Что важно знать о Церкви каждому христианину, чтобы не впасть в грех осуждения
Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознает себя стоящим около действительной святости Церкви.
В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшие на его жизненный выбор, на серьезный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю трудность пути.
Для многих такой путеводной звездочкой стала работа С.И. Фуделя «У стен Церкви», впервые опубликованная в самиздатовском сборнике «Надежда», издававшемся под редакцией З.А. Крахмальниковой. Эти теплые невыдуманные слова помогут многим нашим современникам обрести духовный свет.
Епископ Шумский Иов (Смакоуз) КАК ПОБЕДИТЬ ОБРАЗ «ТЕМНОГО ДВОЙНИКА» ЦЕРКВИ
– Владыко, сегодня можно услышать, как обвиняют Церковь в различных болезнях, говорят о Ее «грехах», несостоятельности, ненужности и т. д. Прокомментируйте, пожалуйста.
– На эти обвинения и недоумения прекрасно ответил еще 100 лет назад замечательный мирянин-богослов Сергей Иосифович Фудель. Этот ответ содержится в небольшой книжечке «У стен Церкви», появившейся в 1970-х гг. в самиздате, ставшей широко известной на рубеже 1980-90-х гг. Автор, проведший в общей сложности в ГУЛАГе 35 лет, пишет, что «болезнь Церкви во всех нас. Когда искренно осознаешь себя самого в этой больной части церковного общества, тогда не боишься вслед за Великими Отцами Церкви признать самый факт болезни и в то же самое время почему-то только тогда начинаешь в радости сердца ощущать непобедимую церковную Святыню».
Один из исследователей его удивительно глубокого творчества (Копировский) сказал: «С. Фудель чувствовал необходимость передать то ощущение, которое он сам имел – Церкви как света, Церкви как общества святых. Именно это, как он считал, позволит победить образ её тёмного двойника, который иногда возникает от видения церкви в истории. Он сам был живым членом Церкви и помогал другим жить в ней с терпением, радостью и надеждой». И митрополит Сурожский Антоний также говорил: «У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви – это каждый из нас…»
Известный пастырь отец Валентин Свенцицкий в сложные 1920-е годы, когда в Церкви возникли нестроения, вызванные гонениями советской власти, различные расколы и течения, по словам С. Фуделя, «выразил в краткой формуле разрешение всей сложности вопроса о внутреннем церковном зле. ‟Всякий грех в Церкви, – сказал он, – есть грех не Церкви, но против Церквиˮ. Отсюда понятно, что церковный раскол по мотивам упадка нравственности, уже не говоря о других мотивах, есть прежде всего религиозная глупость, недомыслие. Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того, чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за ее ограду, нужно только самому в этом не участвовать. И тогда будут исполняться слова: ‟Для чистого – все чистоˮ».
– Что важно знать о Церкви каждому христианину, чтобы не впасть в грех осуждения?
– Каждый христианин должен быть готов различать Церковь как Богочеловеческий Организм от церкви как церковной организации, а в нашей ситуации еще отличать и отколовшиеся от нее ее бывшие части, ставшие простыми религиозными организациями. С. Фудель пишет о важности этого (полагаю, что его слова надо привести полностью): «Некоторые молодые из недавно пришедших в Церковь бездумно и доверчиво принимают все, что в ней есть, а потом, получив удар от церковного двойника, огорчаются смертельно, вплоть до возврата в безбожие. А нам ведь сказано: ‟Будьте мудры, как змеи, и просты, как голубиˮ (Мф. 10:16). Я знал одного такого юношу, который в период своих ‟великих водˮ христианства ночью тайно вставал на молитву, ставя свой единственный образок только на эти минуты в кадку с пальмой, все время боясь, что придет, увидит и разгромит отец – активный безбожник. Этот юноша мечтал тогда о монастыре, и никто его ни о чем не предупредил, не наставил. Все, мол, у нас замечательно. И поэтому, когда наступил зной внутренних церковных искушений, он не выдержал и отошел. О церковном двойнике надо говорить с самого начала, говорить ясно и просто, так же ясно, как о нем говорится в Евангелии. Знайте о нем и ищите Христа в Церкви, только Его ищите, потому что Церковь и есть только Тело Христово в Своем человечестве, только Тело Его, и тогда вам будет дано мудрое сердце для различения добра и зла в церковной ограде, для того, чтобы видеть, что Свет (Церкви) во тьме светит, и тьма не объяла его».
