Евангелие от Фомы — внеканоническое евангелие, состоящее из изречений, обнаруженное в декабре 1945 года в Египте. Ученые предполагают, что тексты спрятали в ответ на письмо епископа Афанасия, где говорилось о строгом каноне христианских писаний.
Текст на коптском языке состоит из 114 высказываний, приписываемых Иисусу, около двух третей из которых напоминают канонические евангелия, а другие — гностическую традицию. Место его происхождения — Сирия или Александрия.
Большинство ученых не считают апостола Фому автором этого текста, а его автор остается неизвестным.
Широко распространено мнение, что это документ был создан в школе ранних христиан. Однако критики сомневаются, что описание Фомы как гностического евангелия основано исключительно на том факте, что его нашли вместе с гностическими текстами в Наг-Хаммади.
Библиотека Наг-Хаммади — это собрание папирусных кодексов, которые были обнаружены в конце 1945 года недалеко от селения Наг-Хаммади в Египте. Хотя этот термин «библиотека» используется условно, поскольку нет доказательств того, что все кодексы изначально составляли одно книжное собрание или принадлежали одному человеку, они имеют большое значение для понимания раннего христианства.
Библиотека включает в себя 52 текста, из которых 37 являются уникальными, а остальные известны по цитированиям, переводам на другие языки или упоминаниям у Отцов Церкви. Среди них есть и Евангелие Фомы, найденное в целостном виде — самый известный текст из этой коллекции.
Содержание библиотеки Наг-Хаммади существенно изменило научные представления о раннем христианстве, его взаимосвязях с гностицизмом и манихейством. Это открытие стало одним из величайших в папирологии XX века, наряду с Кумранскими рукописями, Папирусами Бодмера и Берлинским гностическим кодексом.
Евангелие от Фомы сильно отличается по тону и структуре от других новозаветных апокрифов и четырех канонических Евангелий. В отличие от канонических Евангелий, это не повествовательный отчет о жизни Иисуса; вместо этого он состоит из логий (высказываний), приписываемых Иисусу, иногда самостоятельных, иногда встроенных в короткие диалоги или притчи; 13 из 16 его притч также можно найти в Синоптических Евангелиях. Текст содержит возможный намек на смерть Иисуса в логионе 65 (Притча о нечестивых арендаторах, параллельная Синоптическим Евангелиям), но не упоминает его распятие, его воскресение или страшный суд; также в нем не упоминается мессианское понимание Иисуса.
Это евангелие — самое известное, самое изученное и самое противоречивое из всех апокрифов. Долгое время ученые имели доступ только к отдельным фрагментам, не понимая, что читают.
В 1897 и 1904 годах были опубликованы фрагменты папирусов P.Oxy I, 654 и 655, содержащие изречения Иисуса. Они не были распознаны как часть Евангелия от Фомы до открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году, где был найден полный коптский текст. Евангелие от Фомы, вероятно, является переводом с греческого оригинала. Многие исследователи предполагали, что оригинал был сирийским, но эта точка зрения не была поддержана большинством специалистов.
Одной из причин интереса к этому евангелию было то, что оно содержит исключительно изречения Иисуса. Это не значит, что Евангелие от Фомы — это утерянный источник Q. Большинство изречений в Евангелии от Фомы не имеют параллелей в Евангелиях Матфея и Луки, так же как в Евангелии от Матфея и Луки нет параллелей в Евангелии от Фомы. Однако с этого момента принято считать, что по структуре и назначению Q мог быть аналогичен Евангелию от Фомы.
Источник: ru.wikipedia.org , old.biggens.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев