![💫](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f4ab@2x.png)
Праздник Гундича-марджана, или очищение храма Гундича. Этот трансцендентный «великий почин» предшествует празднику Ратха-ятра (Шествие Колесниц).
С точки зрения философии, Гундича-марджана — это очищение не только храма перед приходом туда Господа Вселенной, но, прежде всего, очищение сердца и ума, чтобы принять милость Всевышнего. Эта уборка — практический пример того, с какой тщательностью преданный должен очищать ум и сознание, если он дорожит сокровищем чистого преданного служения.
Шрила Прабхупада так объясняет Гундича марджана лилу: «Если преданный вообще хочет очистить своё сердце, он должен воспевать и слушать славу Господа, Шри Кришны (śṛṇvatāṁ sva-kathāḥ kṛṣṇaḥ). Это простой процесс. Сам Кришна поможет очистить сердце, потому что Он уже там находится. Кришна хочет продолжать жить в сердце и хочет давать указания, но человек должен сохранять своё сердце таким же чистым, как Господь Чайтанья Махапрабху сохранил храм Гундича. Поэтому преданный должен очищать своё сердце подобно тому, как Господь очистил храм Гундича. Таким образом, человек может быть умиротворён и обогащён в преданном служении.
Если сердце наполнено соломой, песчинками, сорняками или пылью (другими словами, anyābhilāṣa-pūrṇa), то человек не может сосредоточиться на Верховной Личности Бога. Сердце должно быть очищено от всех материальных побуждений, вызванных плодотворной работой, умозрительным знанием, системой мистической йоги и многими другими формами так называемой медитации. Сердце должно быть очищено от скрытых мотивов. Как говорит Шрила Рупа Госвами: anyābhilāṣitā-śūnyaṁ jñāna-karmādy-anāvṛtam. Другими словами, не должно быть никаких внешних мотивов. Не следует пытаться достичь материального подъёма, понимания Всевышнего умозрительным знанием, кармической деятельностью, строгой аскезой и покаянием и так далее. Все эти действия против естественного роста спонтанной любви к Богу. Как только они присутствуют в сердце, следует понимать, что сердце нечисто и поэтому не может служить местом для обитания Кришны. Мы не сможем ощутить присутствие Господа в наших сердцах, если наши сердца не очистится ... ».
Вот как об этом рассказывается в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья лила 2.12.71-153): «Приближался великий праздник колесниц Господа Джаганнатхи, и Шри Чайтанья пригласил к Себе управляющего храмом Сарвабхауму Бхаттачарью и Каши Мишру. Когда они собрались, Господь сказал:
— Накануне Ратха-ятры Я хочу выразить почтение Господу Джаганнатхе, убрав храм Гундича. Храм Гундича стоит в двух милях к северо-востоку от храма Джаганнатхи. Во время праздника Ратха-ятры Господь Джаганнатха торжественно шествует сюда из Своего храма и остаётся на целую неделю, а потом возвращается обратно. Храм Гундича очень древний, его воздвиг ещё великий царь Индрадьюмна, и предание гласит, что жену его тоже звали Гундича.
Храм этот довольно большой и не раз упоминается в священных писаниях. Когда Шри Чайтанья рассказал о Своём желании, управляющий храмом смиренно ответил:
— О мой господин! Все мы — Твои слуги и выполним любое Твоё желание. Это приказ царя Пратапарудры. И хотя я думаю, что не пристало Тебе заниматься уборкой храма, мы относимся к этому желанию как к Божественной Игре. Для уборки храма Тебе понадобится много кувшинов с водой, веников и метёлок. Я сейчас же соберу всё необходимое. И управляющий храмом, не теряя времени, приготовил сто новых кувшинов для воды и сто веников.
На следующий день рано утром Господь собрал Своих близких спутников и собственноручно нанёс каждому на виски ароматную сандаловую пасту. Затем Он раздал веники и мётлы и отправился вместе с ними к храму Гундича.
Началась уборка храма. Первым делом всё кругом тщательно вымели, и Господь начал мыть стены и потолок. Он делал это так усердно, что скоро стены и потолок стали влажными, запахло сырой глиной, но всё сияло чистотой. Затем Господь поднял симхасану, сидение для божества, и тщательно вымыл под ней и её саму, а потом поставил на прежнее место.
С такой же тщательностью Господь Гауранга вместе со Своими друзьями убрали все помещения в храме. Скоро была подметена и вымыта комната для хранения продуктов, после чего преданные перешли во двор и принялись подметать. Они расчистили всё пространство между храмом и маленькой площадкой, где обычно происходили собрания. Преданных были сотни, и все очень старались. В сотнях рук мелькали метёлки и веники, сотни голосов на все лады славили Кришну.
