3. саухарда-абхшаша - желание быть дорогим сердцу Кришны.
Природа бхавыКогда появляется бхава, она полностью овладевает сознанием человека, и при этом как бы сливается с умом - так, например, железный прут, помещенный в огонь, до такой степени насыщается свойствами огня, что сам становится подобен огню. Такое состояние называется тад-атмака.Шрила Прабхупада описывает это как самадхьг. «Проявившись внешне, эти признаки остаются в уме, и такой продолжающийся экстаз называют самадхи» (НП, стр. 170).
По своей природе бхава исполнена блаженства, и, кроме того, она пробуждает у преданного вкус к слушанию об играх Господа, стремление осознать их сладость, поэтому Шрила Прабхупада пишет: «Блаженство, испытываемое на этой ступени, становится для преданного стимулом к дальнейшему развитию его любовных отношений с Кришной» (НП, стр. 170).
Достижение бхавы
По мнению Шрилы Рупы Госвами, существуют два пути развития бхавы: (1) благодаря стойкому следованию духовной практике и(2) благодаря милости Кришны или Его преданного. «Достичь стадии экстаза можно либо постоянно общаясь с чистыми преданными, либо по особой милости Кришны или чистого преданного Кришны» (НП, сгр. 170).
Здесь Шрила Прабхупада фактически приравнивает «общение с чистыми преданными» к «следованию практике преданного служения». Дело в том, что у чистою преданного нет иного занятия, кроме прославления Господа и слушания о Нем. Поэтому общение с таким преданным, естественным образом, подразумевает следование практике преданного служения.Шрила Прабхупада пишет: «Вот почему так важно постоянно общаться с чистыми преданными, которые по утрам и вечерам поют и повторяют мантру Харе Кришна. Это позволит человеку очистить сердце и развить в себе экстатическую любовь к Кришне» (НП. стр. 171).
Бхава, обретенная посредством практики (садхана)
Бхава, которую обретают с помощью практики, может относиться к одной из двух категорий: (1) бхава. достигнутая через практику ваидхи-садхана-бхакти и (2) бхава. обретенная с помощью рагануга-садхана-бхакти.История жизни Нарады Муни является примером того, как можно достичь бхавы, посредством ваидхи-садханы. Служение Нарады бхактиведантам можно считать ваидхи-садханой, потому что оно было мотивировано не его личной особой привязанностью к Кришне, а обязанностью следовать наставлениям шастр. Служа этим великим душам, он получил возможность регулярно слушать кришиа-катху из их уст и, таким образом, достиг уровня бхавы.Об этом говорит Джива Госвами в комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху» 1.3.1Вот хорошее подтверждение того, что ваидхи-бхакти - это не что-то несерьезное и легковесное. Ваидхи-бхакти также приводит к бхаве, и даже такой великий преданный, как Нарада Муни, достиг совершенства через ваидхи.Пример с Нарадой Муни подтверждает, что бхава предвещает появление премы. Как объясняет Шрила Прабхупада: «Экстатическая любовь предшествует чистой любви к Кришне, и в следующем стихе Нарада подтверждает это, говоря, что, слушая рассказы великих мудрецов, он постепенно развил в себе любовь к Богу» (НП, стр.171).
В подтверждение возможности достижения бхавы посредством постоянного слушания наставлений чистых преданных. Шрила Рупа Госвами цитирует слова Господа Капиладевы.
Шрила Прабхупада так раскрывает смысл этой ссылки: «... когда говорит человек, осознавший себя, занимающийся служением Господу, он способен пробудить стремление к духовной жизни в тех. кто его слушает. Поэтому так важно искать общества чистых, беспримесных преданных, и в процессе общения с ними и служения преданный- неофит, безусловно, сможет развить в себе привязанность к Верховной Личности Бога, любовь к Нему и преданность Ему»
(НП, стр.171).
