Занятия Леонардо по геометрической оптике, в отличие от ряда других областей, базировались на прочном фундаменте трудов по оптике древних греков и в 1-ю очередь на оптике Евклида. Кроме древних греков, его учителями были Витело и Альхазен, а также художники "раннего Возрождения" и в 1-ю очередь Брунеллески и Учелло, которые, занимаясь вопросами перспективы, много работали над геометрическими построениями, связанными с законами линейной оптики. Но 1-е научное объяснение природы зрения и функций глаза принадлежит Леонардо да Винчи. Он же 1-м делает попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область. И начал Леонардо с глаза, о котором его предшественники писали немало, но сбивчиво и недостаточно конкретно. Он стремится определить процесс, происходящий в глазу, видящем внешний мир. Для этого не было другого способа, как заняться анатомией глаза. Леонардо усердно взялся за дело, раздобыл много глазных яблок, разрезал их, изучал строение, зарисовывал. В результате он создал "теорию зрения", хотя и не вполне правильную и в некоторых деталях ещё повторяющую ошибки тогдашней науки, но всё же весьма близкую к правильной. Изучая рукописи Леонардо да Винчи, посвящённые строению и функциям глаза, нужно учитывать, по крайней мере, 2-а обстоятельства: 1-е связано с тем, что Леонардо представлял себе хрусталик в виде сферы, а не в виде двояковыпуклой линзы; 2-е - он предполагал, что хрусталик не прилегает к радужной оболочке и расположен примерно в центре глаза. Им была создана уникальная модель человеческого глаза с роговой оболочкой, хрусталиком, зрачком и стекловидным телом ("водянистой влагой").
Нет комментариев