![🙏🏻](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f64f-1f3fb@2x.png)
Тхакур Бхактивинод появился на свет в богатой семье 2 сентября 1838 года, при рождении он получил имя Кедаранатх Датта. Ранние годы его жизни были полны трудностей. Кедаранатх провёл детство в доме своего деда по матери в Бирнагаре, штат Улаграш, откуда в тринадцать лет, после смерти отца, переехал в Калькутту. В 1856 году Кедаранатх Датта поступил в Калькуттский Университет. Теперь он посвящает всё своё свободное время изучению Священных Писаний различных конфессий и книг на религиозные темы. Он читает Библию, Коран, труды Т. Паркера и других. Уже тогда он начал писать статьи и поэмы на английском языке, изучать работы Эдисcона, Эдварда Юнга и Уильяма Хазлитта.
Согласно индуистским традициям, практиковавшимся среди представителей высших каст, Кедаранатх женился рано. Его первая жена Шьямани родила ему сына и вскоре умерла от болезни. Оставшись в 23 года вдовцом с младенцем на руках, он женился второй раз. От второго брака с Бхагавати Деви у Кедаранатха родилось 13 детей, один из которых — Бимал Прасад, при посвящении получивший духовное имя Бхактисиддханта Сарасвати, — впоследствии стал выдающимся гаудия-вайшнавским проповедником и духовным лидером.
Вскоре после того, как он закончил университет, ему сообщили, что его дед по отцу лежит при смерти. Дед, Раджаваллабха Датта, был известной в Калькутте личностью. Последние свои дни он жил отшельником в уединённом месте в Ориссе. Он мог предсказывать будущее и знал точную дату своей смерти, так как обладал способностью вступать в контакт со сверхъестественными существами. В знаменательные часы кончины своего деда Кедаранатх находился рядом с ним и получил от него наставления, а после ухода этой великой души посетил все основные храмы и ашрамы штата Орисса.
Дальнейшая деятельность Кедаранатха Датта связана с просвещением. В Ориссе Кедаранатх ввёл преподавание на английском языке. Он написал небольшую книгу, в которой рассказал обо всех ашрамах этого штата, упомянув и тот, что находится на земле, принадлежавшей его предкам. «Мне принадлежит деревенька Чхотимангалпур в округе Орисса, — писал Бхактивинод Тхакур. — В той деревне есть монастырь, который мои предки подарили вместе с участком земли святым людям. Настоятель этого монастыря перестал давать кров святым странникам в ненастные ночи. Узнав об этом, я пригрозил, что отниму землю, если ещё раз услышу жалобы на его негостеприимство».
Позже Кедаранатх поступил на государственную службу и переехал в Бенгалию. Там в одном из городов он произнёс историческую речь, посвящённую философии «Шримад-Бхагаватам», и эта речь привлекла внимание тысяч людей. В ней он поведал миру о сокрытых на страницах «Бхагаватам» сокровищах и сказал, что это произведение должен прочитать каждый человек, обладающий философским складом ума.
Несколько лет спустя он переехал в город Чампаран, где в огромном баньяновом дереве обитал брахма-дайтья, разновидность привидения, которому поклонялись многие падшие люди. Однажды к Кедаранатху Датте пришёл местный житель, славившийся своей учёностью, собиравший пожертвования, и Кедаранатх тут же усадил его читать «Бхагаватам» под тем самым деревом, где жило привидение. Спустя месяц, в день, когда чтение «Бхагаватам» было закончено, дерево с треском рухнуло на землю, и привидение навсегда покинуло те места. Все жители города, за исключением нечестивцев, поклонявшихся ему, были благодарны Кедаранатху за то, что он избавил их от дайтьи.
Затем, вместе со своей семьей, Кедаранатх прибывает в Джаганнатха Пури. Рядом с ним всегда находились его две самые любимые книги: «Чайтанья-чаритамрита» и «Шримад Бхагаватам». По просьбе комиссара административного округа, в состав которого входил Пури, Кедаранатх Датта становится официальным представителем правительства с целью следить за порядком в храме Господа Джаганнатха, кроме того, его назначают судьёй.
В Пури он ежедневно проводит лекции, на которых говорит о различных аспектах философии гаудия-вайшнавизма. Кроме того, он уделяет немало времени литературной деятельности и изучению бесценного наследия великих вайшнавских ачарьев, таких как Шрила Джива Госвами, Шрила Шридхара Свами, Шрила Баладева Видьябхушана и других. Кедаранатх Датта оставался в Джаганнатха Пури пять лет.
В 1878 году его перевели в город Нараил. В 1881 году, с целью привлечь внимание просвещенной части индийского общества к вайшнавизму, он начал издавать журнал «Саджджнана-тошани» («Радость чистых преданных»), который приобретает широкую известность. Кроме того, он выпустил в свет «Шри Кришна-самхиту», на основе свидетельства Вед доказывающую превосходство Всевышнего Господа Шри Кришны над всеми остальными формами Его проявления, явившую миру философию, раскрывающую духовное бытие Кришны, и открывающую образованным людям глаза на их истинные отношения с Богом. Эту работу с восторгом приняли многие немецкие учёные, поскольку, вопреки мнению читающей публики, считавшей Кришну обыкновенным героем-любовником, плодом воображения поэта, Шрила Бхактивинод, основываясь на свидетельствах Вед, показал, что Кришна есть Парабрахман, Верховная Трансцендентная Личность, Абсолютное Существо.
