Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Выставку «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII–XIX веков» с экскурсией можно посетить и в будние дни, и в выходные: понедельникам, вторникам, пятницам, субботам и воскресеньям в 16:30, по четвергам в 16:00 и 18:30. Для этого не нужна предварительная запись – группа собирается за 15 минут до начала сеанса у кассы Музея имени Андрея Рублёва. Вы узнаете о предыстории печатного антиминса, его назначении, о технологии создания, увидят практически все типы гравированных антиминсов с начала их появления в России. Научные сотрудники музея расскажут о выдающихся исторических личностях, связанных с развитием печатного антиминса, о ведущих художниках
Белокаменные надгробия Спасо-Андроникова монастыря XVI-XVII века
В лапидарии Музея им. Андрея Рублева представлены подлинные фрагменты белокаменного декора Спасского собора XV века, выявленные при его реставрации в середине прошлого века, а также фрагменты надгробий и саркофагов XVI-XVIII веков. На онлайн экскурсии заведующий сектором экскурсионной и лекционной работы Ю.Н. Куракин рассказывает, какие исторические загадки скрывают древние памятники и представители каких выдающихся русских династий были захоронены на территории Спасо-Андроникова монастыря.
12 октября в 12:00 начинается цикл занятий в экспозиции «Художественные центры Древней Руси»
Занятия в экспозиции Музея имени Андрея Рублева отличаются от экскурсии углубленным изучением конкретного периода в древнерусском искусстве на примерах подлинных шедевров из собрания музея. Памятники декоративно-прикладного искусства и иконы, о которых пойдет речь на первом занятии, были созданы в первые века принятия Русью христианства, в домонгольский период, эпоху феодальной раздробленности русских княжеств. Среди них - знаменитый образ Христа Вседержителя первой половины 13 века, созданный неизвестный мастером, о происхождении которого до сих пор ведутся дискуссии. В рамках занятия вы познакоми
Экспонат недели из собрания Музея им. Андрея Рублева
АНТИМИНС ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРАВЕДНОЙ АННЫ (ПРИДЕЛ ЦЕРКВИ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ) В СЕЛЕ ИРИНИНСКОМ ПОДОЛЬСКОЙ ОКРУГИ Гравюра А.А. Флорова, П.А. Флорова. 1831 год. Шелк, офорт, резец, чернила, перо; 52,0 × 59,3 см КП 5054 До 24 ноября представлен на выставке «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII–XIX веков».
Благоверные князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин Ярославские
Благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский по прозвищу Черный († 19 сентября/2 октября 1299) был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. Стал князем Ярославским благодаря браку, в котором родилось двой дочерей и сын Михаил. В 1277-1278 годах участвовал в военных походах на стороне хана Менгу-Тимура. После смерти жены пытался вернуться в Ярославль, но его теща княгиня Ксения и бояре провозгласили князем его сына Михаила. С 1281 по 1292 год Феодор жил в Орде, где женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. В Орде у Феодора и Анны родились сыновья Давид и Константин. Во время княжеско
Особому виду изобразительного искусства посвящено занятие «Искусство печатной графики. Линогравюра»
В первой части занятия участники посетят выставку «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков», на которой представлены редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов. О технике линогравюры и каждом этапе ее создания будет рассказано на практическом занятии, которое пройдёт под руководством профессионального художника, мастера эстампа, архитектора. 5 октября в 13:30. Продолжительность: 2 часа. Занятие проводят научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Д.Д. Гавриличев, художник и архитектор И.Г. Кудрина. Реко
История появления чудотворной иконы Богоматери Старорусской не ясна. В составленный в начале XVIII века в сборник сведений о чтимых богородичных иконах "Солнце Пресветлое" вошло сразу два кратких сказания о ней, в одном из которых она названа Старорусской, а в другом - Выдропусской. В обоих сказаниях датой явления иконы назван 1570 год, а местом явления - город Выдропуск в Новгородских землях. В обоих рассказана история о том, что образ был взят из храма неким боярином из свиты царя Ивана Грозного и увезен им в вотчину близ Мурома, откуда образ сам собой чудесно вернулся в Выдропуск. Разнятся только некоторые детали, в частности название храма в Выдропуске, откуда был
С 3 октября в Музее им. Андрея Рублева - «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь»
Выставка приурочена к 330 летию основания Выговской пустыни – крупнейшего центра старообрядцев-беспоповцев на Севере России. В период развитого книгопечатания XVIII–XIX веков искусство оформления рукописной книги достигло там небывалой высоты. На выставке будет экспонироваться октябрьский том знаменитых Выговских Миней-четьих из собрания музея. Уникальный список начала 1830-х годов свидетельствует о более чем столетней традиции переписывания огромного агиографического свода, включавшего редкие житийные тексты о святых подвижниках Русского Севера. Традиция была прервана в 1838 году, когда вышел правительств
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София согласно житию, созданному не ранее VII века, жили в Риме при императоре Адриане. Знатная вдова София, чье имя означает «Мудрость», назвала своих дочерей в честь христианских добродетелей и воспитала их в благочестии. Император, узнав об этом, велел привести к себе отроковиц, которым на тот момент было 12, 10 и 9 лет, и склонял их подарками и угрозами поклониться богине Артемиде (Диане). Ему не удалось поколебать веру сестер, и он отдал приказ казнить их. Мать забрала и похоронила тела своих дочерей. Через три дня после похорон она скончалась на их могиле. На Руси в монументальной живописи отдельные изобра
Иконографический тип Богоматери «Призри на смирение» появился в русской иконописи на рубеже XVII-XVIII столетий. Его главная особенность – стоящий рядом с Богородицей Младенец касается венца Матери, как бы увенчивая ее как Царицу Небесную. В XVI–XVII веках такая композиция бытовала у мастеров Северной Европы и Польши, а в конце XVII столетия появилась в украинских гравюрах. Там Богородица представлена в рост, сидящей на облаках в окружении Ангелов. Младенец стоит на ее колене, протягивая правую руку к короне Матери, а левой принимает из ее руки жезл. Очень похожее изображение было выполнено мастерами Оружейной палаты в 1701 году для местного ряда иконостаса Успе
Конкурс детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь» завершен!
