Высокая кухня
Во время обучения французам предоставили самолеты Як-7, бипланы Ут-2 и три Як-1. Именно Мирлес настоял на том, что эскадрилья должна летать исключительно на русских машинах. В марте 1943 года «Нормандию» перевели в состав 1-й воздушной армии Западного фронта. Состоялось боевое крещение на орловском направлении, где французы проявили себя как эффективное формирование. Альбер Прециози и Альбер Дюран 5 апреля 1943-го сбили по одному Focke-Wulf FW 190. Однако уже 13 апреля открылся список потерь. Под Спас-Деменском (Калужская область) погибли трое летчиков: Раймон Дервиль, Андре Познански и Ив Бизьен.
Состав пилотов по летному опыту был неровным. У одних он составлял свыше 800 часов, что в три раза больше, чем в среднем у советских авиаторов, а у других, более молодых, — всего 150 часов. Для допуска необходимым считалось не менее 300, и молодые ребята «дорисовывали» себе недостающие часы в документах.
Случались бытовые казусы. Например, французы называли пшено птичьей едой и не могли его есть. Зато с удовольствием употребляли в пищу желтые одуванчики. Повара, увидев это, решили, что с иностранцами что-то не так. Позвали доктора. Тот пояснил: во Франции одуванчик — съедобное растение. А как-то раз, истосковавшись по высокой кухне, авиамеханики изловчились приготовить беф бургиньон (а-ля гуляш с овощами). Смачно уплетали его возле полевой кухни. Угостили и русских коллег. Когда те узнали, что блюдо сделано из кухонного завсегдатая — кота по кличке Геббельс, — накостыляли «лягушатникам». Те оправдывались: «Мы освежевали министра пропаганды нацистской Германии!» Все оказалось розыгрышем. Кот как ни в чем не бывало вернулся на кухню. Блюдо на самом деле приготовили из лесного зайца.
Проблемами стали языковой барьер и неумение некоторых работать в команде — они просили не высылать их машины на сопровождение бомбардировщиков. Страстью французов была одиночная «свободная охота» в небе за немецкими истребителями. Во всяком случае, в начале. А. Мирлес корил себя за то, что, отбирая команду пилотов, обращал внимание на самых лихих и отважных, отметая исполнительных небесных ремесленников. «На всем протяжении боевой работы эскадрильи «Нормандия» установлено, что французские летчики групповой воздушный бой вести не умеют, — писал он в дневнике. — Коллективная спаянность, взаимная выручка и поддержка в бою отсутствуют. Обладая отличной техникой пилотирования, в погоне за личной славой летчики стремятся вести бой поодиночке, в результате при атаке и преследовании противника, увлекаясь мнимым успехом, забывают об осмотрительности, чем и объясняется большинство потерь, понесенных эскадрильей «Нормандия» на советско-германском фронте».
Комментарии 7