1.4. Петр Первый и Украина, Батуринская трагедия
Украинцам удалось сыграть выдающуюся роль в судьбе Российской империи. Собственно, и идею-то империи придумал киевский монах Феофан Прокопович, необыкновенно понравившийся своим остроумием и деловитостью Петру I.
Не с подачи ли Феофана Прокоповича сложилось у Петра I мнение об украинцах...
“...сей народ и зело умен и зело лукав: он, яко пчела любодельна, дает Российскому государству и лучший мед умственный, и лучший воск для свещи Российскаго просвещения, но у него есть и жало.
Доколе россияне будут любить и уважать его, не посягая на свободу и язык, дотоле он будет светочью Российскаго Царства; но коль скоро посягнут на его свободу и язык, то из него вырастут драконовы зубы, и Российское царство останется не в авантаже»
Пётр I был очень противоречивой личностью, и роль его в истории не проста: великий государственный деятель, он сделал могучей Россию, но полностью закрепостил ее народ; царь-работник, он освоил 14 профессий, но при этом собственноручно рубил головы мятежным стрельцам. Его преобразования и Северная война потребовали неимоверных усилий всего народа. Он загубил многие жизни, был царем-катом, лишний раз подтвердив мнение, что великие преобразования делаются на большой крови. Но он не был палачом украинского народа. У Украины своих палачей хватало. И Мазепа был среди них одним из первых. По мнению Н. И. Костомарова, в отличие от Мазепы, Пётр любил свою страну, «любил русский народ, любил его не в смысле современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, мимо нашей собственной воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его … деспотизм».
Когда речь идёт о Мазепе и военных действиях в период Северной войны, одним из ключевых вопросов является проблема отношения Петра I к Украине: действительно ли он потопил её в крови, оставляя позади себя одни дымящиеся пепелища? Действительно ли все жители гетманской столицы Батурина, были зверски казнены, заплатив смертью за измену своего хозяина? В работах украинских историков мы видим бесконечные повторения описания жестоких бесчинств русских, взятые из «Опісі» Г. Покаса и «Истории Русов», начиная с Батурина: захваченных «украинцев» русские колесовали, четвертовали, сажали на кол, жгли на медленном огне… Тела казненных бросали на съедение зверям и птицам, а, уходя, сжигали все селения на своем пути. Счёт замученных ведут на десятки тысяч. Даже Н.И. Костомаров не избежал этого увлечения, бездумно повторяя вслед за «Историей Русов», что «Меншиков… приказал истреблять в замке всех без различия, не исключая младенцев… В продолжение двух часов все было окончено… Все живое было истреблено…».
Цитадель – ключевое место Батуринской трагедии 1708 года, когда город был, по утверждению этих историков, дотла разрушен и сожжён царскими войсками Петра І под руководством князя Меньшикова, а население замучено и уничтожено.
Согласно историческим сведениям, на месте крепости еще в XII столетии возникло городище, жители которого контролировали границы черниговских земель и переправу на р. Сейм. После объявления Батурина гетманской столицей, на территории Цитадели были возведены гетманский дворец и деревянная Воскресенская церковь. Цитадель - это была наиболее укрепленная часть старого Батурина. Ее площадь не была большой - около 1 гектара.
Пустой земельный участок в урочище «Цитадель» – вот все, что осталось от выдающейся архитектурной и исторической достопримечательности. Так продолжалось вплоть до начала 2008 года. Меньше чем за год Батуринская крепость, которая 300 лет находилась в забвении, «восстала из пепла». Строители постарались на славу – цитадель создали на том же месте в том же виде (дубовые крепостные стены, ров и колья). Здесь располагаются Гетманский дом, Гетманская казна, деревянная церковь Воскресенья Господнего, фрагменты оборонных стен с въездными вратами и башнями. Со смотровой площадки надвратной башни открывается отличный вид на долину реки Сейм. Батуринская цитадель вошла в состав Национального историко-культурного заповедника "Гетманская столица».
«Гетманская столица» — Национальный историко-культурный заповедник, расположенный в Батурине. Создан постановлением Кабинета Министров Украины в 1993 году на месте резиденции гетманов Украины Демьяна Многогрешного, Ивана Самойловича, Ивана Мазепы и Кирилла Разумовского.
В состав заповедника входят 39 объектов, имеющих национальное, историческое, археологическое, природное и архитектурное значение. Площадь заповедника составляет 57 га. Ряд объектов, которые входят в состав заповедника, относятся к периоду гетманства Ивана Мазепы, который около 30 лет прожил в Батурине, из них 21 год был гетманом Украины.
В перечне объектов заповедника — дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный по проекту английского архитектора Чарльза Камерона, Воскресенская церковь — усыпальница Кирилла Розумовского, Дом Генерального Суда Левобережной Украины, Батуринский Свято-Николаевский — Крупицкий монастырь, основанный еще в домонгольский период на месте явления иконы Святого Николая Чудотворца, ландшафтный парк и т. д.
В урочище «Цитадель» сохранились остатки земляных укреплений — крепости, возраст которой, по сведениям археологов составляет свыше 900 лет. В состав заповедника «Гетманская столица» входят и объекты, относящиеся к XIX-XX столетиям. Это могила и памятник основоположнику современного пчеловодства Петру Прокоповичу, изобретателю первого в мире рамочного улея.
В фондах заповедника сберегается более 15 тысяч экспонатов. Среди них — иконы, монеты, кресты, керамика, пистолы, пушки, наконечники стрел и пик, сабли, кресала и другие предметы казацкого периода в истории Украины. также в фондах хранится собрание тканей и вышивок XIX столетия, предметы декоративно-прикладного искусства и нумизматики, картины, гравюры и скульптуры.
