Одновременно с атакой топмачтовиков производили удар самолеты-штурмовики с пикирования и планирования. Они отвлекали на себя часть зенитного огня с кораблей. Пикировщики заходили на корабли под малыми курсовыми углами, а топмачтовики, наоборот, атаковали цепи под курсовыми углами, близкими к 90 градусов. Часто эти атаки производились совместно с низкими торпедоносцами. При этом топмачтовик шел впереди, обстреливал из пушек и пулеметов транспорт, сбрасывал бомбы, тем самым обеспечивая удар низкому торпедоносцу, который атаковал транспорт торпедой с дистанции 800—1000 м на высоте от 20 до 50 метров.
Первыми в морской авиации метод топмачтового бомбометания начали применять летчики Черноморского флота. В инструкции по его применению, утвержденной командующим ВВС Черноморского флота генерал-лейтенантом авиации А.В. Ермаченковым, подчеркивалось, что атаку плавсредств противника следует производить в два этапа: на первом подавлять его зенитную артиллерию, на второмосуществлять бомбометание на уничтожение корабля.
В зависимости от типа судна задача подавления его зенитных средств возлагалась на обеспечивающие группы самолетов истребительной, штурмовой или бомбардировочной авиации.
Задачам топмачтового бомбометания в большей степени удовлетворял отечественный самолет ИЛ-2. Получаемые в то время Советским Союзом по ленд-лизу американские машины "Бостон" обладали значительно меньшей боевой живучестью. Однако они имели больший радиус действия. Поэтому их рекомендовалось использовать по кораблям со слабой зенитной артиллерией и в тех случаях, когда объекты атаки наводились на удалении, превышавшем радиус действия самопета ИЛ-2.
С 13 апреля по 10 мая 1944 года черноморские летчики произвели 145 самолето-вылетов на топмачтовое бомбометание. В результате было потоплено 14 транспортов, 6 быстроходных десантных барж, 6 сторожевых катеров, один сторожевой корабль и один торпедный катер. 7 транспортов, 3 быстроходных десантный барж, 5 сторожевых катеров получили повреждения. Около 30—40% сброшенных бомб поразили цель или взрывались в радиусе эффективного поражения.
Наибольшие потери понес немецко-фашистский флот от топмачтовиков Черноморского флота при освобождении советскими войсками Крыма. Черное море находилось под постоянным контролем наших самолетов-разведчиков и как только появлялись боевые корабли и транспорты противника, разведчики немедленно вызывали самолеты-топмачтовики для их уничтожения. Наибольшую активность в применении топмачтового бомбометания на Черном море проявил 13-й Краснознаменный гвардейский авиационный полк.
24 апреля 1944 года воздушной разведкой был обнаружен конвой противника в составе 12 единиц: два транспорта, четыре быстроходные десантные баржи, пять сторожевых катеров, один катерный тральщик. Командир авиадивизии поставил задачу 13-му авиаполку нанести по нему удар. Была выделена группа в составе восьми бомбардировщиков-топмачтовиков, трех штурмовиков, одного фоторазведчика и восьми истребителей прикрытия. После взлета самолеты осуществляли полет в район действий в общем боевом порядке. За 7—8 км до конвоя ведущий группы подал команду: "Атака". Высота полета в это время составляла 600 м. Вперед вышли три штурмовика. Планируя и набирая скорость, они открыли с дистанции 1,5—2 км сильный пулеметно-пушечный огонь по кораблям конвоя. Ведущий топмачтовиков распределил цели каждой паре самолетов для атаки транспортов и с дистанции 1000—1200 м они также открыли огонь из пушек по своим цепям. Стремительно сблизившись с кораблями, самолеты сбрасывали бомбы с дистанции 250—300 м, а затем уходили на высоте 10—30 м со скоростью 450—470 км/час. В результате этого удара была повреждена одна быстроходная десантная баржа и один сторожевой катер. За период с 13 апреля по 10 мая 1944 года летчики этого полка произвели 94самолето-вылета на топмачтовое бомбометание и потопили 2 транспорта, 2 быстроходные десантные баржи; 1 транспорт, 2 сторожевых катера, 4 быстроходные десантные баржи и тральщик получили повреждения. Кроме того, совместно с другими соединениями ВВС Черноморского флота летчики 13-го авиаполка потопили 2 транспорта, сторожевой катер, 2 лихтера и повредили 4 транспорта, 2 сторожевых катера, 2 эсминца.
Авиация Северного флота начала применять топмачтовое бомбометание с весны 1944 года, используя для этого самолеты-штурмовики и истребители. Наиболее активно на Северном флоте этим методом пользовался 46-й штурмовой авиационный полк. С мая этого года и до конца боевых действий на севере он нанес 12 ударов, по противнику, главным образом по транспортам и израсходовал 120 двухсотпятидесяти килограммовых фугасных бомб. В результате было потоплено 20 плавединиц и повреждено 5. В общей сложности на каждыйпотопленный или поврежденный корабль и транспорт приходилось всего лишь 2,4 самолето-вылета и 4,8 бомбы (1200 кг}.
Наибольший эффект достигался при хорошо организованном взаимодействии топмачтовиков и пикировщиков. Как пример таких ударов можно привести бомбо-штурмовой удар по конвою 11 октября 1944 года. В этот день в 7 час. 55 мин, воздушный разведчик донес о том, что в Яр-фьорде курсом на запад идут 3 транспорта и 12 кораблей охранения на удалении от берега 10 км; скорость хода 7—8 узлов; погода в районе цели: облачность 10 баллов, высота облаков 1500 м, видимость 15 км.
