Коренной москвич Юрий Михайлович Хухриков в 1940 году, даже не окончив школы, преодолев сопротивление взрослых («тебе рано ещё!») поступил в аэроклуб – исполнил свою детскую мечту. Первый раз он поднялся в воздух на У-2 в сентябре 1940-го года с аэродрома Красково, под Москвой. В роковом 1941-м году ему было 17 лет. Справка об окончании аэроклуба, полученная в июле месяце, стала для Юрия «пропуском» в авиационное училище в Саратове.
В октябре 1941-го, вместе с другом Борей Безруковым, с которым они учились и в школе, и в аэроклубе, а потом также вместе попали в Саратовскую школу, они повезли какой-то груз из училища в Москву. Тюки, ящики - привезли, расписались и сдали груз. Решили, как пламенные патриоты, махнуть на фронт, в окопы. Защитить столицу от наседающего врага!
Просочились прямо на передний край. Добыли винтовки, стреляли. Рядом стояли пушки сорокапятки, там были настоящие солдаты, битые уже в боях, понюхавшие пороху люди. Однако ж в этом районе хорошо работал Особый отдел. Новичков вскоре вычислили, что они чужие:
«Кто такие? Откуда?» - Показали справки от аэроклуба и бумаги командировки из лётной школы в Москву. – «Чешите отсюда! Чтобы духа вашего здесь не было!»
Вернулись в Саратов, и об этом никто и не узнал. Всего это «приключение» заняло не больше недели, но медаль «За оборону Москвы» Юрий Михайлович получил.
Попав учиться в Саратовскую область, Хухриков там учился летать на СБ. Потом часть курсантов внезапно передали в ведение ВДВ. Сразу же пригнали спортивные и десантные планера, приехали сильные инструкторы.
Начали летать на планерах. Буксировали их У-2, Р-5, СБ, Дуглас – кто придётся. Самолёт делал круг, и на высоте 500-600 метров планер отцеплялся. Делал полёт по кругу и должен были сесть в районе посадочного знака.
На этих планерах нельзя было ошибаться! Например, сделав последний разворот, если ты плохо рассчитал, то можешь упасть до посадочных знаков, а «подтягивать» тебе нечем – двигателя-то нет!
Где тренировались – там были немецкие хутора. Жителей оттуда выселили. Дома остались свободными. Там лётчики жили и летали. Просторные приволжские степи –хорошее место для того, чтобы летать на планерах.
Хухриков под эгидой ВДВ прошёл курс обучения на командира диверсионной группы: подрывное дело, рукопашный бой, борьба с собаками.
«Да-Да! Ничего не путаю: одевали перчатки, толстые куртки и дрались с собаками», – уточняет Юрий Михайлович.
Но диверсантом он становиться не хотел, и написал рапорт с просьбой перевести его в истребительную авиацию. Сработало! Хухрикова перевели в Ульяновск в авиационно-истребительную школу. Там он сразу начал летать на УТ-1, УТ-2, И-16.
Когда уехал в Ульяновск из Саратова – его друг Боря Безруков вскоре погиб. Когда летали ночью на планерах, восемь человек садилось в планер в качестве пассажиров. Случилось так, что он летел пассажиром. Планер обогнал самолёт, трос зацепился и оторвал плоскость. Все ребята погибли…
Учились курсанты в Ульяновске на истребителей, учились – как вдруг приходит приказ: переучить на штурмовики Ил-2! И следом из-под Куйбышева в авиашколу пригнали больше 30 штук Илов. Закончил Ульяновскую школу Хухриков только лишь в 1943-м.
Направили его на запасной аэродром в Дятькове, в 18-ти км на север от Дмитрова. Там молодые лётчики проходили боевое применение - учились бомбить, стрелять на штурмовке. Но вся эта практика заняла буквально несколько часов. Возможности были ограниченными. Приезжал купец с фронта - и забирал с собой группу молодых лётчиков.
Считал крупной удачей, что не пришлось воевать в 1941-1942-м
Попал Юрий Михайлович в 566-й штурмовой авиационный полк. Сначала, когда этот полк воевал он под Москвой – все до одного лётчики погибли. Остался с 1941-го года из всего полка только лишь один Афанасий Мачнев, а с 1942-го года – лишь один Лев Корчагин! С 1943-го остались в живых уже гораздо больше пилотов, и так далее по нарастающей.
За войну, в течение которой 566-й полк никогда не был укомплектован на все 100%, он потерял 105 летчиков и 50 воздушных стрелков. В группе Юрия Хухрикова в дивизию прибыло 28 человек – и 15 из них погибло. Вот такие были тогда потери.
105 летчиков погибло и 50 воздушных стрелков почему? Потому что полк воевал от начала до конца войны. И первую половину войны – на одноместных самолётах. А вторую половину войны – уже на двухместных.
«Ил-2 отличная машина была по тем временам! Несла на себе 600 кг бомб, 8 реактивных снарядов, 300 23-мм снарядов к ВЯ (150 на пушку), и по 1800 патронов на каждый пулемет - 3600 патронов. У воздушного стрелка был пулемет Березина, калибра 12,7 мм, 10 штук дистанционных авиационных гранат ДАГ-10 для защиты нижней задней полусферы. Если появился немец, нажимали рычажок, граната уходила вниз на парашюте и взрывалась на расстоянии 150 метров. Кроме того, пехотный автомат и гранаты», – рассказывает Хухриков.
Начал воевать он в Прибалтике, прошёл Пруссию и закончил в Виттенберге, откуда летали на Кенигсберг и даже на Данциг. 84 боевых вылета сделал. На 28-м – чуть не был сбит: в плоскость попал снаряд. Каким-то чудом долетели - дыра в метр была. Взрывная волна и осколки пошли к стрелку. Но несмотря на ранения их удалось спасти.
Первые 40 вылетов он летал ведомым, потом ведущим стал. Последние два вылета Юрий Михайлович уже вел восьмёрку – считай, эскадрилья. Это было 8-е мая. Первый вылет был в 10 часов утра, и второй около 2 часов. На Земландский полуостров.
Истребители прикрывали Илы всегда. Без их прикрытия на штурмовку никогда не летали. Но самыми опасными врагами были зенитки, а не истребители противника. В начале войны, конечно, немецкие истребители сбивали штурмовиков. А в конце войны – уже зенитки.
«Плоскости - это более или менее. Если попадает в бензобак - это тоже не страшно, почему? При подходе к цели мы открывали баллоны с углекислым газом, которым заполняли пустое пространство в бензобаках. Если пуля или осколок пробивает фюзеляж, и попадает в бензобак, – то протектор затягивается, бензин не выходит из бензобака и паров нет – следовательно нет и возгорания».
Атаки производили с пикирования, 30-40 градусов. На большом угле не успеваешь отстреляться. 30-40 градусов - тот угол, который обеспечивал полное использование всего комплекса вооружений Ил-2.
В конце мая 1945-го года из полков их авиадивизии на Парад Победы отобрали всех, кто повыше ростом и выглядит посправней. В Москве из них сформировали сводный батальон лётчиков Третьего Белорусского фронта. Командовал генерал Прутков, командир 1-й гвардейской Сталинградской штурмовой дивизии. И Юрий Михайлович промаршировал по Красной площади на этом историческом параде!
Комментарии 2
Как я понимаю, это катастрофа планера КЦ-20 в Киржаче, Владимирская область.
Упоминаемый Борис Безруков, это:
Безруков Борис Александрович, ст. сержант, пилот-планерист 2 уч.-авиа-планерного. полка. Погиб 29.07.1943 г., похоронен на кладбище г. Киржач