Сергей Фудель с сожалением отметил уже о своем времени, что «все больше пустыни в Церкви и все меньше людей в храмах…» Но он указал и на завещание новомучеников и исповедников нашей Церкви эпохи богоборчества: «Матушка Смарагда говорила своей ученице: ‟Даже если и совсем одна будешь стоять в церкви, – стой!ˮ И в храме, в смысле посещения богослужений, и в Церкви, в смысле верности ей…» Прочитать всю статью можно по ссылке в комментариях.
– На эти обвинения и недоумения прекрасно ответил еще 100 лет назад замечательный мирянин-богослов Сергей Иосифович Фудель. Этот ответ содержится в небольшой книжечке «У стен Церкви», появившейся в 1970-х гг. в са...
Дорогие братья и сестры! Пусть доброе слово, которое вы почерпнете на нашей странице, послужит к углублению живой и благодатной веры! Пусть Вера Православная ведет стезею Евангельской жизни и содевает наследниками благ Царствия Небесного. Пусть перемены в жизни будут только хорошими! - Для этого нам нужна правильная и крепкая вера ибо Господь сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). И да не случится никому из нас пострадать по слову апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4. 3-4).
Говорили, что архимандрит Кирилл и есть тот самый герой Сталинграда, именем которого назван дом Павлова – символ стойкости советского солдата. Но события осени 1942 года до конца жизни отца Кирилла остались загадкой. Он молчал о самых страшных днях Сталинграда, как будто держал данный кому-то обет. Для духовного переворота в его жизни было достаточно Евангелия, найденного в разрушенном сталинградском доме и собранного по листочкам. Десятки бывших фронтовиков, ставшие после Победы семинаристами и монахами в Троице-Сергиевой Лавре, прекрасно осознавали: эта страшная война была попущена за отступление народа от Бога. Грех есть колыбель войны. Тот, кто не ведет войн
Расслабленность и неготовность перед лицом гонений
Апостол Павел писал Тимофею: «…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Это справедливо для всех времен. Даже тогда, когда христианство было не просто господствующей, а единственной господствующей религией на территории всего тогдашнего цивилизованного мира, праведники были гонимы. Просто эти гонения принимали другие формы и исходили от других людей, порой облеченных в духовный сан и наделенных огромной властью. Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Фотий Великий, Филипп Московский, Арсений Ростовский и многие другие были изгнаны своими же собратьями-епископами. Но если рассматривать гонения в более узком с
Что важно знать о Церкви каждому христианину, чтобы не впасть в грех осуждения
Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознает себя стоящим около действительной святости Церкви. В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшие на его жизненный выбор, на серьезный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю трудность пути. Для многих такой путеводной звездочкой стала работа С.И. Фуделя «У стен Церкви», впервые опубликованная в самиздатовском сборнике «Надежда», издававшемся под редакцией З.А. Крахмальниковой. Эти теплые невыдума
Экономичность стиля и спокойствие тона также ставит «Очерки из многолетней жизни одной старушки…» в особое положение среди подобной литературы, крайне расширяя круг возможных читателей: хотя написаны «Очерки» от имени человека верующего, за веру пострадавшего, нельзя не почувствовать — сам автор всегда ощущает себя лишь учеником, никак не учителем, возможно, именно поэтому говоря на языке общедоступном и ясном, на языке трезвости и простоты. Над читателем не совершается насилия, его не обращают в свою веру, из него не вышибают слезу. Удивительно — удивляйся, умилительно — умиляйся, больно — сострадай. Достоинство, с которым держится эта «старушка», пок
Не обошла война стороной и Афонских монахов-отшельников и отношение к войне они изложили в нескольких непростых беседах. Посмотрите их обязательно! - Найдете там то, что нужно. Ну и, конечно же, посмотрите замечательный документальный фильм о Максиме Трошине: «Земной Ангел», кадры из которого показаны в этом ролике. Переход по ссылкам внизу под видео и в комментариях.
23 июля (1925 года) …На св. Евангелие: «Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: слово хорошее и почва хорошая, но плод творя только в терпении. Сколько было случаев, что в уныние впадал человек, и все пропадало. Если решился кто терпеть и говорит – хоть умру, но не отступлю, тот и достигнет желаемого, т.е. спасения. «И терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). 27 июля. Объяснение читаемого Евангелия — укрощение бури Спасителем (Мф. 8, 23-27): «Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем. В скорби и искушении Господь пом
Иногда, раз в неделю, а то и чаще, батюшкаприходил к нам, и этому времени каждая из нас приготавливала вопросы. Придя к нам, он обыкновенно молился вместе с нами перед образом и, преподав нам мир и благословение, садился, а мы вокруг него, и начиналась духовная беседа. Мы с такой радостью ждали этого. К этому времени приходили еще другие сестры (кроме нас семи домашних): всем так хотелось духовной беседы, у многих были различные недоумения по поводу того, как устроить свою жизнь, где жить? И духовные вопросы: как быть с мыслями, которые делают молитву рассеянной? На это батюшка отвечал: «Мимолетные мысли, к которым
– Геронда, почему я не чувствую трудности от грехов моих, трудности, когда я размышляю или стараюсь представить трудности исхода моей души, трудности в прохождении мытарств? В молитве я стараюсь почувствовать себя слева от Судии, и не выходит, но беспрепятственно и без усилия я чувствую себя справа? – Эх, Калека! Хорошо. Значит, ты этого не можешь понять? – Спрашивает он. – Не могу, – отвечаю. – В то мгновение, когда ты как послушник взвалил все свое бремя на мои плечи, ты облегчился. О каком поступке тебе давать отчет? В тот момент, когда ты все это взвалил на меня, все это ты уже отложил мне, и это все я уже взял. И вот – ты свободен! Как ты не пойдешь ту
Бесстрашие и постоянная готовность остаться в совершенном одиночестве, наедине с чужими людьми, чуждыми взглядами, с годами приобретает новое качество, получая как бы официальный статус: Александра Оберучева становится монахиней (греч. «монос» — «один»). Оптина пустынь, в начале XX века еще благоухающая талантами старчества, — вот тот новый полюс и центр, к которому направляются теперь устремления и внутренние силы Александры Дмитриевны. В 1917 году, по благословению своего духовного отца, старца Анатолия (Потапова), она поступает в Шамординскую обитель, в 1919 принимает постриг. Добросовестность и какая-то дотошная ревностность, с которой в молодости зап
Почему мне Господь в детстве не дал старца, чтобы я не совершил своих глупых ошибок, не набил бы себе шишек и не получил бы тяжких ран, которые теперь не известно еще смогу ли я заживить или нет и смогу ли я научиться ходить духовно? А не дал потому, что душа должна созреть и появление старца в нашей жизни, это некий период нашей зрелости. К этому волнующему и решительному периоду Господь готовит нашу душу на всем протяжении жизни её духовного младенчества, пока она питается молоком. Для многих этот период затягивается до глубокой старости, а для других до конца жизни. Встреча со старцем подобна явлению правды Божией в жизни греховного человека, которая по
Мировая война стала новой ступенью ее жизненного пути. Александра Дмитриевна добровольно поехала на фронт, помогала раненым, вновь постоянно оставаясь одна в неразберихе и сумятице войны, видя только чужое страдание и боль. Вот лишь один эпизод ее военных скитаний. «Я не спешила с отъездом; пока был цел вокзал, раненых помещали здесь, и мне хотелось хоть чем-нибудь облегчить их страдания. Не помню, как и кто назначил меня или я сама взялась, только помню, что я очутилась с 48 раненными в голову. Перевязала я их и прилегла отдохнуть неподалеку. Но сразу же заметила, что мои больные бредят, вскакивают, а санитар грубо обращается с ними. Сердце у меня надрыв
Однажды один послушник спросил у старца: – Отче, скажи мне, какая самая лучшая молитва Иисусова – с дыханием или без дыхания? – Самая лучшая молитва, - ответил старец, - это когда ты идешь и видишь, что человеку нужно помочь, и ты оставляешь свой путь и помогаешь ему. И тога Бог не оставит тебя. А если ты пройдешь мимо страдающего человека, то никакая молитва не поможет тебе».
Для людей поколения м. Амвросии встреча с глубинными человеческими страданиями, захлестнувшими всю страну, произошла одновременно с революционным переворотом — для Александры Дмитриевны она состоялась значительно раньше. Такова была специфика ее милосердной профессии. После окончание института Александра Дмитриевна, тронутая рассказом знакомого о бедственном положении крестьян, об эпидемиях и отсутствии нужного количества врачей, поехала в земство на должность земского врача. Интересно, что за несколько лет до этого в тех же краях земским врачом был Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий автор знаменитых «Очерков гнойной хирургии», также желавший п
Духовник Киево-Печерской Лавры незадолго до своей кончины в 2020 году рассказал, что время благоденствия Церкви подошло к концу. В любое время вспыхнет открытое гонение. Наша очередь веру исповедать. Был рассвет, а теперь настал закат.
Кажется вполне закономерным, что Александра Оберучева выбрала специальность врача, специальность профессионального служения людям. В Женском Санкт-Петербургском медицинском институте, только что открывшемся (1897) и единственном в России, дававшем высшее медицинское образование женщинам, преподавали замечательные профессора, звезды тогдашнего медицинского небосклона. Но слишком быстро институт пропитался духом времени. Врачебная наука, только и интересовавшая Александру Дмитриевну, для многих слушательниц оказалась второстепенной по сравнению с кружковой работой, с революционной борьбой. К участию в этой работе постоянно привлекалась и Александра Оберуче
Разговор поневоле привязывается к войне, потому что о ней все наши мысли. Более того, это событие, определяющее нашу эпоху. Именно в войне или в отношении к ней подлинно раскрывается суть каждого человека. Но для духовной жизни война - всего лишь штрих. Этот штрих имеет для нас значение только если мы его воспринимаем духовно. А как это? Снова нас ждут странные и парадоксальные вещи, полностью меняющие наше представление о богословии, на этот раз - о гносеологии. Наконец, мы ужаснемся, насколько практика далека от теории, а теория - от истины. И скорее всего многие, кто имел вопросы о войне, теперь уже не станут их задавать… А зададут новые и непривычные
Матушка Амвросия, Александра Дмитриевна Оберучева, монахиня и врач, написала историю своей «многолетней жизни», для нее самой, конечно, только жизни, и, быть может, именно поэтому так велика надежда, что перед нами — самое настоящее житие. Книга составлена по ее дневникам, которые она вела всю жизнь и отобрала, привела в порядок, дополнила по просьбе близких незадолго до кончины.
Особо контрастно наша жизнь выглядит на фоне праздника Святой Пятидесятницы – дарования людям Благодати Святого Духа, высшего для всего человечества блага! Нынешние потрясения показывают, что мы теряем или уже потеряли свои духовные блага:
"Никогда добром это не оканчивалось, когда народ наш разбалтывался..."
Дорогие друзья, все наши мысли в любом случае о войне, поэтому мы продолжим эту тему лекцией «Обратная перспектива в духовном делании…». В первых двух лекциях мы пришли к необходимости «возлюбить врагов» для того, чтобы победить в войне. Легко сказать, но как - сделать?! Сегодня мы откроем вам тайну - как это делается. Конечно, подобное знание - твердая пища, для неготовых она может причинить большой вред, вызвать ответ злобы. И вызывает: уже один уголовник покушался на жизнь автора и ждет суда. Если бы добро боялось, то оно не было бы добром. Именно в этой лекции мы поговорим о природе добра: о сложных духовных законах или, правильнее сказать, постиже
Комментарии 3