В нем приняли участие 2013 человек! 26 сентября 2024 года Музей им. Андрея Рублева совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы провел торжественную церемонию награждения лауреатов и номинантов, а также открыл выставку лучших работ. Выставка работает до 30 декабря 2024 года по адресу: Москва, Андроньевская площадь, д.8), вход свободный. Необходимо получить бесплатный билет в кассе музея. Виртуальная экспозиция доступна на сайте музея.
Согласно каноническому житию, великомученик Никита был готом, родился и жил на берегах Дуная и был крещен епископом Феофилом. Он проповедовал христианство среди своего народа и участвовал в военном конфликте между Фритигерном и Атанарихом. Победа последнего привела к жестоким гонениям на христиан, и в 372 году Никита был схвачен и сожжен. Его тело, которое не повредил огонь, перезахоронил в Мопсуестии Киликийской друг святого Мариан. Позднее мощи перенесли в Константинополь. На Руси помимо канонического текста жития великомученика Никиты широкое распространение получило апокрифическое «Никитино мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил». Это перер
Музей имени Андрея Рублева - особое место на культурной карте России
Рассказываем о Музее имени Андрея Рублева, который занимает на культурной карте России особое место. Это единственный в стране специализированный государственный музей древнерусского искусства и русского церковного искусства Нового времени. Собрание основного фонда насчитывает более 12 тысяч произведений XI – начала XX веков: икон, рукописных и старопечатных книг, графики, фресок, памятников декоративно-прикладного искусства, деревянной скульптуры и белокаменной резьбы. Оно дает всестороннее представление о художественном наследии Древней Руси.
Праздник Воздвижение Креста Господня посвящен обретению реликвии патриархом Макарием и императрицей Еленой. После Распятия орудие казни Христа было утеряно. В 70 году Иерусалим разгромили римляне, и на Голгофе построили храм Афродиты. В 312 году императору Константину во сне явился Крест Господень, ознаменовав будущую победу. Его мать императрица Елена отправилась в Иерусалим на поиски мест и реликвий, связанных с земной жизнью Христа. По ее приказу были снесены многочисленные языческие капища и под одним из них обнаружены три креста, табличка и гвозди. Чтобы отличить Крест Господень от орудия казни разбойников, патриарх Макарий поочередно возложил кресты
Псков – один из древнейших и наиболее самобытных художественных центров Древней Руси. Из неизвестного псковского храма происходит уникальная икона, имеющая точную дату создания – 1555 год - и редкую полукруглую форму в верхней части, повторявшую, вероятно, архитектурный изгиб свода храма или ниши-аркосолия. Ее иконографическая программа также чрезвычайно интересна. В верхнем ряду представлена Богоматерь с Младенцем на троне с предстоящими пророками, а в нижнем – восемь избранных праздников церковного годового круга. Обо всех особенностях образа из частного собрания, дополняющего постоянную экспозицию музея, на онлайн-экскурсии рассказывает старший научный сотрудник
Экспонат недели из собрания Музея им. Андрея Рублева
ОБРУЧЕНИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ Икона: 1836 год. Западная Россия Оклад: 1803 год Накладная табличка: 1851 год Дерево, масло; серебро, медный сплав, чеканка, гравировка, золочение 42,4 × 22,7 см (с полукруглым навершием) КП 8421/1,2
Праведный Симеон Верхотурский - самый известный и почитаемый уральский святой. Жил в первой половине XVII столетия, прославился после того, как в 1692 году на кладбище у церкви села Меркушина, где он был похоронен, сам вышел из земли гроб с нетленными останками святого. 12/25 сентября мощи были перенесены в Николаевский монастырь в Верхотурье. Икона относится к числу паломнических образов Верхотурского монастыря, во множестве создававшихся на рубеже XIX-XX веков, особенно к 300-летию царствующего дома Романовых, когда в обители был построен Крестовоздвиженский собор и в него перенесли раку с мощами святого. Композиция таких икон устойчива: праведный Симеон Вер
26 октября - лекция «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь»
Минея-четья - книга для чтения о жизни святых. Название происходит от греческого слова "μηναίον" (meneion), что означает "месяц" и славянского “четии”, то есть предназначенные для чтения . Таким образом, "Минея-четья" - это книга, содержащая жития святых, составленные по месяцам года. В лекции «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь», предваряющей одноименную выставку, будут рассмотрены своеобразие и история этого объединяющего жанра в литературе Древней Руси и Нового времени. Читает ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева, кандидат филологических наук Л.И. Алехина. 26 с
Комментарии 6