Обсуждаемые темы

Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 10:24

Преподобная Ксения

Преподобная Ксения (V век) была дочерью римского сенатора, носила имя Евсевия. Согласно Житию, по достижении совершеннолетия ее обручили со знатным и благородным юношей. Желая посвятить свою жизнь служению Богу, она тайно покинула дом с двумя рабынями, села на корабль, следовавший в Александрию, и поселилась на уединенном острове Коя недалеко от Галикарнасса. Там она попросила своих спутниц называть себя Ксенией (чужестранкой) и сохранять тайну ее происхождения. Вскоре девушки встретили пресвитера Павла, забравшего их в город Милассу. Там Ксения построила на свои деньги церковь святого Стефана и устроила монастырь. После монашеского пострига она была посвящена в сан диаконисы, вела суровую подвижническую жизнь. В момент ее кончины в небе над монастырем появился венец с блистающим посреди него крестом.
Изображения святой в русской иконописи чрезвычайно редки. На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва она предстоит Христу вместе с Архангелом Михаилом. На полях размещены фигуры преподобных Иоанна Лествичника и Пелагии Антиохийской. Подбор святых продиктован заказом и представляет небесных покровителей семьи. Подчеркнутое двуперстие благословляющих жестов указывает на принадлежность памятника старообрядческой художественной традиции. Нарядный колорит, эффектное использование золота, внимание к передаче пейзажа, ориентация на работы царских мастеров Оружейной палаты в письме ликов характерны для произведений старообрядческих мастеров Калуги.
Преподобная Ксения - 974229051082
Преподобная Ксения - 974229051082
  • Класс!233
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 08:50

С 6 февраля - новая камерная выставка «Между Ветхим и Новым»!

Главным экспонатом выставки станет недавно приобретенная икона «Сретение Господне», созданная в первой четверти XVIII века. Икона экспонируется вместе с гравюрой того же сюжета, входящей в состав иллюстраций новозаветной части Библии Пискатора 1650 года из собрания Государственного Исторического музея. Включенная в издание гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» была выполнена по рисунку выдающегося фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса. Именно она легла в основу композиции музейной иконы - детально скопировав гравюру, иконописец произвел небольшую правку западного образца.
С 6 февраля - новая камерная выставка «Между Ветхим и Новым»! - 974301290442
С 6 февраля - новая камерная выставка «Между Ветхим и Новым»! - 974301290442
  • Класс!251
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 06:31

3 февраля скончалась Наталия Николаевна Чугреева

, один из старейших сотрудников Музея им. Андрея Рублева
Наталия Николаевна родилась в 1948 году, в 1971 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После получения диплома работала в архитектурных реставрационных мастерских. В 1976 году поступила в качестве научного сотрудника в Музей им. Андрея Рублева, затем работала реставратором в Научно-реставрационном объединении «Росреставрация». Среди произведений древнерусской живописи, прошедших через ее умелые руки – икона «Спас в силах» XVI века из собрания нашего музея. В 1988 году Наталия Николаевна вновь вернулась в музей, где проработала до конца своих дней. Соединение искусствоведческого образования с реставрационной практикой позволило Наталии Николаевне глубоко чувствовать и понимать язык древнерусской иконописи. Особыми объектами ее интереса стали иконы-святыни, такие как Нерукотворный образ Спасителя, образы святителя Алексия, митрополита Московского, и особенно – чудотворная явленная Казанская икона Божьей Матери, изучение которой во всем богатстве, сложности и многообразии списков принесло Наталии Николаевне заслуженную и широкую известность.
Подготовленные под редакцией Н.Н. Чугреевой в 2004 и 2015 годах коллективные альбомы-монографии, посвященные преподобному Серафиму Саровскому, сразу стали библиографической редкостью. Они объединили материалы трех выставок, организованных Наталией Николаевной ко второму обретению мощей преподобного Серафима, 100-летию его прославления и 300-летию основания Саровской пустыни.
В научной жизни, как и в повседневной, ее отличали пылкая увлеченность и одновременно строгая ответственность оценок. Каталожные описания и статьи Наталии Николаевны являются образцами профессионализма. Ее работу над текстами, стремление к точной формулировке мыслей можно сравнить с трудом средневековой вышивальщицы или иконописца-миниатюриста. Человек высокой образованности, тонко чувствующий и глубоко верующий, Наталия Николаевна была верным другом, щедрым на советы и заинтересованным собеседником. Почти полвека Наталия Николаевна посвятила древнерусскому искусству, внеся ценный вклад в изучение и сохранение памятников отечественной культуры.
Прощайте, дорогая Наталия Николаевна!
Вечная память и Царствия Небесного Вам!
3 февраля скончалась Наталия Николаевна Чугреева - 974304349898
3 февраля скончалась Наталия Николаевна Чугреева - 974304349898
  • Класс!28
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 03:19

