Предусловием катастрофы послужили натянутые отношения между СССР и Польшей во время Второй мировой войны. С обнародованием немцами факта расстрела польских военнослужащих в Катыни, взаимоотношения между правительством Польши в изгнании и Советским Союзом зашли в тупик. Однако, будучи прагматичным, генерал Сикорский ещё оставался открытым для нормализации советско-польских отношений, в то время, как генерал Владислав Андерс выступал против этого. Попытки Черчилля «вразумить» Сикорского были безуспешны.
Чтобы поднять боевой дух, в мае 1943 года Сикорский начал инспекцию польских войск, дислоцированных на Ближнем Востоке, решая, где необходимо, политические вопросы. 4 июля 1943 года, когда Сикорский возвращался после инспекции польских войск на Ближнем Востоке, его самолёт, «Либерейтор II» 511 эскадрильи Королевских ВВС, бортовой номер AL 523, в 23:07 упал в море через 16 секунд после взлёта из аэропорта Гибралтара. Сикорский, его дочь, начальник штаба Тадеуш Климецкий и остальные восемь пассажиров погибли. По официальным подсчётам, пассажиров было 11, однако точное их число неизвестно. Кроме них, погибло и шесть человек экипажа.
Единственным, кто выжил в авиакатастрофе, был чешский пилот Эдуард Прхал. По его показаниям, сразу после взлёта он снизил самолёт до высоты 40 м, чтобы набрать скорость перед фактическим набором высоты. Но при переходе в кабрирование штурвал самолёта заклинило, и он рухнул в море. При этом Прхал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к этой мере предосторожности, и кто был второй человек, которого видели на крыле упавшего самолёта.
На месте катастрофы польский эсминец «Оркан» подобрал тело Сикорского (все тела обнаружить не удалось) и отправился в Британию. Сикорского похоронили на кладбище погибших польских военнослужащих в Ньюарк-он-Тренте, 16 июля 1943 года. Уинстон Черчилль произнес хвалебную речь на похоронах генерала.
7 июля 1943 года был созван британский суд по расследованию причин катастрофы, но он не смог определить причину. Был сделан вывод, что крушение самолёта произошло в результате несчастного случая, вызванным «заклиниванием элеронов управления» по неизвестной причине. Польское правительство отказалось одобрить этот доклад по причине противоречий, приведенных в докладе, и отсутствия убедительных выводов. Политический контекст события сразу же породил слух о том, что смерть Сикорского была не случайной, а, возможно, прямым результатом советского, британского или даже польского заговора. Многие годы спустя был обнародован телефонный разговор Черчилля с Рузвельтом, из контекста которого следовало, что авиакатастрофа не обошлась без участия британской стороны, и американский президент был сторонником устранения Сикорского, который своей деятельностью осложнял взаимоотношения Союзников со Сталиным. Однако эта версия до сих пор так и остается конспирологической.
Версии смерти генерала Сикорского
Вопрос о причине катастрофы является предметом споров и выдвинутых различных гипотез. Вместе с тем, ряд фактов, выявленных в процессе расследования, трактуются весьма неоднозначно, наталкивая на выводы, что катастрофа не была случайностью.
Существует прозаичная версия о том, что пилот Эдуард Прхал летал до этого на истребителях и не имел достаточного опыта управления бомбардировщиками. Вдобавок самолет «B-24 Liberator» был печально известен как капризная и не очень надежная машина. Также было известно, что при полётах на Ближний Восток и обратно члены экипажей самолётов Королевских ВВС часто перевозили контрабандные грузы. В обломках самолёта Сикорского помимо личных вещей и дипломатической почты были обнаружены новые фотоаппараты, меха, футляр с драгоценностями, сигареты и ящики с коньяком и виски, вне всякого сомнения являвшиеся контрабандой. На основе полученных данных была выдвинута версия, что причиной катастрофы стал контрабандный груз, сорвавшийся с креплений и заклинивший систему управления. Более того, есть также подозрения, что груза могло быть настолько много, что самолету попросту не хватило для разбега длины гибралтарской взлетной полосы. Всё это и создало проблемы для неопытного Прхала.
До конца не выясненное происшествие породило множество слухов, догадок и версий о советском, британском или даже польском следе в авиакатастрофе. Однако, как указывает в статье о Сикорском в Польском биографическом словаре 1997 года Роман Вапинский, никаких убедительных доказательств о заговоре как причине катастрофы не обнаружили…
Следствие выяснило, что еще до поездки, 11 мая, два члена польского правительства, Вацлав Комарницкий и Мариан Сейда, пишут Сикорскому, чтобы он не летал на Ближний Восток, потому что настроение солдат, «возбужденных преступной агитацией определенных элементов (…), делает эту поездку опасной для господина «генерала». Сикорский отвечает: - «Не следует думать о личной безопасности».
Остается неясной, среди прочего, и роль Кима Филби - главы британской контрразведки (МИ6) по Средиземноморью и одновременно советского агента, который в то время проживал в Гибралтаре.
Некоторые журналисты предполагали, что на самом деле крушения не было, а самолет был «брошен» на воду сразу после взлета. Считали, что генерал Сикорский на самом деле был убит ранее вместе с полковником. Анджеем Марецки, генералом Тадеушем Климецкий и младший лейтенантом Юзефом Поникевским. Президент Республики Польша Лех Качиньский и премьер-министр Дональд Туск поддержали предложение об эксгумации тела генерала и проведении еще одного расследования, направленного на выяснение обстоятельств смерти. В рамках расследования, начатого Институтом национальной памяти, 25 и 26 ноября 2008 года тело Сикорского было эксгумировано, после чего были проведены осмотры и исследования тела в Институте судебной медицины. В конце января 2009 года был опубликован отчет об исследовании останков генерала. Он исключил гипотезы о более раннем убийстве, удушении или отравлении генерала и констатировал, что смерть Владислава Сикорского наступила в результате полиорганных травм, типичных для жертв дорожно-транспортных происшествий или падения с высоты, то есть не раньше, чем самолет упал на воду. Утопление также не исключалось как одна из причин смерти. В связи с этим, доктор Томаш Конопка, возглавлявший группу исследователей, заявил, что его группа считает бессмысленным рассмотрение других версий смерти.
В книге Грегори Дугласа «Шеф гестапо Генрих Мюллер. Вербовочные беседы», Г. Мюллер утверждал, что немцы нашли способ перехватывать защищённый телефонный сигнал между двумя главами правительств США и Англии и позже нашли способ расшифровать записи телефонных разговоров. После расшифровки якобы стало ясно, что Владислава Сикорского якобы убил Уинстон Черчилль по соглашению с Рузвельтом. «Не могу себе представить, чтобы вы могли забыть о наших разговорах на эту тему. Наши взгляды на эту проблему совпадали», — сказал английский премьер-министр. Рузвельт же заявил, что «никогда не говорил, что нужно устранить Сикорского. Несомненно, я выражал мнение, что нужно надеть на него удила, но ликвидация Сикорского была отвратительным преступлением». «Черчилль: — Вы прекрасно знаете, что вопрос о Сикорском мы решили вместе во всех деталях, и вы полностью согласились с моим предложением. Теперь вы не можете ставить под сомнение свою часть ответственности. Также утверждение, что убийство Сикорского было организовано Черчиллем, поддерживает немецкий историк Альфред Шицкель.
Журналист Дариуш Балишевский, много лет пытавшийся объяснить обстоятельства смерти Сикорского, писал, что: «Это была, наверное, самая странная авиакатастрофа в истории мира. Самолет с поврежденным рулем высоты не мог взлететь вопреки законам физики. Перед тем, как затонуть, он должен был находиться в воде более 6 минут, затем, мягко осесть на дно. Удивительно, что найденные после катастрофы на морском дне мелкие предметы имели признаки повреждений, характерные только для взрыва».
Существуют и откровенно безумные версии гибели Сикорского. Например, в 60-х годах некий немец написал пьесу о смерти Сикорского, в которой англичане и Прхал перед полётом зарубили поляков топорами. Прхал подал на немца в суд (тот не знал, что чех ещё жив) и, естественно, выиграл дело. Один поляк создал теорию, согласно которой дочь Сикорского Зофия не погибла вместе с отцом, а была похищена русскими и содержалась в ГУЛАГе. Он даже строил планы по её освобождению, поскольку нашлись очевидцы, которые ее видели в Сибири. На эту тему проведены журналистские расследования, написаны документальные книги, сняты фильмы. Однако, до истины еще никто не докопался.
Напоследок отметим, что загадка смерти Сикорского будет будоражить пытливые умы еще долго. Тем более, что официальные британские документы, касающиеся гибели Сикорского, по неизвестным причинам, остаются засекреченными до 2043 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев