3 июля 1881 года родилась первая среди «амазонок Русского авангарда», его «царица» Наталия Гончарова. Художница испробовала многие авангардистские стили: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм, с мужем – Михаилом Ларионовым изобрела лучизм, но вместе с тем ощущала себя истинной русской художницей.
Она черпала вдохновение в древнерусской и восточной культуре, изучала традиции иконописи и народного искусства. Картина «Прачки» 1911 года из собрания Русского музея относится к самым совершенным творениям Гончаровой на этапе неопримитивизма. Её сюжет, в котором женщины развешивают постиранное бельё и уносят уже высохшее, лишён характерных для русской живописи социальных оценок.
Это обыденная работа, ритуал, повторяющийся от «начала бытия», такой же как сбор урожая, беление холста, и непреходящий как сама жизнь, чьё «прядильное колесо»
мерно крутится от ритмичного покачивания педали. Прачки в картине Гончаровой существуют вне пространства и времени, они углублены в себя, отстранены от внешнего словно жрицы древности. Такое ощущение художница передаёт
через чёткий колорит, утяжелённость намеренно упрощённых форм женских фигур, их ног и рук. В облике прачек прослеживается увлечение автором русским лубком и архаической
пластикой «каменных баб» – антропоморфных каменных изваяний, которых находили в степях Алтая, Тувы, Монголии, в южной Сибири.
#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
Нет комментариев