Название книги — греческая калька с еврейского слова «кохелет», означает того, кто проповедует перед людьми, оратора. Поэтому в греческом переводе с иврита и, соответственно, в христианском каноне подавляющего большинства конфессий книга называется Екклесиаст или Экклезиаст — «оратор в собрании». Эта книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Седьмая книга раздела Писаний (Ктувим) Танаха.
Всякий, кто начинает читать Екклесиаст в Ветхом Завете, сразу же понимает, что эта поучительная книга отличается от остального текста Библии и уж совершенно точно контрастирует с Новым Заветом, который, несмотря на страшные события, которые в нем описываются, заканчивается на высокой ноте надежды соединения человека с Богом и обретения вечной жизни.
Концовка Екклесиаста не настолько очевидна и оптимистична. Тем не менее книга является весьма важной частью Священного Писания.
Книга Екклезиаста, кроме еврейского текста, сохранилась также во многих переводах. Автором книги с глубокой древности признаётся — как в еврейском, так и в христианском предании — царь Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Екклесиаста, называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».
Книга Екклезиаста погружает читателя в мрачный, беспросветный мир человека, который всю жизнь был «успешным», но на склоне лет прозрел, что в жизни все суета и в нем нет ничего, ради чего стоило бы прилагать усилия. Слово, которое встречается в Екклесиасте больше 30 раз – это слово «хавель», которое переводится как «суета», но более точный перевод – это «пар», вздох», то есть практически – «ничего», «пустота», «воздух».
Для героя книги вся человеческая жизнь, все его труды, все, что происходит, происходило и будет происходить вокруг – это все только «хавель». И даже мудрость человеческая тоже ничего не значит перед лицом смерти, ибо «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). То есть, говоря языком современности, – «от многих знаний многия печали».
Неизвестно точно, когда был создан Екклесиаст. Некоторые богословы считают, что книга была написана между X и VI веками до нашей эры, другие полагают, что это произошло в V–IV веках до нашей эры. Третьи же считают, что книга была создана гораздо позже — во времена правления Ирода I Великого, который был известен как «злой гений» иудеев.
Известно, что книга была включена в Ветхий Завет только после жарких споров между раввинистическими школами Шамая и Гиллела.
Несмотря на это, книгу высоко ценили такие православные святые, как Василий Великий, Григорий Нисский и блаж. Иероним. Они не сомневались в том, что книга была написана царём Соломоном, и считали её прощальной речью царя, который достиг всего, о чём может мечтать человек, но внезапно осознал, что жизнь его — суета сует.
«И оглянулся я на дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я… Всё — суета… и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11).
Поэтому его речь проникнута горечью осознания того, что разум людской не может познать мудрость мира — человек старается познать её, но она отдаляется от него. «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:3), — вопрошает он.
Влияние греческой философии на этот текст неоспоримо. Автор постоянно говорит о цикличности мира и о том, что на земле повторяются одни и те же события. Он утверждает, что среди них нет ничего нового. Везде одно и то же: те же человеческие пороки, те же чувства, те же отношения. Всё неизменно: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки».
Но если всё уже было, то в чём же смысл человеческого существования? Постепенно автор приходит к выводу, что даже земные блага человека зависят не от его трудов, а от Божьей милости. И даже жажда всеобщего счастья, высшего блага, заложена в человека самим Создателем. Без Бога жизнь не имеет смысла, пуста, а люди впадают в уныние и печаль. И лишь в Боге можно найти смысл и утешение, стоя на пороге небытия: «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
Достигший человеческого величия царь понимает, что всё, что он имеет, дано ему Создателем. И что деяния людей действительно «хавель», то есть суета, а созданное Творцом «пребывает вовек». Человеку же, чтобы обрести смысл существования, следует жить так, чтобы предстать перед судом Божьим в надежде на Его милость и прощение.
Екклесиаст говорит, что накопление богатства, почести, чины, наслаждения и даже праведный труд и рождение детей — всё было под солнцем и всё — суета. Он говорит, что человек всегда властвует над человеком, что всегда были продажные суды, насилие и бесправие.
***
а богатые сидят низко…
…Видел я рабов на конях
И князей, шагавших пешком как рабы…
…Еще видел я под солнцем:
Место суда, а там беззаконие;
Место правды, а там неправда…
…Праведников постигает то,
чего заслуживали бы дела нечестивых,
а с нечестивыми бывает то,
чего заслуживали бы дела праведников…»
Он также разочаровался в смысле мудрости:
«И предал я сердце мое тому,
чтобы познать мудрость
и познать безумие и глупость;
Узнал, что и это — томление духа.
Потому что во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».
Книга Екклесиаста — уникальное явление в Библии, отличающееся образом мыслей автора. Она оказала большое влияние на умы читателей на протяжении столетий. Даже далёкие от веры мыслители обращались к ней как к философскому трактату. Сохранились возражения против включения этой книги в состав Библии.
Автор Книги Екклесиаста был убеждённым фаталистом. Он считал, что успех не зависит от скорости, храбрости, мудрости, умения или богатства. По его мнению, всё решает случай и время. Человек не может знать, когда его настигнет беда. Как рыбы попадаются в сеть, а птицы — в силки, так и люди оказываются в трудном положении, когда оно неожиданно приходит к ним.
Единственное, что, по мнению автора, достойно в жизни — это наслаждаться ею, понимая, что она суетна. Он призывал людей радоваться жизни, есть с удовольствием и пить вино с радостью, когда Бог благосклонен к их делам. Он советовал всегда быть опрятными и не жалеть масла для волос. Он говорил, что нужно наслаждаться жизнью с любимой женой во все дни суетной жизни, которую дал нам Бог. Ведь это наша доля в жизни и в трудах, которыми мы занимаемся.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев