НАМИ-053 Турбо. Первый отечественный автобус с газотурбинным двигателем.
В 1959-м году, на базе серийного автобуса ЗИЛ-127, в НАМИ был создан экспериментальный НАМИ-053 Турбо, оснащенный газотурбинной установкой. Целью создания было изучить возможности применения ГТД в общественном транспорте, ведь такие силовые установки обладают рядом преимуществ: большая мощность и тяговые качества, компактность, малый вес, простота конструкции и отсутствие водяного охлаждения.
В НАМИ создали опытный 350 сильный газотурбинный двигатель. Мощность этого мотора почти в два раза превышала мощность серийного дизеля ЯАЗ-М206Д, при этом, ГТД был вдвое меньше по габаритам. 13-тонный автобус разгонялся до 160 км/ч!
Еще одной особенностью данного двигателя являлось то, что он мог работать на различном виде топлива - бензине, керосине и на дизеле. ГТД состоял из двух основных агрегатов: генератора газа с турбокомпрессором и обслуживающей его камерой сгорания, и тяговой турбины с трансмиссией. Схема мотора напоминала об авиационных турбореактивных двигателях, только выходящие газы направлялись не в реактивное сопло, а в тяговую турбину.
НАМИ-053 Турбо был фактически лабораторией на колесах, большую часть салона занимала измерительная аппаратура. В ходе испытательного пробега автобус проехал более 5 тысяч километров. Двигатель показал хорошие результаты, как в холодное время года, так и в жару. При температуре минус 26 градусов мотор запускался без труда, причем, ехать можно было примерно через минуту после его пуска. В жару, когда температура воздуха в моторном отсеке доходила до 65 градусов, двигатель работал без всяких признаков перегрева. Мотор практически не вибрировал и не дымил.
Серийным НАМИ-053 Турбо не стал, но позволили получить ценные экспериментальные данные и опыт создания газотурбинных моторов для любых типов транспорта.
Это был седельный тягач, и выпуском этих автомобилей занимался завод в Кутаиси. Любопытно, что эти грузовики выпускались продолжительное время при всех своих недоработках. Качество было ужасным, поломки возникали одна за другой, а настоящей головной болью были хлипкие тяги.
Разработка данного проекта протекала в КБ завода в Риге, а готовые чертежи для сборки были переданы на завод в Ереван. Еще до начала конвейерной сборки выяснилось, что машина уже морально устарела.
Вы удивитесь, но это Польский ЗИЛ-157, каким был и чем отличался от Совесткого
Социалистическая эпоха была интересна сотрудничеством Советского Союза с различными дружественными странами. В частности, в Польскую Народную Республику из СССР поставлялось большое количество разного рода автомобилей. Сегодня поговорим не просто о типовом грузовике ЗИЛ-157, а об автомобиле специального назначения Д-470. Он представлял собой шнекороторный снегоочиститель. Примечательно, что и по сей день на складах в Польше хранится большое количество самой разной техники. Как заявляет местное издание, эти запасы огромны, и осваивать их можно долгие годы.
Эта модель изготавливалась специально к открытию в Москве фестиваля молодежи и студентов в 1957 году коллективом Львовского автобусного завода, и в дальнейшем никто не предполагал, что эта марка автобуса станет известной не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Самый необычный КамАЗ для Севера, который был сделан в СССР
История грузовых машин КАМАЗ началась в 70-хх годах в СССР. В стране были не самые лучшие времена, но это не стало преградой для становления предприятия, его развития и выхода на отличные показатели и по сей день. Отличить КАМАЗ можно было по бескапотной компоновке кузова. Это было удобно, так как при необходимости можно было опрокинуть кабину и получить свободный доступ к моторному отсеку.
Автобус, изготовленный за пределами СССР в дружественной на тот период Чехословакии, стал практически единственным автобусом иномаркой, который стал в Советском Союзе крайне популярным.
А вы знали, что на шасси советских грузовиков, например, ЗИЛ-131 или 133ГЯ делали крутые автодома? Отправиться в путешествие или на кемпинг на природу — да запросто. Хотели бы увидеть вживую такое чудо и изучить внутренний функционал? P.S. Буханка тоже не осталась в стороне и выпускается такое чудо, если не ошибаемся, до сих пор.
В нём оборудован спальник, дополнительные фары и виден неродной топливный бак. Редкий питерский экземпляр, что привёз доски в Москву. Расходы на топливо сможете оценить?
Комментарии 1