![💮](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f4ae@2x.png)
Чандана ятра — один из самых любимых праздников жителей священного Вриндавана, неразрывно связанного с именами Шри Кришны и Его вечной спутницы Шримати Радхарани.
В каждой древней духовной традиции существуют свои зрелищные и привлекательные своей мистичностью обряды, которые как бы детализируют отношения с Богом, подчёркивают их личностность и особую теплоту.
Название праздника происходит от слова «чандана», то есть, «кашица из древесины сандала». В такой день бхакты, то есть люди, которые живут в настроении бескорыстного преданного служения Богу, а также пуджари (жрецы) с тщанием и недюжинным терпением перетирают древесину сандала в мельчайший порошок. Пыльцу затем смешают с водой и получат удивительное по своей естественной простоте средство от жары (о поразительных лечебных свойствах сандала мы даже и не говорим). Почему же от жары? Да потому что месяц Вайшакха (апрель-май по лунному календарю) — это уже довольно жаркое время года в Индии, а Божества в храмах предпочитают прохладу. Вот как раз в день Чандана ятры такой сандаловой кашицей обмазывают тела Божеств, возвращая Им ощущение прохлады.
В главных храмах Вриндавана в такой день Божества выглядят необычайно красивыми, будучи умащены сандалом. В эти дни особенно благоприятно посещать храмы и лицезреть Божества.
По преданию, Сам Господь Джаганнатха дал царю Индрадьюмне указания о том, как проводить эту церемонию.
Этот летний праздник Джаганнатхи приходится на Акшая тритию, то есть, 3-й день светлой половины месяца Вайшакха. Чандана ятра делится на две части: Бахарчандан — публичный чандан и Бхитарчандан — внутрихрамовый чандан.
Однажды давным давно жил святой по имени Мадхавендра Пури. Он был столь отречён, что даже не ходил собирать подаяние, посвящая всё своё время молитве и медитации. Местные жители жалели его и приносили сыворотку и лепёшки, порой просто умоляя его поесть.
Он жил во Вриндаване, у подножия священного холма Говардхан. Как-то ночью к нему во сне пришёл Гопал и поведал о своём плачевном положении. Он жаловался, что устал лежать в тёмной земле, Ему неуютно и жарко. Во сне Он рассказал Мадхавендре, как во время нашествия мусульман Его спрятали на Говардхане, закопав в землю, да так и не нашли потом. В средние века мусульманские нашествия были довольно частым делом и все индусы в ужасе прятали божества, стараясь спасти Их от уничтожения варварами. Мусульмане разбивали божества и делали из них ступеньки в своих домах, разрушали храмы и насильничали. Поэтому большая часть изначальных божеств Вриндавана была увезена в Джайпур, под защиту мощной армии местного царя, а некоторые, как Гопал и Радха-Раман, были надёжно укрыты.
Поутру Мадхавендра Пури созвал всех деревенских жителей и отправился на поиски места, указанного ему Гопалом. Когда он забрался на вершину холма, он увидел корову, поливавшую молоком небольшое возвышение. Там и лежал Гопал. Им потребовались немалые силы, чтобы вытащить из земли большое статное божество. Мадхавендра Пури тут же отправил сельчан за всем необходимым для служения Гопалу, поставил Его на камень и стал отмывать от прилипшей к божественному телу земли.
Какое-то время спустя ему удалось построить на том месте небольшой храм, где обученные им пуджари неустанно служили Гопалу. Сам же он продолжал проводить дни в молитве и медитации, впрочем регулярно поклоняясь Гопалу в храме.
Как-то Гопал вновь пришёл к нему во сне: «Друг мой, Мне всё ещё жарко!» «Что же я могу сделать?» — спросил Мадхавендра. «Пожалуйста, умасти меня сандаловой пастой с малайских гор», — ответил Гопал.
Мадхавендра сразу же отправился в путь. Путь предстоял неблизкий, более полутора тысяч километров, что по тем временам было нелёгким делом. Он шёл пешком.
В Пури он попросил у царя сандал, и отправился в обратный путь. По дороге он остановился в Ремуне, где поклонялись Кришне в Его облике Гопинатха. Там Гопал вновь явился ему во сне: «О друг мой, ты уже стар. Тебе не выдержать обратной дороги. Оставайся здесь и нанеси сандаловую пасту на тело Гопинатха. Это облегчит мой жар, ведь Мы неотличны друг от друга».
С тех пор именно в этот день по всей стране умащают Божества Кришны сандаловой пастой. Мадхавендра Пури остался жить в Ремуне и спустя какое-то время оставил этот мир, продолжив служить Кришне в мире духовном.
https://krishna-tv.com
Нет комментариев