![💫](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f4ab@2x.png)
Ратха Ятра празднуется каждый год в Пури, храмовом городе в Ориссе, на восточном побережье Индии. Господствующие Божества главного храма, Шри Мандира — Господь Джаганнатха, Господь Балабхадра и Богиня Субхадра, с Божественным диском Сударшана. Они выносятся с территории храма в сложной ритуальной процессии к их колесницам. Огромные, красочно украшенные колесницы тянут сотни и тысячи преданных по Бада Данда, большой улице к храму Гундича, приблизительно на расстоянии в две мили на Север. После пребывания там в течение семи дней Божества возвращаются к их месту жительства в Шри Мандир.
Ратха Ятра, возможно, является самым большим фестивалем на земле. Всё в масштабах, приличествующих Великому Богу. Этот фестиваль полон зрелища, драмы и цвета. Фестиваль также известен как Гундича Ятра, Гхоша Ятра, Навадина Ятра, Дашаватара Ятра, и под множеством других названий. Для преданных и приверженцев это считается самым благоприятным событием.
Ятра буквально означает путешествие или поездку. Обычно господствующие Божества храмов не принимают участие в таких поездках. Это редкость, когда господствующее Божество покидает Свой алтарь для таких ритуальных поездок. Ятра для ритуальной поездки бывает двух видов — одна заключается в коротком обходе вокруг храма, и другая — это более длинная поездка от храма до некоторого другого пункта назначения. Ятру рассматривают как важную часть празднеств и церемоний каждого храма и считают особым священным событием.
Ратха Ятра является уникальной среди всех Ятр, — это самый великий фестиваль Верховного Божества, которое проявилось в Кали-югу, чтобы освободить человечество и избавить людей от их страданий. Господь Джаганнатха полностью идентичен Вишну и Кришне. В Его изначальном проявлении как Ниламадхава Ему поклонялись в священном Ньягродха Брикша, или дереве баньяна. Ветви дерева распространились на нескольких миль, и любой, кто входил в это место под ними, немедленно обретал освобождение и избавление от тяжкого груза рождений и перевоплощений. Фактически, влияние Ямы, Бога Смерти, как полагается, было уменьшено в священном городе Пури — Шрикшетра — из-за присутствия Господа Джаганнатхи, и поэтому этот город также называют Яманика Тиртха.
Взгляд Господа Джаганнатхи, восседающего на Своей колеснице, как полагают, очень благоприятен, и святые, поэты и священные писания неоднократно прославляли святость этого особого фестиваля. Священная сила фестиваля такова, что даже прикосновения к колеснице или к верёвкам, с помощью которых её тянут, считается достаточным, чтобы обрести результаты многих благочестивых деяний или целой вечности подвижничества. На самом деле, есть известная орисская песня, которая гласит, что в течение этого праздника колесница, колёса, большая улица,— всё становится единым с самим Господом Джаганнатхой.
Три колесницы Балабхадры, Субхадры и Джаганнатхи, которые заново строятся каждый год из древесины особых деревьев, таких как пхасси, дхауша и т.д., обычно привозят из экс-королевского штата Дашапалла командой специальных плотников, которые издревле наследуют передающиеся из поколения в поколение права и привилегии для выполнения этого служения. Необработанная древесина традиционно переправляется на плотах по реке Маханади. Её выгружают около Пури и затем транспортируют по дороге.
Эти три колесницы, заново сооружаемые каждый год и украшенные согласно уникальной схеме, предписанной и выполняемой в течение многих столетий, стоят на Бада Данда, большой улице. Покрытые яркими навесами, сделанными из полос красной ткани, в сочетании с полосами из чёрных, жёлтых и синих либо зелёных цветов, огромные колесницы выровнены посреди главной большой улицы прямо перед величественным храмом, близко к его восточному входу, также известному как Симхадвара или Ворота Льва.
Колесницу Господа Джаганнатхи называют Нандигхоша. Она высотой в сорок пять футов и площадью сорок пять футов на уровне колёс. Она имеет шестнадцать колёс, каждое из них по семь футов в диаметре, и украшена покрытием, сделанным из красно-жёлтой ткани. Господь Джаганнатха идентичен с Кришной, который также известен как Питамбара, — Тот, Кто одет в золотисто-жёлтые одежды и поэтому Его отличают жёлтые полосы на навесе этой колесницы.
Колесница Господа Балабхадры, которого называют Таладхваджа, — носящий пальму на Своём флаге, — имеет четырнадцать колёс, каждое из которых по семь футов в диаметре, и покрыта красно-синей тканью. Его высота составляет сорок четыре фута.
Колесница Субхадры, известной как Дарпадалана, буквально «попирающая гордость», имеет сорок три фута высотой, с двенадцатью колёсами, каждое по семь футов в диаметре. Эта Колесница украшена покрытием красно-чёрной ткани, — чёрный традиционно связан с Шакти и Богиней-Матерью.
