственной почкой»), при котором из организма выводят кровь, а после очищения и добавления некоторых химических и питательных веществ (глюкоза, соли и пр.) возвращают ее в организм, нарушает пост. Подробнее в «Фатауа-ль-ляджнати-д-даима» (Т. 10. С. 19). [Конец примечания].
Вопрос: 1853. Портит ли уразу проглатывание слизи, подошедшей ко рту в результате отрыжки. https://youtu.be/cPqCVY_M-eE Аль-каляс – это отрыжка человека. Когда человек поел пищу, бывает так, что он отрыгивает после употребления пищи. Бывает отрыгивание двух видов: такое, которое не влечет за собой поднятие еды из желудка в горло, просто отрыгивание воздухом. А бывает отрыгивание, которое несет за собой поднятие части еды из желудка до горла и иногда может быть так, что еда попадает даже в рот. Теперь вопрос: Если человек отрыгнул, таким образом, и часть еды поднялась из его желудка, и попала ему в рот. И затем он обратно проглотил эту еду, ураза его портится или нет? Или он должен выплюнуть эту еду, которая попала ему в рот из желудка?
Говорит: Аль Каляс или Аль Калс, с фатхой над каф, а что касается лям, то она может быть с фатхой, может быть с сукуном.
Говорит: - Это когда достигает горла. То есть, здесь уже имеется в виду снизу, из желудка в рот, не имеется в виду снаружи, ртом. – А может быть достигает не только горла, но даже рта и она может обратно вернуться в желудок. Если достигла горла или рта, может вернуться обратно, и такое случается с сытым человеком. Что касается постановления такого явления, если еда дошла до его горла или его рта, а затем вернулась обратно в желудок без выбора человека, то есть, так, что он проглотил эту еду ненамеренно, не смог преодолеть эту еду и еда преодолела его и ушла сама вниз, тогда это не портит уразу. Но если человек проглотил эту еду намеренно вместе с тем, что мог выплюнуть ее, тогда это портит уразу. И фетву об этом вынес имам Ахмад, а так же ибн Хазм.
Значит, правильное мнение в вопросе, какое? То, что если человек проглотил ту еду, которая вышла в результате отрыжки из его желудка в рот, если проглотил ее намеренно, тогда ураза его портится, если проглотил ненамеренно, тогда ураза не портится.
Вопрос: 1854. Является ли необходимым высушивать рот полотенцем после полоскания рта. https://youtu.be/5bxwX3p9saw Сказал ан-Навави в своей книге «аль-Маджму» (шарх на книгу «аль-Муаззаб» абу Исхака аш-Ширази, в этой книге собраны вопросы фикха относительно мазхаба Шафиитского) – Сказал аль-Мутавалли (один из ученых Шафиитского мазхаба), а так же другие: - Если держащий уразу человек поласкает рот, то он обязан эту воду выплюнуть, и не является обязательным такому человеку высушить рот, то есть внутренность рта куском материи или чем-либо подобным, без разногласий. То ест, Мутавалли, а так же другие приводят отсутствие разногласия в Шафиитском мазхабе о том, что человек не обязан высушивать рот куском материи после того, как он прополоскал его. Сказал аль-Мутавалли: - Потому, что в этом есть затруднение для человека,( то есть, представь, каждый раз, когда будешь полоскать рот, будешь брать полотенце и высушивать внутренность рта) а так же потому, что во рту не остается после маджа (мадж – это выплевывание воды) ничего кроме рутубы (влаги), которую уже невозможно выплюнуть. Потому, что если бы она могла отделиться от внутренней кожи рта, то она бы вышла вместе с выплевыванием. То есть, Мутавалли хочет сказать, то, что если человек прополоскал рот, а затем выплюнул воду, которая была во рту. То та влага, которая остается во рту, это не та вода, которую он взял в рот при полоскании рта. Но эта влага, которая является слюной, и которая выделяется внутренней кожей рта. Поэтому ее сушить не нужно, так как это слюни человека, а не та вода, которую он взял в рот. Потому, что если была эта вода, которую он взял в рот, она бы вышла вместе с выплевыванием.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: - Если бы обязательным было для него сушить рот, (то есть, куском материи после полоскания рта) то пророк, саля Ллаху аляйхи васаллям, непременно приказал бы это и разъяснил бы этот вопрос потому, что этот вопрос касается всех людей и встречается часто в жизни человека. То есть, человек не может, если он держит уразу не полоскать рот, так как он должен брать малое омовение к намазу. Раз это касается всех и вся несколько раз в день и отсутствие высушивания рта полотенцем, после полоскания рта приводило бы к недействительности уразы, то пророк, саля Ллаху аляйхи ва саллям, непременно разъяснил бы этот вопрос и указал бы на него из-за его опасности. Потому, что нужда людей к разъяснению этого вопроса является всеобщей. И этот логический вывод тоже указывает на правильность мнения, которую выбрал или упомянул аль-Мутавалли .
