Статья. Страница 6.
Среди "титанов эпохи Возрождения" 1-но из 1-х мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое "реалистическое искусство" - всё это повергало в изумление людей "Ренессанса", склонных воспринимать Леонардо как "живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков". Чтобы понять "историческое место", которое Леонардо занимал в "культуре Возрождения", необходимо предварительно ознакомиться с её "социально- экономическими основами и с главными течениями в области философской, научной и художественной мысли". "Гуманизм", "наука" и "искусство" в эту эпоху были связаны так тесно, что между ними имеется столь много точек соприкосновения, только осветив "отношение гуманизма к науке и науки к искусству", можно правильно оценить деятельность такого разностороннего человека, как Леонардо, который объединял в себе "гуманиста", "учёного" и "художника". Это было прежде всего "требование политической власти, нашедшее обоснование в новом учении о государстве как независимом от папской и императорской власти институте". "Опираясь на прогрессивных античных мыслителей, гуманисты XV века боролись за светскую культуру, за самостоятельную, не зависящую от теологии науку". Они добивались той "умственной свободы, которая позволила бы человеку совершенствовать свои дарования и развивать свои творческие силы". Отныне "в центре внимания стояла раскрепощённая от феодальных оков человеческая личность и реальный мир". "Из интереса к человеку рождалась поэзия личного чувства- лирика; из интереса к Природе и необходимости овладеть её силами - стремление к её научному познанию и к объяснению её закономерностей". Быстро развивающаяся "торговля содействовала географическим и космографическим открытиям, а требования укреплявшегося капиталистического хозяйства стимулировали технические изобретения". Передовая часть гуманистов с полемическим задором сражалась за признание чувственной природы человека и за освобождение её от христианского аскетизма, за реабилитацию Природы, за признание красот Мира и творческой силы разума. Бурное развитие точных наук и техники в Италии XV века давало "ключ к пониманию научных интересов" Леонардо. Он не был одинок, опираясь на достижения своих предшественников и современников, разделял многие из их интересов. И всё же "научный опыт, накопленный ремесленными и художественными мастерскими Флоренции, приобретал у Леонардо новое качество, целиком сохраняя при этом свою практическую целеустремленность".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев