Чем советские лодки лучше современных: Про главную тайну старых "Казанок" и "Прогрессов"
Чего нет у современных лодок такого — что было у тех, выпущенных во времена Советского Союза? Просто ностальгия? Нет. Не просто.
Казанка 2. Начало выпуска 1969г. Длина 5,31. Ширина 1,6. Масса 250. Допустимая мощность 50. Д16 - клепка. Угол килеватости на транце 7.
Оставим за бортом - разговоры, типа "что выгоднее купить", "что дольше проживёт", "какую лодку выбрать"...
Сейчас не о выборе своей будущей лодки. Сейчас о том, в чём же заключаются преимущества "тех самых", старых советских мотолодок - перед современными. Или нет никаких преимуществ?
Лодка Крым. Начало выпуска 1970г. Материал АМг5М,сварной корпус.Длина 4,3. Ширина 1,6. Угол килеватости на транце 4,5. Масса 190. Допуст. мощность 30.
Советские лодки не были равнозначными. У разных моделей были очень различные характеристики. Были откровенно неудачные лодки. Но, были среди них — истинные шедевры судостроения, за которыми пока не могут угнаться современные производители. И вот почему...
Ничего принципиально нового, в строительстве глиссирующих маломерных судов не изобретено. Сверху стали делать красивой формы стёкла. Кокпит современных лодок стал комфортнее и уютнее.
А что изменилось в самом важном? В конструкции силового набора и главное — в обводах лодки (в самой важной, "ходовой" части корпуса?..
В обводах, ничего нового не придумано. Всё те же - моногедроны, тримараны, глубокое V и прочие виды обводов. Ниже - несколько основных типов обводов моторных лодок:
Обводы — важнейшее качество глиссирующего судна. Кроме этого, важное значение имеют: силовой набор, геометрические пропорции и конечно же — качество материала и качество его сборки...
Почему многие предпочитают купить старую "советскую" лодку и потратить деньги на то, чтобы освежить и затюнинговать её? Из экономии?.. Это, вряд ли.
Если хотите сделать всё "по уму", то тюнинг старой лодки (с ценой её покупки) обойдётся если не дороже — то и не дешевле чем купить "свежак". Единственная выгода в том, что деньги можно тратить не все сразу. И кое-что сэкономить, сделав своими руками.
Более трёхсот тысяч (без мотора) обойдётся и новая "Тактика 460" (фото ниже).
Тактика 460
И столько же будет стоить - помолодевший и шикарно затюнингованный "Прогресс" (той же длины 4,6м.) первой модификации.
Цены на момент написания статьи (2020 год). Сейчас их можно просто умножать на два.
"Прогресс" первой модификации
Только "Прогресс" (говорим о первой модификации) хорошо пойдёт и под 30 л.с. (максимум 40). А для "Тактики 460" — "тридцатки" будет мало. Чтобы на ней уверенно глиссировать вдвоём (и с рыбацким скарбом) надо 40-50 (а лучше 60 л.с.).
Думаю, никому не надо объяснять разницу в стоимости между моторами 30 и 60 л.с? И что расход у них тоже будет разный...
Знаете, почему такая разница в оптимальной мощности моторов? Это и есть основное. Об этом чуть позже. А пока, ещё один пример для сравнения:
Сравним новую лодку "Салют 430"
Салют 430
И советскую мотолодку "Крым" (его длина тоже 4,3 м.). Стоимость нового Салюта и добротно затюнингованного "Крыма" будет примерно одинакова.
Лодка "Крым"
Хотя нет! В отличии от клёпанного "Прогресса", "Крым" потребует мЕньших затрат. И обойдётся (с материалами и работой) тысяч в 250 (без стоимости мотора). "Салют 430" — примерно 320 т.р. в зависимости от комплектации. (цены на 2020 год).
И опять же, "Крым" будет легко глиссировать с двумя рыбаками и их вещами, под мотором 18-25 л.с. (максимум 30). А "Салют" 18 лошадок не потянут... Придётся вешать на транец 30 (а лучше 40) л.с. Для той же загрузки и той же скорости.
Можно ещё долго сравнивать современные и советские лодки. И почти всегда (!) советские окажутся легче и по весу и на ходу, чем современные российские.
Вы не найдёте современную алюминиевую лодку, которая (при тех же размерах 4,6 м.) будет легко глиссировать под мотором 25-30л.с. (как это может делать старенький "Прогресс 4"). А 40 л.с. ему как говорится, вообще "по за глаза".
А сможете найти современную алюминиевую лодку, которая будет такая же "ходкая" как легендарная "Коза"?
Теперь, переходим к выводу:
В чём же, главное преимущество лодок, родом из СССР? Где она, эта главная советская тайна?..
В СССР лодки строили, в основном, на авиационных заводах. Их проектировали и собирали те же инженеры и рабочие, которые выпускают самолёты. Криворуких там не держали.
И что важно: эти лодки делали из материалов, предназначенных для авиационной промышленности! Никто не станет сейчас использовать алюминий или дюраль с авиазавода, для изготовления лодки. Слишком дорого!
Нередко, новые лодки лопаются по шву или их днище "идёт волнами" после первого же выхода на воду.
Современные лодки требуют более мощных моторов, по двум основных причинам: 1) Они тяжелее. Толщина бортов и днища — почти всегда больше чем у старых, советских. Потому, что некачественный дешевый алюминий (родом из Поднебесной), даже при своей толщине — не гарантирует прочности и надежности. Не говоря уже о более тонком исполнении...
2) Обводы современных российских лодок проектируются в первую очередь — из экономических соображений (капитализм у нас теперь). Проще сварить прямые листы металла, чем гнуть "хитрые плоскости" как на "Казанках" пятой серии.
Казанка 5м3
Условно говоря, карта экономики (в современных условиях) — бьёт карту гидродинамики (менеджер стал важнее инженера).
Вот мы и подошли к самому главному секрету: Почему сейчас производители лодок не могут (!) дотянуться до советского уровня производства. Дело не в какой то "утерянной советской тайне"... Дело в элементарной экономической целесообразности. Сейчас не выгодно производить лодки (корпуса) такого уровня. Для советского завода — выгода была не единственным ориентиром.
Не призываю выбрасывать новые лодки и пересаживаться на советские. В приличном состоянии, лодок из СССР уже почти не осталось. Вечного ничего не бывает. А у современных — много своих плюсов.
Какой нибудь "Крым" или "Прогресс 4" — вечно жить не могут. Ну может ещё столько, сколько проживёт (выпущенная только что) современная российская лодка. Но не больше... Подпишитесь на группу "Лодочник".
Регистрация всех лодок в 2024: Кто-то говорит неправду
Вам ещё не надоело читать страшные новости о регистрации всех лодок?.. Давайте подведём черту, расставим точки и закроем наконец-то эту форточку, из которой всё время дует... в уши.
Рейтинг советских лодок для рыбалки: Лучшие и худшие
В рейтинге: 10 популярных мотолодок, произведённых в СССР, о которых я могу судить по своему личному опыту (были в пользовании или катался с друзьями).
Статьи и штрафы, которые грозят лодочникам: Даже если лодка не подлежит регистрации
Недавно, в группе "Лодочник" ВКонтакте, был задан вопрос: "Подскажите на такой вопрос. У меня не регистрат лодка, но катаюсь на 12 Ветерке. Под какое нарушения я подпадаю и какое наказание грозит?"
Успешный воблер с бородой и другие спиннинговые приманки: Лидеры прошлых сезонов
Показываю приманки, на которые лучше всего ловил щуку, окуня, судака - в прошедших (2021-22-23) сезонах открытой воды. Возможно у вас другие приманки оказались в лидерах. Напишите о них в комментариях - многим будет интересно. Итак, сначала о воблерах. Затем блесна. В конце - джиговые приманки.
