«Мир делился для меня на три части: один мир, где я, раб, жил, подчиняясь законам, которые придуманы только для меня и которые я, неведомо почему, никогда не сумею полностью соблюсти; в другом мире, бесконечно от меня далеком, жил Ты, повелевая, приказывая, негодуя по поводу того, что Твои приказы не выполняются; и, наконец, третий мир, где жили остальные люди, счастливые и свободные от приказов и повиновения». (Франц Кафка «Письмо к отцу»)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Хозяйство тут, видно, такое, что при одной только мысли, что контроль отсутствует, человеку становится жутко».
«Существует ли отдел контроля? Да тут повсюду одни отделы контроля. Правда, они не для того предназначены, чтобы обнаруживать ошибки в грубом смысле этого слова, потому что ошибок тут не бывает, а если и бывает, как в вашем случае, то кто может окончательно сказать, что это ошибка?»
«Объем работы вовсе не определяет степень важности дела».
«Сил человеческих хватает до известного предела; кто виноват, что именно этот предел играет решающую роль?» (Франц Кафка «Замок»)
Роман «Замок» Франца Кафки считается одним из главных произведений XX века. Сюжет книги прост и одновременно сложен: главный герой ищет дорогу к Замку. Однако привлекает он не запутанными интригами, а своей символической глубиной и многозначностью.
Художественный мир Кафки, полный сновидческой зыбкости, увлекает читателя в узнаваемое и одновременно незнакомое пространство. Он пробуждает и усиливает ощущения, которые раньше были скрыты в глубинах нашего подсознания. Кафка считается основателем направления абсурда в литературе. Его произведения во многом автобиографичны. Обычно в них рассказывается о маленьком человеке, который не может противостоять системе общества, но отчаянно пытается что-то изменить. Однако всё, что он делает, работает против его намерений. Эта тема прослеживается во многих произведениях Кафки, таких как «Процесс» и «Превращение», которые стали известны на весь мир.
«Замок» был опубликован Максом Бродом через два года после смерти Кафки в 1924 году в Мюнхене. Это произошло вопреки завещанию писателя. На русский язык «Замок» был переведён только в 1988 году.
Чтение Кафки может быть довольно трудным, его можно сравнить с Достоевским.
Хотя роман так и не был завершён, его финал можно понять интуитивно. Сюжет: Гражданин К. получает письмо о том, что его приняли на работу землемером в замок. Всё оставшееся время он пытается туда попасть, но сталкивается с различными трудностями и в итоге не достигает своей цели. Или всё же достигает?
В разговорах с Максом Бродом Кафка говорил, что собирается обречь К. на такую судьбу: герой навсегда останется в деревне, а затем получит сообщение о том, что всё это время жил там нелегально, но теперь ему разрешено находиться и работать в этом месте. Эта новость дойдёт до К., когда он будет умирать.
Очевидно, что до своей смерти бедный К. так и не попал в замок. А после смерти — тем более. Получается, все его старания, муки, отчаянные попытки и пройденные мили были напрасны? По мнению Кафки — да. Это типичный мотив его творчества: сколько ни пытайся и ни страдай, исход всегда один — ты будешь побеждён таинственными силами, которые даже не видишь.
«Замок» — это аллегория Кафки на жизнь. Там, где башни, — загадочное, желанное, но недостижимое будущее, а где деревня — там ты. Рождаясь, ты оказываешься в деревне и там же встретишь свой конец.
В романе Кафки «Замок» действие происходит зимой. Это время года олицетворяет собой холод, уныние и медлительность — именно так писатель видел жизнь.
Возможно, главный герой романа, гражданин К., и сам является Кафкой. Он оказывается в безнадёжном обществе, где все стремятся угодить чиновникам, но никто не имеет цели. Это похоже на кукольный домик, где все персонажи кажутся ненастоящими.
Помощники Артур и Иеремия выглядят как дети, с которыми вынужден сталкиваться К. Буфетчица Фрида мечется между К. и чиновником Кламмом. Посыльный Варнава то появляется, то исчезает — нет никого настоящего, на кого герой мог бы положиться.
Как и всегда, Кафка не может удержаться от иронии, когда пишет о несовершенстве бюрократической системы. Он сам работал чиновником в страховом ведомстве, хотя эта работа была ему не по душе. Писатель хорошо знал, как много бумаг нужно заполнять, как бесконечен этот процесс, и как бесполезны эти бумаги.
Особенно ярко эта тема отражена в романе «Процесс», который во многом похож на «Замок». В «Процессе» можно найти и политические мотивы: роман писался с января по сентябрь 1922 года, когда проходили Генуэзская и Гаагская конференции, а также был заключён Рапалльский договор между Германией и РСФСР. Это был нестабильный и непростой год. Возможно, Кафка использовал образ государства и общества в своём произведении, основываясь на опыте жизни в Германии.
Франц Кафка творил в период с 1911 по 1924 годы, в тревожное начало XX века. В каждом его романе и новелле ощущается трагизм и неустойчивость мира. Не удивительно, что всеобщее внимание к творчеству Кафки появилось только в 40-е годы. В это время мир был охвачен пожаром новой войны, тоталитаризм захлестнул Европу, а человек остро почувствовал свою незащищённость и хрупкость существования. Общество перестало восприниматься как общность, человек больше не видел в нём опору и защиту, а ощущал исходящую от него угрозу. Вера в Бога и Разум была потеряна, мир казался абсурдным.
Роман «Замок» многогранен и неоднозначен, его идею невозможно свести к одной мысли. Чаще всего его видят как антиутопию, отражающую конфликт личности и государства. Однако, помимо глобальных вопросов, Кафка, возможно, говорит о своей проблеме: о человеке, не вписывающемся в мир окружающих людей. Томас Манн увидел в «Замке» отражение своей жажды «благословенной обыкновенности», а также проблему несовместимости творчества и счастья.
Кафка изобразил тоталитарное общество, которое имеет все признаки: замкнутости, олигархии, бюрократического формализма, контроля, слежки и доносов, нетерпимости и враждебности ко всему, что приходит извне. При этом он не обозначает место и время действия, что придаёт роману универсальность.
Огромная бюрократическая машина Замка работает непрерывно, но чем глубже землемер К. окунается в ее работу, тем абсурднее она кажется. В Деревне, которую контролирует Замок, ничего нельзя добиться, несмотря на все формальные законы и старые обычаи. Это страшный мир, в котором все кажется неподвижным, и чем больше усилий прилагаешь, чтобы выбраться, тем сильнее тебя затягивает.
Иногда Кафку обвиняют в том, что его герои обезличены. Если это и так, то причина не только в творческом методе писателя: машиноподобное общество уничтожает личность, здесь не может быть ярких индивидуальных характеров.
Почему же Кафка так и не завершил свой роман?
Существует две точки зрения на этот счёт. Согласно первой, писатель планировал создать масштабное произведение и хотел проработать некоторые части, которые его не устраивали. По другой версии, незаконченность произведений — это неотъемлемая часть его стиля. Подобно снам, которые всегда обрываются на самом интересном месте, его произведения не нуждаются в какой-либо иной концовке, кроме фразы «на этом рукопись обрывается».
Какая из этих версий вам ближе?
Источник: livelib.ru , proza.ru , dzen.ru , ru.wikipedia.org
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев