Иконографическая особенность изображения Спаса Смоленского — припадающие к его стопам самые популярные московский и Новгородский прнеподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Оно восходит к почитаемому образу Христа на Фроловских воротах Московского Кремля, к которому согласно изложенному в «Повести о нашествии Мехмет Гирея» чуду о заступничестве Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского за Москву в были добавлены их фигуры.
Преподобный Варлаам (в миру Алекса Михайлович (Михалевич)) в 1192 году основал Спасо-Преображенский монастырь недалеко от Новгорода на принадлежавшей его семье земле. Сохранился оригинал вкладной грамоты, в которой перечисляется переданное им обители имущество. В разных редакциях жития дата кончины святого варьируется от 1193 до 1209 годом. Его мощи покоятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. Местное почитание святого началось вскоре после его смерти, а общерусское после 1460 года, когда у его могилы чудесно воскрес Григорий Тугмень, постельничий великого князя Василия II Темного.
Икона написана в манере, типичной для искусства Поволжья середины XVII столетия, которая развивала стилистические традиции строгановских мастеров рубежа XVI-XVII столетий.
СПАС СМОЛЕНСКИЙ
Середина XVII века. Поволжье
Дерево, темпера; 141 × 81,5 см
Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
СЛАВА, БОГУ, ЗА ВСЁ! ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫН БОЖИЙ! Спаси, сохрани и помилуй нас, грешных; направляй нас на пути свои истинные!!! Огради, Отечество наше, от ворогов и супостатов! Даруй нам терпение и силы! Аминь! P.S: очень выразительная икона! Благодарность за экскурс; Всем: Мира; Добра и ЗДРАВИЯ!!!
Образ Богоматери Тихвинской, согласно преданию, явился чудесным образом в новгородских землях на реке Ояти в 1383 году. Долгое время он пользовался лишь местным почитанием, общерусское прославление иконы началось на рубеже XV-XVI веков, когда было составлено сказание о ней. В начале XVI столетия повелением великого князя Василия III для Тихвинского образа был построен каменный храм и начали создаваться , появились первые списки с нее. На иконе из собрания музея образ Богоматери Тихвинской совмещен с изображением главного праздника церковного календаря и двух широко почитаемых в народе святых. Икона была выполнена старообрядческим мастером в традиционной манере, а на ее
Благоверные князья Петр и Феврония Муромские († 1228) – легендарная супружеская пара, известная по житийной повести середины XVI века, составленной на основании народных преданий церковным писателем и публицистом Ермолаем (в монашестве Еразмом). Согласно этому тексту, князь Петр был младшим братом муромского князя Павла, к жене которого прилетал принявший облик ее супруга блудный змей. Петр убил змея с помощью чудесного Агрикова меча, но на него попали капли ядовитой крови, и он покрылся незаживающими язвами. Мудрая дева Феврония, крестьянка из рязанской деревни Ласково, вылечила князя, и в благодарность он женился на ней. После смерти старшего брата Петр унасл
О Рождестве Иоанна Предтечи повествуется в первой главе Евангелия от Луки. В семье праведного священника Захарии и его жены Елизаветы долго не было детей. Однажды, служа в Храме, Захария услышал пророчество от архангела Гавриила, что у него родится сын Иоанн. Захария усомнился, из-за чего лишился дара речи. Когда уже после рождения сына он, давая ему имя, написал на табличке «Иоанн», речь к нему вернулась. Рождество Иоанна Предтечи отмечается за 6 месяцев до Рождества Христова. Иконография праздника близка другим сценам рождества святых: Елизавета приподнимается на ложе, ей прислуживает дева. Ниже происходит купание и пеленание новорожденного. Отличительная особенн
Образ Богоматери Владимирской – один из наиболее почитаемых на Руси. Древняя икона была привезена из Константинополя в Киев около 1137 года, а в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез ее во Владимир на Клязьме и поставил в новопостроенном Успенском соборе. В 1395 году икону временно приносили в Москву для защиты от врагов, а 23 июня / 6 июля 1480 года перенесли окончательно и поставили в Успенском соборе Московского Кремля, в память чего позднее было установлено празднование. Иконография иконы относится к типу Умиления, где Младенец сидит на правой руке Матери и обнимает ее левой рукой за шею так, что их лики соприкасаются щеками. Его левая стопа развернута к зрител
Иконографическая особенность изображения Спаса Смоленского — припадающие к его стопам самые популярные московский и Новгородский прнеподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Оно восходит к почитаемому образу Христа на Фроловских воротах Московского Кремля, к которому согласно изложенному в «Повести о нашествии Мехмет Гирея» чуду о заступничестве Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского за Москву в были добавлены их фигуры.
Преподобный Варлаам (в миру Алекса Михайлович (Михалевич)) в 1192 году основал Спасо-Преображенский монастырь недалеко от Новгорода на принадлежавшей его семье земле. Сохранился оригинал вкладной грамоты, в которой перечисляется переданное им обите
Преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) родился в 1470 году в аристократической семье в Арте. Учился на острове Корфу, а затем в Италии, где во Флоренции слышал проповеди Джироламо Савонаролы. Около 1505 года уехал на Афон, где принял монашеский постриг в Ватопедском монастыре. В 1518 году по просьбе Василий III Максим прибыл в Москву для исправления книг. Его первой работой был перевод Толковой Псалтыри, выполненный вместе с Димитрием Герасимовым и Власом Игнатьевым. После этого князь отказался отпустить Максима назад на Афон, и святой продолжил работу по переводу и исправлению книг.