Вопрос: 1855. Если человек почистил зубы свежим сиваком так, что проглотил его отделившийся сок https://youtu.be/m684cfqrP04 Если человек чисти зубы во время уразы свежим сиваком. Свежий – Если ты будешь кусать, из него идет горечь, из него идет его вкус, сок.
Говорит: - Когда человек чистил зубы таким сиваком влага или сок от этого сивака отделился от самого сивака и попала к тебе в рот, или отделилась от этого сивака хашаба,то есть, какие то кусочки дерева отделились от сивака, попали тебе в рот и ты их проглотил. Портит это уразу или нет?
Сказал ан-Навави в своей книге «аль-Маджму»: - Да, это портит уразу без разногласий. Об этом явно заявил аль-Фаурани (один из ученых Шафиитского мазхаба), а так же другие. Без разногласий, имеется в виду у Шафиитов. То есть, Шафииты единогласно считают, что такое деяние портит уразу. Что понимается под соком сивака, под влагой от сивака? Имеется в виду саиль, та жидкость, которая выходит из сивака в то время, когда он используется и является еще свежим, новым сиваком. Говорит: - И он еще является горячим. Что значит горячим? То есть, горьким, ты чувствуешь его горечь во рту. И имам ан-Навави явно заявил о том, что эта вещь или это явление портит уразу. Потому, что человек способен выплюнуть этот сок. То есть, проглатывание этого сока не является вынужденным для человека. Может он выплюнуть этот сок или нет? Или эти кусочки, которые отслаиваются или отходят от сивака, может человек их выплюнуть или нет? Может. Другой вопрос если он не смог это выплюнуть и это проникло ему в рот случайно, это не портит уразу, это понятное дело. Но если он проглотил это намеренно. Говорит: - А если же человек чистит зубы сиваком, после того как выплюнул этот сок, который выходит в начале из свежего сивака и этого сока из сивака не выделяется, то проглатывание этих слюней, которые выделяются в результате чистки зубов сиваком, не вредят уразе, даже если человек чувствует какой то вкус от сивака. То есть, все равно человек чувствует вкус, даже если сивак уже не новый, старый. Но этот вкус уже возникает не от того, что влага выделяется или это жидкость или сок выделяется от сивака, а просто потому, что слюни размягчают сивак, и соответственно основа сивака придает какой то вкус. Не смотря на то, что самого сока уже нет. То есть, одно дело проглотить сок свежего сивака, а другое дело просто чувствовать вкус, который имеется в дереве этого сивака, не смотря на то, что сока нет. Первое вредит уразе, а второе не вредит уразе. Потому, что второе не является чем то материальным. То есть, ты не проглатываешь какую-то материю, которая представляет, из себя сок этого сивака, но просто чувствуешь вкус, после того как сок уже удален. Говорит: - Потому, что сока уже нет, есть только слюни. Кто-то может сказать – а почему рас сока нет, есть вкус? Мы говорим: - Бывает такое, то, что сока самого нет, но вкус остается потому, что он присутствует в самом дереве, в самой основе сивака. И Один Аллах знает лучше. Значит правильный ответ в этом вопросе какой? То, что если человек чистил зубы сиваком свежим. И из этого свежего сивака выделился сок сивака и он его проглотил нечаянно, то это не портит уразу. Это, во-первых. Во-вторых, если он проглотил ее намеренно вместе с тем, что мог ее выплюнуть, тогда это уразу портит. И третья ситуация, если человек чистит зубы сиваком, у которого уже нет своего сока, но есть только вкус сивака за счет того, что этот вкус содержится в самом дереве сивака, так вот, в глотании этого проблем нет. Поэтому обычно говорят, выплюнуть необходимо при чистке зубов сиваком в первый раз. Первый раз если ты чистишь зубы этим сиваком, выделяется сок, ты ее выплевывай, но потом во второй раз, когда уже чистишь, следующий раз уже выплевывать необязательно, потому, что это уже не является соком посторонним самого сивака.
https://www.youtube.com/user/bibliotekaislama https://www.youtube.com/user/bibliotekaislama2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев