«СПАСЕТСЯ ТОТ, КТО БУДЕТ ЖИТЬ НЕ ТАК, КАК ВСЕ»
Родители, Алексей и Анна жили бедно и скромно, однако не потому, что тяготились работой и не могли нажить себе состояние. Трудились они много, держали скотину, обрабатывали землю. Но все добытое тяжелым трудом они употребляли на нищих и странников. Как все близкие к старцам верующие люди они не вступали в колхоз и терпели за это тяжелые притеснения и поборы со стороны властей.
У них постоянно останавливались и жили паломники, направлявшиеся в Саров и на Вышу. По всей округе было известно, что в Ялтуново Ванькины (так их звали в селе) всех принимают и кормят. Ежегодно они собирали урожай картошки до сорока возов, а к весне ее не оставалось и на семена.
Своих детей родители воспитывали в строгой вере в Бога, жертвенной любви к людям и послушании старшим. Эти качества помогли сестрам пережить тяжелые годы тюремных заключений и ссылки, в годы страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа после революции 1917 года.
Старшую - Анисию арестовали в 1933 году, раньше, чем ее младших сестер. По селу девицу вели, обнажив шашку, как особо опасного преступника. Первоначальным приговором для нее был расстрел – такую опасность представляла для новой власти необразованная крестьянская девушка. Впоследствии приговор был заменен на заключение и ссылку сроком на десять лет.
Сырые и холодные бараки с полчищами крыс, скудная пища, изнурительный труд – все это пришлось пережить ей только за то, что она была верующей крестьянкой.
Матрона и Агафия были арестованы в 1935 году. Забирали их из церкви в Великую субботу под Пасху, они там после службы убирали храм к празднику.
Вскоре по этапу отправили в Казахстан. Жить девицам приходилось почти под открытым небом. Суровый климат, отсутствие хорошей пищи и воды изматывали. Трудиться приходилось на лесоповале, на стройке и в поле.
Полевые работы девушки знали хорошо. Выполняя порой непосильные нормы и помогая другим, они завоевали уважение среди заключенных, бригадиров и начальников.
В один год за хорошую работу девушкам выдали пять тонн пшеницы, часть которой удалось отправить посылками домой к родителям, где свирепствовал голод. Ко всем окружающим сестры относились с искренней добротой и состраданием, помогали, как и чем могли.
Поневоле большинство ссыльных стало относиться к сестрам с уважением и почтением. В их присутствии никто не ругался матом, многие проникались к подвижницам искренней любовью.
Вспоминали сестры о тяжелой работе на строительстве индустриального города Акмолинска: «Несешь на верхний этаж раствор, а назад еще труднее, ведь в кандалах». Потом стало легче, кандалы сняли, стали даже отпускать изредка в храм, который в городе не закрывался все годы советской власти.
Великая Отечественная война застала их в Акмолинске. Известия о военных действиях наводили страх и неопределенность в души людей. Ссыльные потянулись за духовной поддержкой к сестрам. Многие стали молиться и посещать церковь.
Из ссылки сестры возвратились в 1946 году. По молитвам сестер многие верующие исцелялись от различных болезней. В своих наставлениях они учили людей жить по заповедям Божиим, любить друг друга, как можно чаще посещать Богослужения в храме. Их жизнь была тому ярким примером. Сестры не искали для себя легкой жизни: они не пользовались электричеством, не имели паспортов, не получали пенсий.
О судьбах Церкви и России сестры всегда говорили со скорбью, что русскому народу предстоит пережить многие беды. Часто повторяли верующим, что доживете до такого времени, когда некому будет и слово сказать, не к кому будет обратиться.
Предсказывая будущие гонения, советовали не прятаться и не убегать, когда снова будут забирать за веру. «Тем, кого заберут в первую очередь, будет хорошо, - говорили они, - но это будут только достойные». Говорили, что спасется тот, кто будет жить не так, как все.
В Ялтуново у сестер бывал, еще будучи молодым отец Кирилл (Павлов) /+2017/, которого они очень любили и посещали в Лавре преподобного Сергия.
Отец Кирилл вместе с архимандритом Николаем предлагали старицам принять постриг. Но девицы на это ответили, что у них другой путь, и отказались от монашества.
Святой жизни глинский старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко) /+1992/ был духовно близок к матушкам. Отец Виталий говорил, что жизнь сестер выше монашеского подвига и сами они выше схимников.
Сестры также были духовно близки с последними глинскими подвижниками. Матушки любили и чтили владыку Зиновия (Мажуга) /+1985/, схиархимандритов: Серафима (Амелина) /+1958/, Андроника (Лукаш) /+1974/, Серафима (Романцова) /+1976/.
Фотография последних трех висела в рамочке на стене. Сестры говорили об этих подвижниках, что они являются одними из немногих настоящих духоносных старцев нашего времени.
Люди шли в дом Петриных за помощью. Сестры всех приходящих встречали как своих родных. Они давали мудрые советы в самых различных областях жизни: в лечении и строительстве, в выборе профессии и спутника жизни. До самой старости они трудились по дому сами, выращивали отменный урожай овощей.
За полгода до смерти Матрона повредила себе правую ногу. Упав она вывихнула себе бедро, после чего уже не могла ходить и лежала до самой своей кончины.
Старица почила мирно и тихо. Ночью, незаметно для всех, она предала свою душу в руки Божии.
Лицо и руки усопшей были белые и мягкие. Не возникало никакого ощущения, что перед тобой лежит человек умерший. Людей в храме присутствовало много, но несмотря на это, литургия и отпевание прошли в полной тишине.
Никто не ощущал тяжести и не испытывал гнетущего чувства, можно было с уверенностью приложить к почившей старице слова святаго апостола: «…подвигом добрым подвизалась, течение совершила, веру сохранила…»
В 1998 году по благословению правящего архиерея на месте захоронения семьи Петриных была возведена часовня.
Надпись на ней гласит: «Часовня трех сестер девиц Анисии, Матроны, Агафии и их родителей Алексея и Анны Петриных, на месте сем погребенных, всю свою жизнь посвятивших Богу и ближним».
Вся семья Петриных оставила в людской памяти добрый и светлый след. Их подвиг всепрощающей и жертвенной любви к людям и сейчас поддерживает многих на жизненном пути.
Не зря до сих пор, почти круглый год, можно увидеть живые цветы в часовне, построенной на месте их могил. На дни их памяти съезжаются много паломников, многие приезжают из далека: Тамбова, Моршанска, Саранска, Волгограда, Москвы, Рязани.
#МученикиИсповедники #старцы
Комментарии 1