Найти критерии, которые можно положить в основу полета реального крылатого аппарата тяжелее воздуха, было заветной мечтой Леонардо. В небе Флоренции, Милана, Рима он неустанно наблюдал за полётом ястребов, коршунов, многочисленных представителей богатого мира пернатых. Потом на страницах его записных книжек птицы неоднократно повторяли свои полёты. Рядом с ними Леонардо рисовал крылатых людей, летающие кресла. Рассматривая эти рисунки, физически ощущается сила мечты Леонардо о полетах человека. В поисках рациональной конструкции крыльев Леонардо пересмотрел много различных вариантов. Какова наилучшая форма крыла, из какого материала его сделать? Решение приходит не скоро. Учёный думает на этим повседневно: крылья, крылья, крылья! Их можно увидеть буквально на каждой странице записных тетрадок Леонардо. Наконец решение было найдено, он писал:
- "Помни, что твоя птица должна подражать не иному чему, как летучей мыши, на том основании, что её перепонки образуют арматуру или, вернее связь между арматурами, т.е. главными частями крыльев. И если бы ты подражал крыльям пернатых, то знай, что у них более мощные кости и сухожилиях, поскольку крылья их сквозные, т.е. перья их друг с другом не соединены и сквозь них проходит воздух. А летучей мыши помогает перепонка которая соединяет целое и которая не сквозная".
/Стражева И. "Леонардо да Винчи и механика полёта".
Журнал "Наука и жизнь", №2, 1970 год, стр. 95/.
При взгляде на чертёж крыла, выполненный Леонардо, конструктор современных самолётов найдёт в нем те же силовые элементы, которые присущи конструкции нынешнего крыла, здесь есть, по сути дела, лонжероны, нервюры и обшивка. Только вместо дюраля, стали и титана в конструкции леонардо предусмотрены материалы его времени - сосновые брусья, бумазея и прокрахмаленная тафта. Решив проблему крыла, Леонардо занялся общей компоновкой будущего летательного аппарата. Известно, что он разработал конструкцию орнитоптера - "большой птицы". Считая, что 1-й мускульной силы человека будет не достаточно, он для полёта на орнитоптере, предусмотрительно установил на аппарате пружины - дополнительного двигателя. С помощью специальных блоков можно было осуществить натяжение пружины и аккумулировать механическую энергию, необходимую летчику. Весьма тщательно были продуманы система управления, расположение человека в летательном аппарате. Поначалу учёный предполагал разместить его в горизонтальном положении, потом пересмотрел своё решение, записал:
- "Я решил, что стоять на ногах лучше, чем лежать плашмя, ибо прибор никогда не может перевернуться вверх ногами, а вместе с тем этого требует привычка, создавшаяся в результате длительного упражнения. Подъём и опускание при движении (крыльев) будет проводиться опусканием и подниманием обеих ног, если это даёт большую силу, а руки остаются свободными. Если же тебе пришлось бы лежать плашмя, то ноги в берцовых суставах сильно уставали бы, держась в таком положении".
/Стражева И." Леонардо да Винчи и механика полета".
Журнал "Наука и жизнь", №2, 1970 год, стр. 96)/.
Леонардо собирался совершить сам первый полёт на своей "большой птице" в окрестностях Флоренции с горы Монте Чечери - горы Лебедь. Мысль об этой самой заветной своей мечте учёный повторил в "Кодексе о полёте птиц". Осуществить свой замысел учёному не довелось но благодарные потомки позаботились о том, что бы память о дерзновенной мечте гения никогда не была забыта человечеством. На камне у подножия горы Монте Чечери высечены слова Леонардо:
- "Большая птица начнёт первый полёт со спины своего исполинского Лебедя, наполняя изумлением, наполняя молвой о себе все писания - вечной славой гнезду, где она родилась".
С Флоренцией у Леонардо не заладилось, тут виноваты отчасти неуважение и отвратительная скупость гонфалоньера, однажды велевшего уплатить художнику медными деньгами, т.к. других будто бы не было в кассе. Когда Леонардо возмутился и не стал их принимать, говоря, что он "не грошовый художник", эти полные достоинства слова передали гонфалоньеру Содерини, тот страшно разгневался, топал ногами и кричал. Тем временем наместник французского короля в Милане маршал Карл де Шомон частыми настойчивыми просьбами и скрытыми в них угрозами вынуждал магистратов отпустить Леонардо в Ломбардию; и тут как бы в предвидении надвигающейся необходимости уступить могущественному просителю гонфалоньер, покуда он мог с лёгкостью это сделать, причинил живописцу ещё неприятность, обвинив его в присвоении денег за несделанную работу и не взявши в расчёт аргументы, свидетельствующие о невозможности её продолжения. Чтобы рассчитаться с казною, Леонардо пришлось набирать деньги у друзей, также возмутившихся наглостью гонфалоньера. Увы, в поведении должностного лица видна не так привычка одного недостойного человека, но пагубная уверенность большинства, будто бы Италия настолько богата талантами, что беглецы или отпущенные, как Леонардо, не много в этом убавят, и обращение с ними не требует вежливости. Прелестнейшим майским утром Леонардо, Салаи, их прислуга и возчики покидали Флоренцию. У ворот Сан Галло стража проверила груз и выпустила караван на свободу, надышаться которой возможно только за пределами города, поскольку воздух внутри загрязнён испарениями судейских чернил и гнилой соломы, застилающей пол в местах заключения преступников. Здесь же, в полях, воздух очищается пробегающими ветерками и дыханием цветов и трав.