Воблеры:
1. Jackall TN 70 Trigon. Раттлин с "погремушкой" в брюхе и мощной огрузкой на подбородке (31,5 грамм). Я писал уже о нём. Иногда он спасал рыбалку - когда и судак и щука не реагировали на джиг.
Ледобуры для зимней рыбалки: "Торнадо", "Buran", "Айсберг", "ЛР", "Сотка Казанцева" и другие... Как выбрать, чем отличаются. Какие правильно подобрать ножи для них. Рассказывает Сергей Казанцев - разработчик ледобуров.
Как подготовить лодку и лодочный мотор к зиме: Минимальные, но самые важные действия
Кончается лодочный сезон. Сейчас вы получите несколько советов: Как можно самостоятельно, не обладая техническими навыками и сложным инструментом — подготовить лодку и мотор к зимовке. Так, чтобы ещё много лет ваша "ласточка" радовала вас отдыхом на природе. Для владельцев любых моторных лодок (ПВХ или в жестком корпусе). Подпишитесь на группу "Лодочник".
Поплавочная удочка: Самый удобный способ крепления лески
Что может быть проще маховой удочки? Однако и тут - есть свои тонкости. Сегодня о самом простом (но очень важном) моменте: Как крепить основную леску - к вершинке удилища. Не торопитесь говорить, что всё об этом знаете. Советую посмотреть...
Мечта многих владельцев лодок с ограничением в 30 л. с.
Официально - его не поставляют в Россию (по непонятным причинам). Купить можно только у серых продавцов или самому привезти из Японии или Европы. Иногда попадаются и объявления о продаже б/уШных - на Авито или Дроме. Но не каждый решится покупать не глядя - лодочный мотор из другого города.
Кто из нас - не хотел поставить 40 или даже 50 лошадей на свою лодку, с разрешением до 30 л.с.? В основном это лодки советского производства - которые до сих пор служат нам верой и правдой. Например на Обь 3 - просится мотор помощнее, а по паспорту максимум 30. Да и на Крым или Прогресс 2 иногда хочется повесить "сороковку" (а Прогрессу и 50 не помешает).
И современные, такие как "Тактика 390" или "Рейд 420" - ограничены мощностью в 30 л.с., а просится "на десяточку больше". Никого не призываю завышать допустимую, для вашей лодки, мощность мотора! Мы говорим о возможности - законно её превысить. А уж каждый сам решает...
Про задушенные 15, у которых в паспорте и на колпаке написано 9.9 знают все. А вот, подвесной мотор в 30 л.с., который на заводе"придушили" из 40 - известен не всем. Это 4Тактная Yamaha F30BET и F30FET. У официалов (в России) можно купить только F40. Тогда как в Японии и Европе продаётся и F30 - у которого рабочий объём, так же как на "40-ке" - 747 куб.см.
По факту - это один и тот же мотор! 40 с наклейкой 30...
Ниже, на фото - два варианта этого мотора (румпельный и с дистанцией)
Прощай удостоверение судоводителя маломерного судна: Но есть один нюанс
Мир понемногу меняется. Хорошо оно или плохо — надо просто принимать это как данность... Теперь, красивая девушка-сотрудник ГИМС не выдаст вам новое удостоверение, лично в руки.
В конце прошлого месяца (26-27 апреля) 2024 года по многим СМИ прокатилась новость о том, что у браконьеров России наступает чёрная полоса. Теперь с ними будут бороться не только рыбнадзор и полиция — но и учёные из Пермского политеха. И даже школьники!
Помните, какие самые главные качества настоящего рыболова?.. Правильно! Аккуратность, терпение, упорство, сильная печень и... Да! И немногословность. Другими словами — чтобы не болтун был.
Комментарии 3