Обсуждаемые темы

Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 01:22

Богоматерь Троеручица

Древняя икона Богоматери Троеручицы, хранящаяся в сербском монастыре Хиландар на Афоне, представляет собой традиционное изображение Богоматери Одигитрии, к которой со временем была приложена серебряная вотивная рука, очевидно, в благодарность за исцеление. В позднее время возникло предание о ее связи с преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век), который был приговорен к отсечению кисти правой руки по клеветническому письму византийского императора-иконоборца Льва III Исавра. Приложив отрубленную кисть к руке Иоанн молился перед иконой Богоматери и заснул, а проснувшись обнаружил, что кисть приросла. В благодарность он заказал серебряную руку и приложил ее к иконе.
В Московском государстве перевод афонского сказания о Троеручице был известен с XVI столетия. Согласно этому тексту, третья рука несколько раз возникала на иконе в процессе написания сама собой, несмотря на усилия иконописца ее убрать.
Первые иконы Богоматери Троеручицы появились в Москве в 1658 году: их привезли из Хиландара для патриарха Никона и царицы Марии Ильиничны. В 1661 году был привезен еще один список для Новоиерусалимского монастыря.
Существование двух преданий о происхождении изображения третьей руки на образе привело к существованию в русской иконописной традиции двух вариантов ее изображения. Официальная Церковь предписывала писать ее серебряной согласно преданию об Иоанне Дамаскине. Однако чаще встречаются изображения третьей руки как живой, согласно афонскому сказанию.
Икона из собрания написана в традиционном стиле. На ее окладе третья рука воспроизведена в металле согласно преданию об Иоанне Дамаскине.
  • Класс!3 582
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 01:06
  • Класс!48
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 19:52

Святитель Филипп Московский

Митрополит Филипп (1507-1569) происходил из семьи боярина Степана Колычева. Принял постриг в Соловецком монастыре, где провел большую часть жизни, став со временем игуменом. В 1566 году во время опричнины был возведен на Московскую митрополичью кафедру. Условием своего согласия он выдвинул царю требование об отмене опричнины. Первые полтора года митрополичьего служения Филиппу удавалось оказывать влияние на Ивана Грозного, и казни в Москве временно прекратились. Но в 1568 году террор возобновился, и митрополит Филипп вступил в открытый конфликт с царем, обличив его на проповеди. Вскоре состоялся суд, на котором Филипп сложил с себя обязанности митрополита, однако 8 ноября был принужден служить в Успенском соборе, и во время службы опричники сорвали со святого облачения и выгнаои из храма. Филиппа заточили в Богоявленском монастыре, а затем перевели в тверской Отроч монастырь. Там 23 декабря 1569 года он был убит Малютой Скуратовым. В 1591 году мощи святого были передали в Соловецкий монастырь. В 1652 году по инициатве новгородского епископа, а в последствии патриарха, Никона, мощи торжественно перенесли Москву в Успенский собор. Тогда же был установлен день празднования.
В 1653 году Симон Ушаков написал большую икону святителя, которая служила иконографическим образцом для других его изображений, в том числе для этой пелены, одной из самых ранних. В ней повторены особенности иконы Симона Ушакова — постановка фигуры, жесты, облачение, и даже морщина на переносице. Стилистически пелена близка работам, созданных в мастерской, принадлежавшей семье Строгановых.
  • Класс!949
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 16:54

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Приняв постриг, он стал реформатором русского монашества и основателем нескольких монастырей, в том числе будущей Троице-Сергиевой лавры. Его непосредственные ученики устроили на Руси около сорока новых обителей. Святой обладал большим духовным авторитетом, позволявшим влиять на княжескую политику. Именно к нему перед Куликовской битвой за благословением обращался Дмитрий Донской. 5/18 июля Церковь отмечает обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. В этот день в 1422 году при закладке фундамента каменного собора Троицкого монастыря был найден его гроб. По описанию Пахомия Логофета, составителя жития святого, когда гроб открыли, то увидели «чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением». На иконе, созданной в начале XVIII столетия в тверских землях, жест, положение свитка преподобного повторяют икону, созданную для Троице-Сергиевой обители Симоном Ушаковым. Среди клейм отсутствуют посмертные чудеса, и обретение мощей преподобного завершает повествование. Стилистически икона ориентированв на столичную живоподобную манеру, но отличается упрощенностью приемов письма и трактовки образа.
  • Класс!1 118
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 13:47

Музей имени Андрея Рублева - отличное место, чтобы влюбиться ❤ в Москву снова!

Уютный уголок с белокаменным средневековым собором, котами и летней верандой кафе!
Территория открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.
  • Класс!77
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий вчера в 03:13

Богоматерь Владимирская

Образ Богоматери Владимирской – один из наиболее почитаемых на Руси. Древняя икона была привезена из Константинополя в Киев около 1137 года, а в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез ее во Владимир на Клязьме и поставил в новопостроенном Успенском соборе. В 1395 году икону временно приносили в Москву для защиты от врагов, а 23 июня / 6 июля 1480 года перенесли окончательно и поставили в Успенском соборе Московского Кремля, в память чего позднее было установлено празднование.
Иконография иконы относится к типу Умиления, где Младенец сидит на правой руке Матери и обнимает ее левой рукой за шею так, что их лики соприкасаются щеками. Его левая стопа развернута к зрителю. Левая рука Богоматери в списках с чудотворного образа изображалась различно: она может касаться рукава Младенца или остается в жесте моления на некотором расстоянии от него.
Икона из собрания музея повторяет иконографию древнего образа, что характерно для конца XIX – начала XX века. Образ был вложен в кузов складня, на створках которого помещены изображения святителей Николая Чудотворца и Алексия Митрополита. Такой подбор святых может быть связан с рождением в 1904 году в царской семье долгожданного наследника цесаревича Алексея.
  • Класс!364
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 19 июля в 17:23

Преподобный Андрей Рублев

О жизни прославленного иконописца Андрея Рублева известно немного. В летописях упоминается, что в 1405 году он работал вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца в Благовещенском соборе Московского кремля, а в 1408 году вместе с Даниилом расписывал Успенский собор во Владимире. В житиях преподобных Сергия и Никона Радонежских упоминается, что Андрей с Даниилом расписали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и Спасский собор Андроникова монастыря. В последнем они были монахами, там же были похоронены. Кисти Андрея Рублева относят знаменитую икону Святой Троицы. Умер иконописец около 1430 года. Миниатюры лицевого жития преподобного Сергия Радонежского 1580-1590-х годов, на которых Андрей Рублев изображается с нимбом, свидетельствуют о традиции его местного почитания как преподобного.
В 1960 году проводились торжества по случаю условного 600-летия иконописца. На территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря была открыта первая экспозиция музея его имени. В это время реставратор Василий Осипович Кириков (1900-1978) работал над созданием копии рублевской Троицы, а позднее задумал образ-триптих с клеймами его жития. В среднике Андрей Рублев изображен за созданием образа Святой Троицы. В части клейм использованы традиционные композиции рождества, принятия пострига, погребения, однако большинство клейм представляют иконописца за работой, в момент создания тех произведений, которые в 1960-х годах ученые относили к Андрею Рублеву. Поскольку общерусская канонизация иконописца в лике преподобных состоялась лишь в 1988 году, В.И. Кириков изобразил Андрея Рублева без нимба.
  • Класс!122
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 19 июля в 16:21

Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов

Праздник Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов известен с раннехристианских времен: ему был посвящен основанный императором Константином Великим собор в Константинополе, ставший императорской усыпальницей. Такое же посвящение имел устроенный матерью Константина царицей Еленой храм в Святой Земле на Тивериадском озере возле места призвания первых апостолов.
Изображения группы из 12 апостолов известны с рубежа III-IV веков. Выбор именно 12 учеников Христа был обусловлен символикой этого числа, восходящей к ветхозаветным 12 патриархам, а также апокалиптическими видениями. В христианской иконографии в число двенадцати апостолов включались не только упомянутые в евангелиях ближайшие ученики Христа (с заменой Иуды Искариота на апостола Павла), но и евангелисты Лука и Марк, которые были апостолами из числа 70-ти.
Иконы Собора апостолов достаточно редки. Однако изображения 12 апостолов часто присутствует а различных сюжетных композициях, в частности, на тему Страшного суда. В росписях Успенского собора во Владимире, исполненных в 1408 году Андреем Рублевым и Даниилом, изображение Страшного суда с восседающими апостолами, за спинами которых стоят ангелы, размещается в западной части центрального нефа. Выбранная копиистом Н.В. Гусевым деталь этой композиции с образами апостолов Матфея и Луки передает характер живописи великого иконописца с ее гармоничным ритмом, умиротворенностью жестов, мягкостью образов, словно обещающим людям прощение и спасение.
  • Класс!967
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 19 июля в 08:57

Похвала Богоматери

Праздник Похвалы Богоматери был установлен в 625 году в память спасения Константинополя от аваров и отмечается в субботу пятой недели Великого поста. На службе в этот день поется Акафист Богородице и Благодарственный канон Иосифа Песнописца. В основе иконографии лежит текст канона «Свыше пророцы тя предвозвестиша», в котором перечисляются ветхозаветные прообразы Богородицы. Смысл изображенного – прославление Богоматери, послужившей таинству предсказанного ветхозаветными пророками Боговоплощения. На иконах праздника изображается Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками с текстами пророчеств и прообразовательными символами в руках. На Руси эта иконография известна с конца XIV века.
Изображение восседающей на престоле Богоматери с Младенцем входит в состав трехчастного складня, в центре которого представлен Христос, а на второй боковой створке – Иоанн Предтеча. Богородице предстоят цари Давид и Соломон, пророки Захария и Даниил, образуя краткий вариант изображения Похвалы, широко распространенный в греческих памятниках того времени, но очень редко встречающийся в русских.
Складень был написан мастером иконописной мастерской Оружейной палаты. В исполнении ликов использованы приемы живоподобного письма.
  • Класс!1 188
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 19 июля в 08:27

Шитое панно «Поклонение волхвов»

Композиция шитого панно «Поклонение волхвов» повторяет средник знаменитого триптиха Рогира ван дер Вейдена из Кельна, где, по преданию, хранились мощи поклонившихся и принесших новорожденному Христу дары трех волхвов. Мастерское исполнение говорит о высоком уровне вышивальщиц. Популярность темы связана с широко распространявшимися печатными гравюрами на этот сюжет.
О влиянии западноевропейской живописи на русское шитье вы узнаете на онлайн-экскурсии по выставке «Живопись нитью», которую проводит научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Д.Д. Гавриличев.
  • Класс!32
Показать ещё