Критический взгляд на устройство Московского государства и привычка свободно выс
Лицевое шитьё называют живописью иглой или живописью нитью, так как изображение создается нитью на ткани, служащей фоном. Ткани, как правило, драгоценные, уже имеют цвет, фактуру, узор. Единственным инструментом для создания образов является игла, а «красками» - шелковые (реже шерстяные и льняные), серебряные и золотные (то есть позолоченные) нити. В отличие от красок, их изобразительные возможности ограничены, однако мастерицы использовали разную технику шитья, добиваясь игры света на шелковых нитях. Уникальные шитые памятники XV–XX веков представлены на выставке «Живопись нитью» до 8 сентября в Музее имени Андрея Рублева.
Преподобный Паисий Великий (ок. 320 – ок. 417) принял иноческий постриг у преподобного Памвы в Нитрийской пустыне в Египте и прославился особым аскетизмом. К месту его уединения стали стекаться ученики, и вскоре там образовался монастырь. Непременным условием монашества Паисий считал наличие наставника и безоговорочное послушание. Согласно его житию, однажды во время молитвы святой был восхищен на небо, где сподобился «причаститься невещественной пищи божественных Тайн». На старообрядческой меднолитой иконе Паисий представлен в монашеском облачении с длинной, слегка раздваивающейся бородой. Жест двуперстного благословения нарочито подчеркнут. Обрамлением образу сл
Согласно появившемуся в XVIII веке преданию, икона Богоматери Боголюбской была написана в 1155 году в связи с перевозом князем Андреем Боголюбским образа Богоматери Владимирской из Вышгорода в свои суздальские владения. В семи верстах от Владимира подводы встали, так как кони отказались идти дальше. На месте остановки был отслужен молебен, и, когда после него князь Андрей вошел в свой шатер, ему было видение Богородицы, повелевшей поставить здесь церковь в честь нее. Был заложен княжеский дворец и при нем храм Рождества Богородицы, для которого и была создана икона Богоматери Боголюбской (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Ее иконография восходит к константинопол
Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» - c 4 июля в Музее им. Андрея Рублева
Выдающиеся, самобытные произведения тверской живописи - иконы «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел» - на время будут объединены в одном экспозиционном пространстве и впервые после долгого перерыва предстанут как художественный комплекс.
Судьба этих трех икон оказалась непростой. Много веков назад они входили в один деисусный чин – особый ряд икон, где святые изображаются в молении (греч. – де́исис, де́исус) Господу. Уже около ста лет эти памятники находятся в разных собраниях, не сохранилось даже сведений, для какого храма они создавались.
До 11 августа 2024 года
С 14 до 22 лет по Пушкинской карте в Музее имени Андрея Рублева можно посетить: постоянную экспозицию ; экскурсию о шедеврах иконописи «Древнерусское искусство XIII – начала XVIII века»; экскурсию «Спасо-Андроников монастырь: история и архитектура»; пешеходную экскурсию «Вокруг Андроникова монастыря. Рогожская площадь и Рогожская ямская слобода», экскурсию «Архитектурные детали и надгробия конца XIV – XVIII веков»; временную выставку «Живопись нитью» и экскурсию по ней. Билеты можно купить онлайн на сайте ВМУЗЕЙ
Преподобный Тихон (ок. 1400–1492), вероятно, был родом из Киева и принял постриг в московском Чудовом монастыре, откуда удалился в земли между Калугой и Медынью. Там он отшельничал, живя в дупле огромного дуба на берегу реки Вепрейки, впадающей в Угру. Предание рассказывает, что Боровский князь пытался изгнать святого со своих земель, но был наказан – у него отсохла рука. Исцеление он получил, раскаявшись и испросив прощения у преподобного. После этих событий князь предоставил святому земли для устройства монастыря в честь Успения Богородицы. В 1480 году недалеко от тех мест, где подвязался Тихон Калужский, произошло стояние на Угре, положившее конец татаро-монгол
Святитель Иона († 1461) родился в селе Одноушеве под Солигаличем, был пострижеником московского Симонова монастыря. После 1410 года стал епископом Рязанским и Муромским и в этом качестве в 1430 году ездил к Великому князю Литовскому Витовту. После смерти митрополита Фотия Иона фактически возглавил русскую церковь. Из-за княжеской междоусобицы он вовремя не смог поехать в Константинополь для утверждения в сане патриархом, а когда прибыл туда, то тем на русскую кафедру уже был поставлен митрополит Исидор, поддержавший Флорентийскую унию. Тогда в 1448 году русский епископат при княжеской поддержке принял соборное решение провозгласить Иону митрополитом Киевским и всея Руси без од
Комментарии 12
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫН БОЖИЙ!
Спаси, сохрани и помилуй нас, грешных;
направляй нас на пути свои истинные!!!
Огради, Отечество наше, от ворогов и супостатов!
Даруй нам терпение и силы!
Аминь!
P.S: очень выразительная икона!
Благодарность за экскурс;
Всем: Мира; Добра и ЗДРАВИЯ!!!