Посредством рагануга-садханы
Описание бхавы, обретенной с помощью рагануга - садханы, содержится в выдержке из «Падма Пураны». Там говорится о женщине по имени Чандраканти, которая увидела Божество Кришны, и захотела танцевать с Кришной всю ночь напролет. Ее танец - пример рагануга-садхана-бхакти, так как она пожелала развить в себе чувства рагатмиков, а именно, гопи Вриндавана.С помощью этой рагануга-садханы она достигла бхавы, и доказательством является то, что она танцевала всю ночь, не потратив на отдых ни мгновения. Такое нежелание терять время - признак бхавы, называемый авйартха-калатвам.
Посредством милости
Достижение бхавы исключительно по милости случается очень редко. Шрила Прабхупада говорит, что тот, кто надеется получить бхаву только по милости, подобен человеку, который собирается закончить колледж, не с помощью приложения серьезных усилий, а посредством получения почетной степени.Милость Кришны можно обрести тремя способами:
(1) вачика - благословение словами, (2) даршана-дана - когда Кришна благословляет преданного Своим личным появлением перед ним (даршаиом), и (3) харда - посредством искреннего, непроизнесенного благословения. Шрила Прабхупада переводит это так: «просто от слов, от взгляда и от благих пожеланий» (НП. стр.172).ШБ 3.25.25 . Как утверждается в последней строке этого стиха (шраддхаратир бхактир анукрамишйати),
ваидхи-садхака может достичь шраддхи (которая развивается до асакти, привязанности),
затем рати (рати - синоним бхавы),
и, наконец, бхакти (бхакти указывает на прему).
Шрила Прабхупада отмечает это: «... и в процессе общения с ними и служения преданный-неофит [ваидхи-садхака], безусловно, сможет развить в себе привязанность [шраддха-асакти] к Верховной Личности Бога, любовь к Нему [бхава] и преданность Ему [према]
(НП, стр. 171). См. БРС 1.3.12, комм. Мукунды Даса; и БРС 1.3.13.
В «Нарадия Пуране» рассказывается о преданном, получившем милость от произнесенного благословения. Кришна благословляет Нараду обрести бхава-бхакти (преданное служение, исполненное трансцендентного блаженства): «О, лучший из брахманов [Нарада], желаю тебе обрести чистое, беспримесное преданное служение Мне. исполненное трансцендентного блаженства и благотворное во всех отношениях» (НП, стр. 172). Даршана-дана - благословение личным появлением
В «Сканда Пуране» описываются преданные, получившие милость через личное появление Господа: «Когда жители провинции Джангала увидели Личность Бога, Кришну, их переполнила такая любовь к Нему, что они были не в силах оторвать от Него глаз» (НП, стр.172).У жителей Джангалы не было особых заслуг, чтобы увидеть Господа, но по Своей беспричинной милости Господь дал им Свой даршан. Как только они взглянули на Него, их переполнила такая любовь (бхава), что они ни на мгновенье не могли оторвать взгляда от Господа.Харда — искренние пожелания
Искренние пожелания могут исходить от Кришны или Его преданного. В «Шука-самхите» рассказывается о сердечных благословениях, полученных от Кришны. Шукадева Госвами достиг бхавы, еще находясь в утробе матери. Так как он находился в утробе и не мог ни видеть, ни слышать Господа, то можно предполагать, что он достиг совершенства благодаря Его искренним благословениям.Семнадцатая глава завершается двумя примерами достижения бхавы посредством искренних добрых пожеланий преданного. В первом примере говорится о Прахладе Махарадже, который получил добрые пожелания Нарады, еще находясь во чреве матери. А второй относится к охотнику Мригари. ставшему возвышенным преданным, просто благодаря благим пожеланиям Нарады Муни.В Южной Стороне «Бхакти-расамрита-синдху» (Главы 20-34 «Нектара Преданности») проводится более подробный анализ трансцендентных признаков бхавы. Поэтому Шрила Прабхупада заканчивает семнадцатую главу словами: «Эта экстатическая любовь к Кришне может проявляться в пяти формах, которые Шрила Рупа Госвами описывает ниже» (НП, стр. 173).
Далее:
https://vedatext.com/volny-predannosti/glava-18-19
Нет комментариев