Апостол Петр

О заключении апостола Петра в темницу в Иерусалиме и чудесном выведении из нее ангелом рассказывается в новозаветной книге Деяний Апостолов. Цепи, упавшие с рук Петра, когда к нему явился ангел, были сохранены христианами и в 432 году переданы в Константинополь императрице Евдокии. В соборе Святой Софии для них был устроен придел, уподобленный темнице. Часть вериг получила дочь императрицы Евдоксия, которая увезла их в Рим, где реликвию разместили в храме Сан-Пьетро ин Винколи. В Константинополе был учрежден праздник Поклонения честным веригам апостола Петра, в который святыню торжественно выносили для всеобщего поклонения.
На древнейших сохранившихся изображениях праздника он представлен как литургическое действо поклонения святыне. Позднее получил распространение вариант с явлением спящему Петру ангела. Наиболее раннее изображение такого типа в древнерусском искусстве относится ко второй половине XV века. В середине XVI столетия сцены Поклонения веригам и Изведения из темницы использовались в равной мере, а иногда совмещались в одном изображении. Иконы на этот сюжет встречаются нечасто.
На иконе из собрания музея сцена Изведения апостола Петра из темницы, как и сцена его мученической кончины, вошли в состав житийных сюжетов, сопровождающих центральный ростовой образ апостола Петра. Свободное размещение эпизодов жития в пейзаже стало встречаться в русской иконописи в последней четверти XVII века под влиянием монументальной живописи. Эта традиция продолжилась и в XVIII столетии.
Икона имеет автограф известного северного иконописца Григория Попова, уроженца села Кеврола на Пинеге. В 1740-х годах он работал в Архангельске в традициях мастеров Оружейной палаты. Известно всего четыре подписных иконы мастера, среди них икона из собрания Мухея имени Андрея Рублева самая ранняя. Живопись лика центральной фигуры апостола сохрнанилась фрагментарно, однако сцены в пейзаже демонстируют мастерство миниатюрного письма художника.
Апостол Петр - 974028007882
Апостол Петр - 974028007882
  • Класс!1 212
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 22:21

Лекция «Преподобные и их матери в христианской истории и иконографии»

Какими были отношения прославленных подвижников, преподобных, и их матерей? Кто из христианских преподобных, великих отцов монашества и основателей киновий изображался вместе со своей матерью? В лекции будут показаны примеры из житийной иконографии святого Симеона Столпника, которому предстоит его мать Марфа, также прославленная в лике преподобных. Посетители лекции узнают о существовавшей традиции погребать матерей основателей палестинских монастырей рядом с этими обителями, о чем свидетельствовал в своем «Хождении» игумен Даниил, посетивший Святую землю около 1108 года, а также о почитании родителей в житии и иконографии русских преподобных, прежде всего Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искусствоведения М.А. Маханько.
📆 30 января в 19:00
💳 50-100 руб. Купить билет онлайн
https://rublev-museum.tn-cloud.ru/event/BFF85B14C6FD2E1D0A45469D71824511027EF9DF

📍 Лекторий музея. Андроньевская пл., 8
Лекция «Преподобные и их матери в христианской истории и иконографии» - 974095410378
Лекция «Преподобные и их матери в христианской истории и иконографии» - 974095410378
  • Класс!1 355
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 22:20
Повести-притче о любви, семье и верности, ставшей замечательным, исполненным глубоких смыслов и образов памятником древнерусской книжности, посвящена лекция «Святая семья: круг чтения. - 974027664330
Повести-притче о любви, семье и верности, ставшей замечательным, исполненным глубоких смыслов и образов памятником древнерусской книжности, посвящена лекция «Святая семья: круг чтения. - 974027664330
  • Класс!1 363
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 21:01
Экспонат недели из собрания Музея им. - 974160840138
Экспонат недели из собрания Музея им. - 974160840138
  • Класс!541
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 20:48

Лекция «Образ Богородицы в искусстве VIII-IX веков»

На лекции вы узнаете о выдающемся памятнике IX века, величественном тронном образе Богородицы, находящемся в конхе храма Софии Константинопольской. Богоматерь воспринималась как покровительница христианской «ромейской империи». В византийском искусстве этого времени устанавливаются определенные типы иконографии Девы Марии, а в храмах получают распространение образы Богородицы, в первую очередь алтарные. О сложении иконографических типов Богоматери в период после окончания иконоборчества мы поговорим на нашей лекции.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.
📆 1 февраля в 14:30
💳 50-100 руб. Купить билет онлайн
https://rublev-museum.tn-cloud.ru/event/F4A7874E7F7363F3FE50A038F79F9657FEAF1833
 
📍 Лекторий музея. Андроньевская пл., 8
Лекция «Образ Богородицы в искусстве VIII-IX веков» - 974176828106
Лекция «Образ Богородицы в искусстве VIII-IX веков» - 974176828106
  • Класс!1 807
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 18:36
Чудотворная икона Богоматери Отрада и Утешение, написанная в XV веке, находится в Ватопедском монастыре на Афоне. - 974228711882
Чудотворная икона Богоматери Отрада и Утешение, написанная в XV веке, находится в Ватопедском монастыре на Афоне. - 974228711882
  • Класс!1 142
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 13:52

Апостол Тимофей

Тимофей (ок. 17 – ок. 80) был апостол из числа 70-ти и первым епископом Эфеса. Родился в городе Листре в Малой Азии. Когда апостол Павел исцелил там хромого от рождения человека, многие жители уверовали во Христа, среди них был будущий апостол и члены его семьи. Тимофей последовал за Павлом, который позднее адресовал ему два из своих посланий, а в 65 году рукоположил в епископы Эфесской Церкви. Тимофей принял мученическую смерть от язычников. В IV веке его мощи перенесли в Константинополь в храм Святых Апостолов.
На иконе апостол представлен без атрибутов епископа. Не исключено, что соединение в одном изображении фигур апостола Тимофея и Иоанна Предтечи, названного на иконе Иваном Великим, связано с идеей небесного покровительства великому князю Ивану III (1462-1504), рожденному в день памяти апостола Тимофея.
Живопись иконы типична для Новгорода середины – второй половины XV столетия. Ее отличают свободная постановка удлиненных фигур, уверенность рисунка, ритмическая организация складок одеяний, сочетание зеленых и голубых тонов одеяний с плотной киноварью и яркими белилами книги и свитка.
Апостол Тимофей - 974229015498
Апостол Тимофей - 974229015498
  • Класс!1 364
Показать ещё