Господь Чайтанья руководил этой уборкой, объясняя каждому, что и как нужно делать. Он пребывал в самом радостном состоянии духа и непрерывно пел святое имя Кришны, а преданные вторили Ему. Золотистое тело Господа покрылось пылью, и от этого Он казался ещё прекраснее. Из глаз текли слёзы радости — Господь омывал храм водой и Своими слезами. Солому, грязь и мусор — всё до последней песчинки — Он собирал в Свою одежду и выносил из храма, и преданные следовали Его примеру. Они тоже стали собирать мусор в свои одежды и выносить вон. Вскоре на задворках образовалась большая мусорная куча, и Господь Чайтанья, увидев её, похвалил:
— Эта груда мусора говорит о том, как отменно вы потрудились и вычистили храм!
Но Господь не сказал о том, что собранная Им куча мусора и грязи была куда больше! Он с удовлетворением отметил про Себя, что храм, двор и все помещения, где собираются преданные, были чистыми, и велел вайшнавам вновь вернуться в храм и вымыть его во второй раз. Точно так же Он попросил вторично вычистить двор и все прилегающие к храму помещения. Господь Чайтанья Махапрабху испытывал величайшее счастье, видя, как усердно трудятся вайшнавы.
Когда храм был убран во второй раз, преданные стали носить сотни кувшинов, полных воды, и ждали лишь знака от Господа, чтобы начать все поливать и брызгать водой. Тогда Господь попросил, чтобы Ему тоже принесли кувшин воды, и принялся за дело.
Сначала Он омыл водой главное помещение: стены, потолок, пол и скамьи для почётных гостей, пока не дошёл, наконец, до симхасаны Господа Джаганнатхи. Гауранга всё делал Сам, преданные только носили Ему воду. Воды требовалось так много, что все были заняты делом. В суматохе уборки кто-то незаметно лил воду на руки Шри Чайтанье, другие тоже, стараясь остаться незамеченными, лили воду Ему на лотосные стопы. Когда вода эта стекала с Его лотосных рук или стоп, её тут же кто-нибудь украдкой собирал и выпивал. Но стоило кому-нибудь взмолиться поделиться милостью, как счастливец отдавал всё, что у него оставалось в ладонях.
Воды было так много, что она рекой вытекала через главный выход, бурля и пенясь, словно Ганга. Двор храма был в больших лужах, к берегу озера невозможно было спуститься — сотни человек наполняли там водой кувшины, но другие тоже не хотели стоять без дела и черпали воду из колодца. Сотни преданных приносили воду и сотни уходили на их место к озеру или колодцу с пустыми кувшинами, чтобы снова их наполнить. Этим заняты были все, кроме Нитьянанды Прабху, Адвайты Ачарьи, Сварупы Дамодары, Брахмананды Бхарати и Брахмананды Пури. В весёлой сумятице преданные иногда сталкивались между собой и проливали воду, но никто не сердился. Повсюду слышались святые имена Кришны и Хари. Один просил другого поскорее принести воды, просто повторяя: «Кришна! Кришна!» А другой уже нёс ему кувшин, тоже отвечая: «Кришна! Кришна!» Если нужно было о чём-то попросить, хватало сказать лишь святое имя Кришны. Так преданные общались и выражали свои желания.
Господь Чайтанья непрерывно воспевал святое имя Кришны. Движимый любовью к Богу, Он работал за сотни человек, казалось, у Него сто рук! Вместе с тем Господь замечал, кто и как работает для Кришны. Он успевал подходить к каждому и подсказать, что нужно делать или похвалить за усердие и сноровку. Но если Господь Чайтанья видел, что кто-то хочет увильнуть от работы, выполняет поручения без особой любви и старания, Он тут же с насмешкой выговаривал лентяю:
—Ты замечательно работаешь! Пожалуйста, научи и нас так славно трудиться для Кришны! И преданные тут же начинали работать с ещё большим усердием.
Наконец весь храм был вымыт. Господь собственными одеждами вытер все комнаты и до блеска натёр трон Господа. Вокруг стало чисто и прохладно, и преданные вдруг почувствовали, как умы их сделались такими же чистыми, как вымытые комнаты. В храме воцарились умиротворение и покой, словно здесь проявился чистый ум Самого Господа.
А между тем бенгальские вайшнавы, которые были очень разумны и вместе с тем бесхитростны и просты, подошли к Господу и полили воду Ему на лотосные стопы, после чего один из них собрал эту воду и выпил её, выражая своё почтение Господу Чайтанье. Происшествие это смутило Шри Чайтанью. Он огорчился и сказал, обернувшись к Сварупе Дамодаре:
— Ты только посмотри, как он ведёт себя! Мало того, что этот бенгальский пришелец вымыл Мои стопы вместе с храмом Верховной Личности Господа, так он ещё и выпил эту воду! Я не знаю теперь, что делать, потому что он нанёс оскорбление Богу. Твои бенгальские вайшнавы совершенно сбили Меня с толку!
В глубине сердца Господь Чайтанья был доволен преданностью бенгальского вайшнава, но Он хотел, чтобы все строго придерживались этикета. Нельзя принимать поклонение в храме Господа, перед божеством. Даже ученики не должны оказывать почтения своему духовному учителю в присутствии Господа. Хотя Шри Чайтанья был Самим Верховным Господом, Он играл роль преданного. Он выразил недовольство, потому что был великим ачарьей и учил людей Своим примером.