- "Низко над землёй кружатся чибисы, выхаживающие птенцов в это время года, и криками предупреждают опасность, тогда как путники, тревожа других, избавляются от страха и притеснения и продвигаются не торопясь в превосходном расположении духа".
Поначалу дорога вьётся у подножия Монте Чечери, Лебединой горы, или, лучше сказать, лесистого холма близко от Фьезоле, чью горбатую спину Леонардо находил удобной для испытания аппарата. Это если бы он был готов, но тут как раз служат помехой частые передвижения Мастера:
- "Названная птица должна при помощи ветра подниматься на большую высоту, и в этом будет её безопасность, потому что даже в случае, если бы её постигли все ранее названные опрокидывания, у неё есть время вернуться в положение равновесия. Лишь бы члены её были большой стойкости, способные противостоять стремительности и импульсу спуска связками из прочной дубленой кожи и сухожилиями из сырцового шёлка. И пусть никто не возится с железным материалом, потому что последний быстро ломается на изгибах или изнашивается".
Мастер имеет в виду сочленения крыльев, что касается железных пружин, относящихся к внутренним органам и движителю искусственной птицы, он, по-видимому, от них не отказывается. Впрочем, в душе Леонардо происходит как бы мерцание, замыслы не движутся прямыми путями, но петляют, подобные болотным огням, которые обступают путешественника в темноте ночи и внезапно раздваиваются или гаснут, а затем возникают в другом месте. Но всё же, если такие огни наблюдать в течение целой ночи, их беспорядочно движущаяся совокупность даст общее направление или порядок, хотя бы противоположные тому, что устанавливает сам Леонардо, определяя теорию как полководца, а практику как его солдат. В действительности, учитывая чертёжную практику или воображаемое осуществление, полководец плохо поспевает за войском. Когда гасконские арбалетчики расстреляли миланского Коня и, забравшись в верхнее помещение башни св. Готтарда, разрушили инструмент и готовые части сооружения, а бумаги сожгли и сделали невозможной всякую практику, Леонардо, вступивший в последнюю треть срока жизни, вновь оборачивается к теории и, как это ему свойственно, отступает далеко-далеко, к первым истинным, доступным познанию началам, по его выражению. "Трактат о полёте птиц", созданный Леонардо, покуда он, подобный легчайшей пылинке, гонимой дуновением ветерка, большую часть времени проводит между Флоренцией и Миланом, открывается параграфом о происхождении тяжести:
- "Тяжесть рождается, когда 1-на стихия расположена над другой стихией, более тонкой, чем она. Если птица захочет быстро повернуться той или другой стороной и продолжать движение по кругу, она будет дважды ударять крыльями вниз на этой стороне, гребя крылом назад, тогда как другое крыло будет оставаться неподвижным или же на один взмах придется 2 взмаха противоположного крыла".
На обороте того же 11 листа - или, лучше, листка, поскольку книжка имеет формат в 1/16, то есть не больше женской ладони:
- "Импульс 1-го из крыльев, отбрасываемого ребром в сторону хвоста, порождает внезапное круговое движение птицы вслед за импульсом указанного крыла".
Но ещё важнее отдельных записей их сочетание и композиция в целом, хотя отчасти из-за размеров указанной книжки, имеющей ещё и страниц всего 18, постепенности, необходимой для правильного научного изложения предмета, получается даже меньше, чем в строительной механике. Ступени метафорической лестницы оказываются так высоки, что ими трудно воспользоваться:
- "Верхние поднебесные области соединяются со своей опорой и далее с Центром Мира не иначе подобно тому, как певчие жаворонки, складывая крылья, падают вниз и после взмывают в воздух..."
Одновременно громадными стежками или взмахами раскачивается воображение читателя, которому делаются доступны удивительные метаморфозы, поскольку центра Земли достигает не жаворонок, но чисто теоретическое создание, лишенное образа, тогда как на обратном пути оно покрывается мышцами, перьями и пухом.
- "И, наоборот, во время падения, где-то близко к твёрдой оболочке Земли, перья и пух опадают, на месте связок и сухожилий оказываются дубленая кожа и шёлк, а на месте мускулов - пружины. Жаворонок складывает живые крылья, имеющие теплоту, нервы и кровь, и все остальное, а расправляет искусственные: возникает невозможная срединная сущность, как бы звучащее человеческим голосом эхо творения".
Сославшись же на Леонардо, когда он говорит, что:
- "Каждый отпечаток тяготеет к постоянству или желает постоянства и что ухо на известное время сохраняет звучания, а глаз - изображения предметов"
Имея в виду такие быстрые метания или стежки, можно отсюда заключить о своего рода одновременном видении 3-х ипостасей: "живая птица", "искусственная птица" и "теоретическая птица". "Трактат о полёте птиц" заканчивается на следующей меланхолической ноте:
- "Великую усталость испытывает ладонь со стороны большого пальца или руля крыла, ибо эта часть ударяет о воздух".
Нет комментариев