В 1886 году, в знак признания литературного и богословско-философского вклада Кедаранатха в гаудия-вайшнавизм, он получил почётный титул «Бхактивинода» — имя, под которым ему было суждено войти в историю.
Во время его жизни в Нараиле, Шрила Бхактивинод Тхакур совершил паломничество по святым местам — он посетил Вриндаван, где повстречался с Джаганнатха Дасом Бабаджи, Аллахабад, Айодхью и другие.
Бхактивинод Тхакур очень хотел увидеть места, где проходили игры Господа Чайтаньи, и неоднократно просил перевести его в любой город, находящийся поблизости от Навадвипы, Майяпура. Не добившись перевода, он подал официальное прошение об отставке, но ему было отказано. Вскоре, однако, к своей великой радости, он получил назначение в Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы. Поселившись неподалёку от Навадвипы, Бхактивинод Тхакур стал проводить в ней всё свободное время. Он сразу же начал собирать сведения о точном расположении мест, где Господь Чайтанья являл Свои игры. Опросив местных жителей и сверив их показания со старыми картами, относящимися ко второй половине восемнадцатого века и содержащими название «Шри Майяпур», он наконец обнаружил истинное место рождения Господа Чайтаньи в Шри Йога-питхе в Майяпуре.
Год 1895 был самым знаменательным в истории вайшнавизма. Виновником всех событий, которыми был отмечен этот год, стал Бхактивинод Тхакур. Именно в этом году он добился официального признания места рождения Шри Чайтаньи, сообщив широкой публике, где на самом деле родился Господь, и раскрыв истинное значение места Его рождения. Тысячи гостей собрались на торжества, состоявшиеся на месте рождения Господа Чайтаньи. Тхакур Бхактивинод не хотел, чтобы его открытие было предано забвению, поэтому, как только он вышел в отставку, он начал собирать пожертвования на возведение храма, с величайшим смирением ходя от двери к двери.
В этот период им была написана книга «Гауранга-смарана-мангала-стотра» с предисловием на английском языке, в котором рассказывалось о жизни и учении Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Эта книга была разослана в библиотеки многих высших учебных заведений всего мира, принеся на Запад весть о Шри Чайтанье. «Гауранга-смарана-мангала-стотра» заняла место на полках библиотек во всех учебных заведениях обоих полушарий. Так учение Шри Чайтаньи Махапрабху стало доступным философам и учёным Запада.
Чем активнее велась проповедь имён Господа Чайтаньи и Господа Кришны, тем большую радость испытывал Тхакур Бхактивинод. После того, как была опубликована «Гауранга-смарана-мангала-стотра», он составил примечания к «Шри Брахма-самхите» и «Шри Кришна-карнамрите», а также подарил миру два ценнейших бессмертных произведения — «Шри Хари-нама-чинтамани» и «Бхаджана-рахасью». Кроме того, он отредактировал «Шримад-бхагаватарка-маричи-малу», содержащую все основные шлоки «Шримад-Бхагаватам», относящиеся к вайшнавской философии, и написал к ней комментарии.
В своей литературной деятельности он не знал отдыха, и из-под его пера вышло великое множество трудов по философии вайшнавов. Бхактивинод Тхакур приступал к работе поздно вечером, завершив свои служебные дела, и до часу или до двух часов ночи сочинял песни и писал книги.
В начале двадцатого столетия Бхактивинод Тхакур построил дом на океанском побережье вблизи Пури и переехал туда. Многие искренние души искали его благословений и наконец обрели их, когда в 1908 году он отрёкся от мира, получив от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи посвящение в Бабаджи. Несмотря на то, что Бхактивинод Тхакур вёл образ жизни в отречении, к нему постоянно приходили люди всех сословий и всякого звания, и он щедро одаривал их своими духовными наставлениями и благословениями. В 1910 году он перестал принимать посетителей и с этого времени пребывал в состоянии совершенного самадхи, полного сосредоточения на вечных играх Господа.
23 июня 1914 года, в день уходя Шри Гададхары Пандита, Шрила Бхактивинод Тхакур в возрасте 75 лет оставил этот мир. Его останки в серебряной урне были похоронены в его доме в Сурабхи-кундж.
Этот великий вайшнав возродил величие чистой преданности Богу, бхакти, оставив бесценное наследие в виде своих книг, молитв и поэм на бенгали, санскрите, английском, хинди и других языках. Вся жизнь Бхактивинода Тхакура была посвящена служению Шри Кришне, Верховной Личности Бога. По тому, какое благо принесла его деятельность миру, её можно сравнить только с грандиозной деятельность Самого Шри Чайтаньи Махапрабху и шестерых Госвами. Его духовная деятельность и божественные писания оказали на разумных и образованных людей громадное влияние и зародили веру в возвышенные наставления и заповеди Господа Чайтаньи.
https://krishna-tv.com
Нет комментариев