Для нанесения удара по конвою было выделено три группы: первая в составе шести "ИЛ-2" — пикировщики с бомбовой нагрузкой по шесть "ФАБ-100" на борту каждого самолета — имела задачу нанести удар по кораблям охранения, обеспечивая выход в атаку топмачтовиков, ведущий — Герой Советского Союза капитан А.Н. Синицын; вторая — четыре "ИЛ-2" — топмачтовики, которым надлежало потопить два транспорта, имея боевую зарядку по одной "ФАБ-250", ведущий — Герой Советского Союза капитан С.С. Гуляев; третья — семь "ИЛ-2" — пикировщики, бомбовая нагрузка по четыре "ФАБ-100" на самолет, наносила удар с пикирования по кораблям охранения, ведущий — старший лейтенант А.К. Суровов. Кроме того, выделялось еще четыре истребителя с двумя бомбами "ФАБ-100" на каждом с задачей подавить бомбометанием с пикирования зенитный огонь кораблей охранения. Удар всей этой группы обеспечивали 24 истребителя прикрытия. Все тактические группы, взаимодействуя между собой, должны были нанести удар с разных направлений с интервалом от 30 секунд до минуты.
Группы капитана Синицына и старшего лейтенанта Суровова подходили к конвою на высоте 1200—1300 м, а группа капитана Гуляева шла под нижней кромкой облаков, имея высоту 1450 м. Сближаясь с конвоем, ведущие наметили для удара корабли и стали занимать удобные позиции для атаки. Несмотря на сильный зенитный огонь, штурмовики успешно провели атаку. В результате удара враг потерял потопленными два транспорта, два сторожевых корабля и двакорабля-охотника. Один транспорт водоизмещением 4000 т был сильно поврежден. Три наших самолета "ИЛ-2" получили повреждения от огня зенитной артиллерии.
Топмачтовое бомбометание на Северном флоте все время совершенствовалось, а вместе с этим росли и боевые потери противника. Так, если за третий год войны топмачтовики здесь потопили 12 вражеских кораблей и транспортов и два повредили, то на четвертый год войны количество потопленных целей составило уже 52, а поврежденных — 10.
Летчики Краснознаменного Балтийского флота также активно использовали топмачтовое бомбометание. Примеров высокой эффективности ударов топмачтовиков ВВС КБФ очень много. Вот некоторые из них. 26 марта 1945 года юго-западнее порта Либава воздушной разведкой был обнаружен конвой в составе танкера, двух транспортов, двух сторожевых кораблей, идущих курсом 40 градусов; со скоростью семь узлов. Для его уничтожения было выделено 20 самолетов "ИЛ-2". Удар должен был наноситься четырьмя группами. После взлета штурмовики собрались в общий боевой порядок для полета в район цели. С дистанции 5—6 км были обнаружены корабли. В момент выхода в атаку самолетов корабли развернулись на штурмовиков и оказались в невыгодной для атаки позиции, на курсовых углах цели О градусов. Но было уже поздно. Невзирая на сильный огонь с кораблей, командир группы решил повторить атаку и подал команду: "Пушечно-пулеметным огнем штурмовать корабли, на первом заходе бомб не бросать". На втором заходе одной фугасной бомбой был потоплен транспорт, а второй — танкер.
12 апреля 1945 года для удара по кораблям в порту Пиллау топмачтовики вылетали дважды. В первый раз группу вел Герой Советского Союза капитан М.С. Попов, во второй — гвардии майор Ф.И. Тургенев. Атаке подвергся немецкий транспорт "Vale". В него попали три бомбы. Одна из них поразила левый борт транспорта в 36 м от кормы и 3,5 м выше ватерлинии под углом к борту 45 градусов; . Бомба пробила борт транспорта и достигла трюма, где находился склад боеприпасов. Взрыв вызвал пожар в нефтяных отсеках, выгорела вся кормовая часть транспорта. После занятия нашими войсками порта Пиллау в трюмах транспорта "Vale" было обнаружено свыше 500 обгорелых трупов. При атаке бомбами крупного калибра весом в 500 и 1000 кг транспорты, как правило, немедленно тонули, так как получали очень сильные повреждения, от которых часто разламывались надвое.
6 марта 1945 года авиация Краснознаменного Балтийского флота, совершив 48 самолето-вылетов и действуя методом топмачтового бомбометания, уничтожила четыре и повредила 5 транспортов. При этом было израсходовано всего 48 бомб по 100 кг и 72 бомбы по 250 кг. Для получения аналогичного результата бомбометанием с горизонтального полета наряд сил бомбардировщиков пришлось бы увеличить не менее чем в 5—6 раз.
В ВВС всех наших флотов была подготовлена большая группа замечательных летчиков-топмачтовиков, среди которых наиболее известны были С.С. Гуляев, А.И. Жестков, И.Б. Катунин, А.Е. Мазуренко, В.И. Минаков, Д.В. Осыка, Г.В. Павлов, И.В. Тихомиров, Ф.Н. Тургенев, Н.В. Челноков. Николай Васильевич Челноковза боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны дважды удостоен медали Золотая звезда Героя Советского Союза.
Комментарии 2