Вокруг каждой из колесниц девять Паршва девата, раскрашенные деревянные изображения, представляющие различные божества на различных сторонах колесниц. Каждая из колесниц имеет четырёх лошадей. Они различных цветов — белые для Балабхадры, тёмные для Джаганнатхи, и рыжие для Субхадры. У каждой колесницы есть возничий, именуемый Шаратхи. Трое возничих на колесницах Джаганнатхи, Балабхадры и Субхадры — (соответственно) Матали, Дарука и Арджуна.
Сооружение колесниц начинается на Акшая Трития, третий день светлых двух недель Вайшакха, с ритуального огненного поклонения. Это происходит перед дворцом Короля Пури и напротив главного офиса храма Пури. В этот день начинается новый сельскохозяйственный сезон, и фермеры начинают пахать свои поля. Этот день также знаменует начало летнего фестиваля Божеств, также известного как фестиваль сандалового дерева или Чандан Ятра, который длится в течение трёх недель. На этом фестивале фестивальные мурти, представляющие главных Божеств, ежедневно вывозят в красочных процессиях и совершают церемониальную прогулку на лодках в храмовом пруду Нарендра. Позже Божества принимают ритуальное омовение в маленьком храме в середине водоёма, в каменных бадьях, заполненных водой, пастой сандалового дерева, ароматами и цветами.
Этот фестиваль сандалового дерева достигает высшей точки в Снана Ятре, Фестивале Купания, в полный лунный день месяца Джешта. В этот день главные Божества спускают с Их пьедесталов на приподнятую площадку в алтаре, на усыпанный драгоценностями трон. Их омывают из 108 горшков воды, принесённой из суна куа, золотого колодца, и одевают в форме слона на специальной платформе для купания, около Восточной стены храма.
Считается, что с этого дня Божество остаётся для символического и ритуального выздоровления в течение приблизительно двух недель. Их запрещено видеть обычным преданным. Только три специальные патта читра, — традиционные орисские картины из натуральных красок на ткани, закреплённой с крахмалом, известные как Анасара Патти, — натянутые на бамбуковом панно, скрывающем Божества от глаз людей, могут быть видны публике.
В течение этого периода Божествам предлагают только корни, листья, ягоды и фрукты, чтобы вылечить их от их недомогания. Этот ритуал — напоминание сильных племенных тенденций в происхождении и развитии культа Джаганнатхи. Потомки Лалиты, дочери первого родового поклонника Вишвавасу, вождя охотников, и жреца Брамина Видьяпати, известны как дайтапати или дайта. У них есть почти исключительная привилегия служения Господу во время Его выздоровления и в течение всего периода Ратха Ятры, или Фестиваля Колесниц.
День, непосредственно предшествующий выходу Божеств с территории храма, знаменует формальное окончание периода болезни. На Божества накладывают новый слой краски и, наконец, согласно традициям изготовления божественных изображений, рисуют глаза во время ритуала, называемого нетростава. Божества теперь полностью восстановлены, и Их новое появление для созерцания на публике известно как Нава Йована Даршана, празднование Возрождения Молодости. Сотни тысяч преданных, лишённых возможности видеть их Самого Дорогого тёмного возлюбленного, заполняют храм, чтобы участвовать в этом фестивале, который обычно начинается днём и длится до поздней ночи.
Наконец, наступил назначенный день для большого Фестиваля Колесниц. Это — Асадха Шукла Двития, второй день в светлые две недели первого месяца муссона индийского сезонного календаря. Обычно, в нормальные годы это бывает в конце июня. Но через каждые несколько лет, после регулирования солнечных и лунных календарей, с двойным Вайшакха, это происходит в июле. Главные Божества храма, Господь Джаганнатха, Господь Балабхадра и Богиня Субхадра покидают пределы святилища храма, чтобы смешаться с миллионами Их преданных.
Поездка Божеств к миру снаружи, начинается со сложного королевского ритуала под названием Паханди — буквально, продвигаясь шаг за шагом, движение в сопровождении нескольких преданных, играющих на гханта, кахали и телинги баджа.
Гханта — тип гонга, имеющего форму гладкой полой чаши, и сделанного из камса, колокольного металла, сплава латуни и цинка. Маленький жезл, сделанный из твёрдой, но гибкой части тростника, используется, чтобы ударять в этот простой музыкальный инструмент. Гханта создана традиционными группами ремесленников — каншари, которые живут в деревнях недалеко от Пури. Кахали — тип трубы, в то время как телинги баджа является простым барабаном, ударным инструментом, на котором играют с обеих сторон с помощью тростника.
Известный святой поэт Шалабега увековечил чувства преданных, поскольку они ждут каждый год исполнения их желания видеть их Дорогого тёмного возлюбленного, Калия Дхана, восседающего на своей великолепной Колеснице — Нанди Гхоша. Шалабега пошёл в паломничество и заболел. Он не мог возвратиться вовремя, чтобы увидеть его дорогого Господа на колесницах, и стал кричать в мучении, на расстоянии в 750 миль. Он молился Господу, чтобы Тот остановился на некоторое время на Бада Данда, большой улице, пока он не смог вернуться, чтобы видеть Его. Сострадательный Господь остановился на Своей колеснице, которую невозможно было продвинуть даже на дюйм, пока Шалабега не достиг Пури и не присоединился к преданным в молитве.
