Эта техника рисунка получила название "сфумато", от итальянского слова "fumo" ("дым"), она придаёт изображению объём за счёт того, что живописец очень тонко сочетает свет, тень и контуры. Леонардо так и не написал о том, как ему удавалось столь незаметно объединять свет и тень. Единственный намёк на технику "сфумато" встречается в его заметках "Обучение живописца", где он советовал:
- "... Чтобы твои тени и света были объединены без черты или края, как дым".
Франк исследовал все работы Леонардо, применяя, по его словам, "археологический подход". Например, Франк заметил, что в картине "Изучение драпировки сидящей фигуры", выставленной в "Лувре", Леонардо применял мелкие мазки, чтобы передать объём драпировок. Франк заявлял:
- "Мазки здесь видны, поскольку он пишет темперой, в картинах маслом, напротив, очертания скрыты благодаря тонкому слою глянца или глазури".
Франк, сам художник, с 8-ми лет делал копии работ Леонардо. Вслед за мастером используя метод мельчайших мазков, он в 6 этапов воспроизвёл "глаз Моны Лизы", и его картина также представлена на выставке в "Уффици". Он обработал гипсом и животным клеем деревянную панель из тополя, подобную той, на которой Леонардо в 1503 или в 1506 году писал "Мону Лизу". Затем он измельченным чёрным мелом с помощью кисти нарисовал глаз; специальным полупрозрачным раствором на основе масла смягчил линии мела и ретушировал детали микроскопическими мазками. Чтобы соединить всю картину, ему пришлось нанести множество слоев точек. По мнению Франка, глаза и улыбка в картине Леонардо содержат 30-40 мазков на 1 кв.мм, т.е. Леонардо работал как "миниатюрист". Франк считал:
- "Он писал чуть ли не по 1-му мм в день - это означает, что, скорее всего, Леонардо создал свою "Мону Лизу" за 10 лет".
Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, Мона Лиза, до самой смерти Леонардо*(*1) приводила в восторг ценителей искусства. В XVI веке "живописец" и "историк искусства" Джорджио Вазари назвал её улыбку "божественной, а не человеческой". Среди многих попыток раскрыть загадку её улыбки были и версии, что эта аристократка счастливо улыбалась, будучи беременной, или что она страдала от астмы, у неё лицевой паралич, или она привыкла скрежетать зубами. Версия Франка вызвала споры среди историков искусства. Мартин Кемп, исследователь творчества Леонардо, профессор истории искусства из Оксфорда, возражал:
- "Я никоим образом не разделяю эту теорию. Несмотря на то что Леонардо использовал технику сфумато, его краски лежат плотно. Я видел "Мону Лизу" под лупой и не заметил ни 1-й точки".
(*1). - /Жил он с 1452 по 1519 годы/.
Нет комментариев