Сварупа Дамодара взял за шею несчастного вайшнава и лёгким толчком выдворил из Гундича Пури. Однако вернувшись, Сварупа Дамодара попросил Господа простить этого невинного человека, и Шри Чайтанья сразу же согласился. Он снова придирчивым взором окинул храм, и, казалось, задумал что-то ещё.
Затем сел на пол посередине и попросил всех преданных сесть рядами с двух сторон от Него. Когда все разместились, Он принялся собирать вокруг Себя соринки и пыль, и преданные последовали Его примеру.
— Я посмотрю, сколько вы соберёте мусора, и у кого будет меньше всех — заплатит своими сладкими печеньями и рисом! — предупредил Он.
Итак, все помещения храма Гундича были вымыты, здесь стало прохладно и чисто, двор и дорожки подметены, и главные ворота сияли на солнце. Остатки воды, что по коридорам собирали во двор, были подобны рекам, стремительно бегущим к океану. За воротами храма все дорожки тоже были идеально чистыми, хотя никто толком не мог сказать, как это случилось.
Преданные мыли храм во исполнение воли Господа, но в действительности каждым своим движением они очищали сердце. Прежде чем Всевышний Господь воцарится на троне сердца, это сердце нужно очистить от материальных желаний так же старательно, как Шри Чайтанья Махапрабху мыл храм Гундича. В Кали-югу сердце каждого черно от грязи грехов и порочных желаний, и чтобы смыть её, Господь Чайтанья дал людям Харе Кришна мантру. Желая очиститься, человек должен петь святое имя и слушать о славе Господа Кришны. Это не трудно делать, потому что Кришна Сам помогает нам. И если мы будем искренни и старательны, наше сердце станет спокойным и ясным, словно храм Гундича.
Храм должен стать чистым, как мрамор. Мрамор даёт прохладу в жаркий день, и таким же чистым и холодным к материальным соблазнам становится наше сердце. Мы уже не горим в огне бесконечных тревог и желаний, только служение Господу целиком владеет нами. Нужно собрать весь мусор в сердце и выкинуть вон, как это делал Господь Чайтанья в храме Гундича.
Господь Чайтанья вымыл храм дважды, и это значит, что преданные без устали очищают свой путь преданного служения от грехов и ошибок.
Неподалёку стоял храм Нарасимхадева, и Господь Чайтанья так же убрал его и вымыл. Он очень много работал в тот день, но позволил Себе отдохнуть лишь несколько минут. Когда всё было закончено, Шри Чайтанья начал танцевать, а преданные окружили Его, воспевая святые имена. В танце Господь Чайтанья напоминал обезумевшего льва. Его голос поднимался до самого неба, тело покрылось испариной, а слёзы текли могучим потоком, до пят омывая Шри Чайтанью и всех собравшихся. Казалось, наступил месяц шравана.
Небо наполнилось воспеванием святых имён Господа, а земля содрогалась от танца Господа Чайтаньи Махапрабху. Шри Чайтанья очень любил звонкое и мелодичное пение Сварупы Дамодары, и когда Сварупа запел, Он стал танцевать с ещё большей силой. Он готов был вот-вот унестись в небо, и только чудом оставался на земле.
Господь пел и танцевал очень долго. Потом остановился и немного успокоился, приказав танцевать сыну Адвайты Ачарьи, Гопалу. Мальчик радостно танцевал, и любовь к Богу делала его прекрасным, как обитатели царства Вайкунтхи. Любовь и радость росли в нём с каждой минутой, и сердце не выдержало, Гопал без чувств упал на землю. Шри Адвайта Ачарья подбежал к сыну и поднял его на руки. Вместе с другими он стал повторять святые имена Господа Нрисимхадева и брызгать водой в лицо, Адвайта был очень встревожен.
Преданные пели так громко, что казалось, Вселенная содрогается от этих звуков, но Шри Гопал по-прежнему лежал неподвижно у отца на коленях и не открывал глаз. Адвайта Ачарья не выдержал и заплакал, вместе с ним заплакали и другие. Похоже, это была смерть.
Но тут к Адвайте Ачарье подошёл Господь Чайтанья. Он положил Свои лотосные руки мальчику на грудь и громко сказал:
— Гопал, вставай!
И как только Господь произнёс эти слова, мальчик тут же поднялся. К преданным вернулась радость, они стали танцевать и петь с новой силой.
После киртана Шри Чайтанья немного отдохнул и вместе со всеми пошёл к озеру принять омовение. Там Он переоделся в чистые одежды и предложил поклоны храму Нарасимхадева. Неподалёку был разбит прекрасный сад, где всё цвело и благоухало, и Господь Чайтанья вместе с остальными преданными направился туда. Теперь они могли поесть — их ждал чудесный прасад…»
https://krishna-tv.com
Комментарии 1