Поскольку Господь Джаганнатха и Господь Балабхадра весьма тяжелы, к Их спинам приставляют деревянный крест, и толстые шелковистые верёвки связывают Их головы и талии для Их церемониальной процессии — ритуал, известный как Сенапата лаги. Божества во время периода анасара на самом деле помещены в зале для даршана — Джагамохана, а не в алтаре — или «деул», на высокой площадке, на Их обычных сиденьях. Оттуда Божества перемещают сначала на сапта пахача или семь шагов, снаружи от северной двери натамандапа, или танцевального зала. Во время движения к выходу из храма до колесниц, процессия Божеств в ряд известна как дхади паханди, или движение группы. Все Божества перемещаются одновременно. Сначала Сударшана, Божественный диск Вишну-Кришны, выносится и помещается на колеснице Субхадры, следом идут Балабхадра, Субхадра и, наконец, Джаганнатха.
Пение кахали, звон гханта, и бой телинги баджа в уникальном ритмичном движении, медленно повышаясь в бурном темпе, объявляют начало Их движения.
Эти два брата, Балабхадра и Джаганнатха украшены большими, сложными цветочными искусными оформлениями, названными тахия. Они походят на огромные короны или диадемы, но установлены позади Их голов. Они сделаны из множества белых, оранжевых цветов и цветов лотоса, листьев и кусочков пробкового дерева, прикреплённых к полукруглой сердцевине бамбукового каркаса. Два брата, украшенные тахия, продвигаются в медленном, колеблющемся движении, создавая иллюзию огромного, изящно и мягко выходящего слона.
Привилегия изготовления этих тахия принадлежит Рагхавадаса матху — монастырю, связанному с храмом. Сотни и тысячи преданных нетерпеливо ждут взгляда Божеств. Как только Божества выходят из главных ворот храма, Симхадвара, Ворот Льва, огромная толпа преданных, бхакт, сходят с ума в экстазе, громко воспевая имя Бога. Скандирование «Харибол» — буквально означает произносить имя Хари, имя Бога.
Сначала прибывает Сударшана, который занимает Своё место на колеснице Субхадры. За Ним следует Господь Балабхадра. Намного меньше в размерах, Субхадра жёлто-золотого цвета, младшая сестра Джаганнатхи и Балабхадры, следует сразу за Ним. Невысокую и тонкую, в отличие от Её двух братьев, и намного более лёгкую, Госпожу несут на плечах в лежащем на спине положении. Её движение намного быстрее, и дайты несут Её почти прорываясь через процессию в бегущем движении.
Наконец, прибывает Господь Джаганнатха, возлюбленный преданных, в королевской процессии. Танцовщицы исполняют традиционный танец Одисси в сопровождении мардал и мриданг, орисских традиционных ударных инструментов, по мере продвижения процессии. Преданные также исполняют санкиртан, ритуальное групповое пение имён Господ, в ритмичном танце.
Заключительный ритуал на праздновании — процесс, когда тянут Колесницы. Колесницу Господа Балабхадры тянут первой, следом — Колесница Богини Субхадры. Наконец, наступает великий кульминационный момент празднования дня, когда колесница Господа Джаганнатхи, Нандигхоша начинает своё захватывающее путешествие к храму Гундича. Тысячи преданных, которые терпеливо ждут целый день этого счастливого момента, в экстазе, с радостью и с чувством удовлетворения тянут колесницы.
Там, в Их Садовом Доме, адапа мандапа, также известном как Их место рождения, Божества остаются в течение семи дней. В девятый день фестиваля, Бахуда Джатра, происходит великое путешествие возвращения.
На обратном пути они останавливаются на короткое время и принимают пуда питха, разновидность пирога, сделанного из риса, чечевицы, неочищенного пальмового сахара (джаггери) и кокосового ореха, предлагаемого Их тётей, маусима. Возвращаясь назад в главный храм, Божества на Их колесницах наряжают в золотые одеяния или суна беша, с руками, оружием и короной, сделанными из цельного золота. Им также предлагают сладкие напитки, адхара пана, в огромных цилиндрических глиняных горшках, достигающих Их губ. Их снимают с колесниц, чтобы внести в храм.
Однако, ворота храма закрыты для Господа Джаганнатхи Его божественной супругой Лакшми. Её гнев, ревность, разочарование и неудовлетворённость ясно сформулированы Её спутниками, представленными группой слуг изнутри храма. Другая группа, представляющая Господа Джаганнатха, отвечает мольбами и проявлениями нежной привязанности. После воспроизведения этой драмы ежедневных внутренних размолвок простых смертных, Божественная Пара наконец мирится, двери храма открывают, и Божества возвращаются к Своим усыпанным драгоценностями тронам, ратна симхасанам.
https://krishna-tv.com
Комментарии 2