Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Веры Мухиной – единственной женщины-скульптора в истории русского монументального искусства, лауреата пяти Сталинских премий. Она обладала тонким чувством гармонии и пространства, подчиняя своему таланту колоссальные и миниатюрные формы. Сегодня пришла очередь рассказать историю скульптуры
«Рабочий и колхозница», ставшей квинтэссенцией художественных и профессиональных амбиций именинницы. «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба»,
– писал
Пабло Пикассо и был совершенно прав, потому что «Рабочий и колхозница», сделанные
для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже, доминировали во всём выставочном пространстве: гиганты,
готовые в любой момент воспарить, влекомые силой серпа и молота, и очутиться на вершине Эйфелевой башни, казавшейся рядом с ними тяжёлой и грузной. Именно такого движения, «безостановочного порыва» добивалась Вера Мухина, когда выиграла конкурс на создание монумента для украшения советского павильона. Она хотела выразить не столько торжественный характер фигур, на котором настаивал архитектор Борис Иофан, ответственный за весь комплекс Страны Советов, сколько
динамику советской эпохи: «… Тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог. Мы должны передать идеалы нашего мировоззрения, образ человека свободной мысли и свободного труда; мы должны передать весь романтизм и творческое горение наших дней».
В первоначальном варианте скульптуры – эскизе, который сохранился в собрании Русского музея, рабочий и колхозница, подобно античным статуям, были облачены в минимум одежды: юбку и развивающееся полотнище, прикрывающее нижнюю часть тела рабочего. Однако решением комиссии героев пришлось одеть.
Вторая бронзовая скульптура коллекции Русского музея представляет модель в окончательном варианте. В ней хорошо видно, как колхозница «парит» за счёт складок юбки и шарфа, обтекающих фигуру, наполненных воздухом. Здесь сконцентрированы и красота, и физическая сила, и поэтическая одухотворённость. Зрители были поражены натуральностью движения, когда обходили скульптуру по кругу. В фас она приобретала суровую сдержанность, её бег казался торжественно замедленным,
а в профиль и при обходе сзади динамика снова нарастала: герои «летели» вперёд, будто гонимые потоками ветра. При этом 25-метровые гиганты были «лёгкими», органично проникающими в пространство, и создавали атмосферу ликующей радости.
В натуральную величину
«Рабочего и колхозницу» исполняли из хромированной стали. Вере Мухиной, двум помощницам, инженерам и рабочим пришлось буквально выколачивать фигуры из металла. В
итоге на 63-тонный каркас положили 12 тонн тончайших листов стали. Готовую скульптуру для отправки в Париж разобрали на 65 частей и загрузили их в несколько вагонов. Уже на месте в течение одиннадцати дней собирали монумент, чтобы он, наконец, замерцал серебристым светом перед глазами восхищённых парижан. Французская пресса назвала «
Рабочего и колхозницу» «величайшим произведением скульптуры XX века». В день рождения великой и великолепной Веры Мухиной представляем вашему вниманию эскиз и модель «Рабочего и колхозницы» из собрания Русского музея, а также парижские фотографии монумента и современные снимки.
#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
Нет комментариев