,,Судьба у каждого своя",-
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьется большего,
чем я....ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО
**********
Денис Драгунский :,,....Иосиф Бродский говорил, что помнит наизусть чуть ли не двести-триста строк евтушенковских строк.
Были дни, когда Бродский и Евтушенко были современниками и реальными соперниками. Бродский — совершенно несправедливо — называл Евтушенко «агентом КГБ» и легонько вредил ему, когда тот приехал в Америку. Евтушенко в ответ — столь же несправедливо — отказывал Бродскому в звании национального русского поэта — «и не потому, что он еврей, а потому, что он много усвоил из западной поэзии. Его поэзия не совсем русская, она довольно холодна, в ней нет теплоты человеческой, и любви мало» (написано в 2000 году).
Сам Евтушенко был наполовину немец, и в нем таки было нечто шиллеровское, громко-гражданственное. ...
Большие поэты не могут существовать сами по себе. Они становятся антиподами друг другу. Слагаются легенды о зависти.
Впрочем, почему непременно легенды? Почему Бродский не мог завидовать Евтушенко?
Еще как мог! Мы все время ошибаемся насчет зависти. Мы думаем, что бронзовый медалист завидует серебряному, а тот — золотому. Что миллионер завидует миллиардеру и так далее. Конечно, так тоже бывает, но это не зависть, а конкурентный зуд.
Настоящая зависть устроена совсем по-другому.
Люди завидуют не тому, чего у них мало, а тому, чего у них нет и никогда не будет. Умный завидует богатому, богатый — красивому, красивый — талантливому, талантливый — знаменитому.
Наверное, это и есть случай Бродского и Евтушенко. Бродский-поэт, конечно же, вряд ли завидовал Евтушенко-поэту — разница в поэтическом качестве была очевидна для самого Бродского и для его, так сказать, референтной группы. Упаси Боже сказать, что Евтушенко «хуже» Бродского! У него есть превосходные строки и строфы и целые поэмы, а у Бродского — встречаются слабые, вяловатые. Но они существовали в разных поэтических мирах — во всем, от реалий до интонации.
Разумеется, любители поэзии утонченной, глубокой и изысканной — выбирают мудрого и таинственного Бродского, а не простодушно-политизированного Евтушенко. А именно эти ценители и знатоки определяют долгосрочные поэтические репутации.
Но Бродский мог завидовать чему-то в принципе иному. Не просодии и метафоре, а громадной славе Евтушенко, его национальной и всемирной популярности в самых широких массах — от простого народа до министров и генералов, отечественных и зарубежных.
Бродского обожают просвещенные читатели. Но 80% грамотных русских людей ни разу не слышали этого имени. И наоборот — 80% грамотных и не очень грамотных русских знают или хотя бы слышали про Евтушенко.
А если не слышали, то им легко напомнить: «Хотят ли русские войны». А, ну да, конечно! То есть Бродский мог завидовать тому, чего у него никогда не было и быть не могло.
Евтушенко пестр, многоцветен, порой безвкусен. Как и его одежда — эти цветастые пиджаки, перстни, рубахи безумных покроев. Бродский — строгий, монументальный, беломраморный. Евтушенко всякое лыко вставляют в строку. От Бродского все отскакивает как от стенки горох.
.....
Евтушенко упрекают в том, что он «поэт у трона». Он любил советскую власть, и советская власть любила его в ответ, иногда награждая его отеческими подзатыльниками без серьезных последствий. Ну допустим. Однако придется признать, что быть «поэтом у трона» стало не совсем прилично, начиная с последней декады ХХ века, не ранее. То ли троны расшатались, то ли что-то еще… А раньше — поэтами у трона были Маяковский, Пушкин, Державин, Жан Расин, Мольер, Гораций. Никто их за это не порицал.
Но я же говорю: Евгению Евтушенко не прощают ничего. А Иосифу Бродскому — всё. Ложный слушок о том, что Евтушенко был «агентом КГБ», пустил сам Бродский; однако стрелка виновности повернулась с выдумщика на жертву напраслины.
Почему Бродский приобрел такую тефлоновую броню? Это должно стать предметом особого культурологического исследования.
Евтушенко видел в Бродском конкурента на поэтическом поле. Бродский — нет. Но не мог коллегу не замечать — слишком уж Евтушенко был громогласен и популярен, любые двери ногой открывал. Евтушенко, наверное, соревновал Бродскому. Безуспешно, разумеется. А Бродский, скорее всего, завидовал Евтушенко. Тоже тупик.
. Тема зависти, тема роковых обвинений — от «сотрудничества с КГБ» до «отравления Моцарта» — наверное, не зависит от реальности. Тут какой-то культурный архетип.
Завистник нужен даже одинокому гению. Историю про Сальери-отравителя выдумал Пушкин: до этого были туманные фразы журналистов.
Зависть — куда без нее в фабулах нашей жизни.... Фрагменты
Евгений Евтушенко
ЗАВИСТЬ
Завидую я.
Этого секрета
не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках,-
я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит.
Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
и там, где я перо бросал:
"Не стоит!"-
он скажет:
"Стоит!"- и возьмет перо.
Он если не развяжет,
так разрубит,
где я ни развяжу,
ни разрублю.
Он, если уж полюбит,
не разлюбит,
а я и полюблю,
да разлюблю.
Я скрою зависть.
Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
"Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так".
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя:
"Судьба у каждого своя",-
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьется большего,
чем я.
1955
******
ИОСИФ БРОДСКИЙ так говорил о зависти..
"Зависть бывает бывает двух видов. Может быть зависть хорошая, когда вы, увидев хорошо сделанную работу, скажете — „Как здорово сделано! Хотел бы и я так сделать!“ — такая зависть ведет к самосовершенствованию, к развитию вашего мастерства и таланта.
А может быть и другая зависть— „черная“— когда человек способен уничтожить или испортить работу другого человека, так как он сам так сделать не может».
Комментарии 14
Что есть правда, а что ложь, зависит лишь от точки зрения рассказчика. И — добавим мы — от позиции и убеждений зрителя.
Поэт-романтик ХIX века Батюшков оставил потомкам завет: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Великие поэты тем и привлекательны для нас, что следуют этому девизу, каждый по своему разумению.
* * *
Мою публицизм-графоманию
Вздымать до высот стихотворчества –
Бессмысленно: Бродским не стану я,
А в стан Евтушенок не хочется.