Реконструирована деревянная крепость над р. Сейм, где с 1669 по 1708 г. находилась укреплённая резиденция трёх украинских гетманов: Д. Многогрешного, И. Самойловича, И. Мазепы. Здесь располагался каменный гетманский дом и деревянная Воскресенская церковь, въездные ворота и три башни. В 1708 г. все сооружения Батуринской крепости были полностью разрушены в ходе карательной операции русских войск под командованием А. Меньшикова. В память о Батуринской трагедии, во время которой было уничтожено, как утверждается отдельными историками, почти всё двадцатитысячное население города, в 2004 г. на месте северо-восточной башни цитадели установлен памятный крест. К 2009 г. на сохранившихся крепостных валах была закончена реконструкция трёх оборонных башен, крепостных стен, гетманского дворца и Воскресенской церкви, которые вошли в состав Национального историко-культурного заповедника "Гетманская столица".
Но в вопросе с расправой, учиненной русскими в гетманской резиденции всё не так просто. Не просто, но следует разобраться уже хотя бы потому, что именно Батурин стал для каждого национально мыслящего украинца символом того, что русские делают с его страной постоянно и могут сделать в будущем. События Батуринской трагедии использовались и используются для нагнетания русофобии среди украинского населения.
Впрочем, развитие сюжета с Батуриным в головах «историков-мазепинцев», видимо, ещё в разгаре. И вот уже в одном из распространяемых ныне вариантов не Меншиков, а сам царь Пётр громит всеми своими силами Батурин, взяв его после долгого изнурительного штурма, а затем глумится над его защитниками, пируя, подобно монголам на Калке, среди их ещё не остывших трупов: «Цар Петро, переконавшись, що Мазепа перейшов на бік шведів, кинув усі свої сили на штурм Батурина. Батуринці під проводом полковника Чечеля відважно відбили атаки царського війська... Довго боронились батуринці, поки всі не згинули і місто згоріло дотла. Цар Петро із своїми сатрапами на згарищах Батурина серед трупів його мешканців справляв бенкет з приводу "добровольного воссоєдінєнія", а потім звелів трупи батуринців вішати на шибеницях і пускати на плотах по ріці Сейм на пострах "хохлам"».
(«Царь Петр, убедившись, что Мазепа перешел на сторону шведов, бросил все свои силы на штурм Батурина. Батуринцы под руководством полковника Чечеля отважно отразили атаки царского войска… Долго защищались батуринцы, пока все не погибли и город сгорел дотла. Царь Петр со своими сатрапами на пожарищах Батурина среди трупов его жителей устроил банкет по поводу «добровольного воссоединения» а затем велел трупы батуринцев вешать на виселицах и пускать на плотах по реке Сейм для устрашения «хохлов» - перевод автора).
О том, насколько эти очередные «факты сознания», укоренившиеся в украинской истории и служившие формированию русофобского сознания украинского населения, соотносятся с элементарной логикой и реальным положением вещей, целесообразно порассуждать немного подробнее. В частности, хотя бы задать вопрос: как мог «летучий» отряд Меншикова, насчитывавший не более 7-8 тысяч солдат, взять с боем хорошо укреплённый Батурин, который «оборонял» гарнизон численностью от шести до двадцати трех тысяч хорошо обученных казаков и сердюков, имевших огромные запасы провианта и боеприпасов, предназначенных для шведов? Следует напомнить, что в аналогичной ситуации маленький (около четырех тысяч солдат и казаков) гарнизон Полтавской крепости сумел удержать её в течение трёх месяцев от 40-тысячной шведской армии. Ведь ясно, что, имея такое превосходство в численности и вооружении, гарнизон Батурина мог разгромить отряд Меншикова и в чистом поле, не прячась за стенами крепости. Более того, как А.Д. Меншикову удалось за несколько часов, которые оставались у него до прихода находившихся в четырех верстах от Батурина шведов, не только зверски истребить всех жителей, устроив «нечувану різанину», но и успеть убрать за собой все трупы? Ведь, если верить упомянутым украинским свидетельствам, ими были завалены рвы, дома, улицы и подвалы. Положим, разрушить гетманскую столицу было несложно, ведь в ней находились большие запасы пороха и боеприпасов. Но как быть с тем, что на месте развалин Батурина современные археологи не нашли даже следов массовых захоронений? Украинские «историки-мазепинцы» убеждены, что ничего удивительного в этом нет. Ведь Меншиков приказал все трупы снести к реке и, прибив их к бревнам, сплавить на плотах в назидание остальным украинцам. И никто из них даже не задумывается над тем, сколько для этого нужно времени и людей, чтобы все трупы собрать и снести к берегу? Сколько нужно бревен для плотов и где их в окрестностях Батурина было взять? Следует сказать, что самые примитивные подсчёты показывают, что на подобную акцию устрашения Меншикову понадобилось бы от пятнадцати до пятидесяти тысяч уже приготовленных у берега бревен и несколько месяцев кропотливой работы, а у него на все не было и суток. Жители Батурина могут сравнить объем той работы с заготовкой бревен для восстановления Батуринской крепости, которые в Батурин поставляла вся Украина
Странно, но из конкретных старшин, перебежавших к Карлу, а затем пришедших с повинной обратно, Пётр I почему-то не казнил никого. Более того, он даже не лишил их своих должностей. И Данило Апостол, и Игнат Галаган, и Павло Полуботок как были полковниками, так ими и остались. Даже получили новые «маетности». Другие старшины, бежавшие с Мазепой, но вернувшиеся также не пострадали. О том, что такая позиция Петра I не случайна, свидетельствуют его указы от 1-го, 7-го и 10-го ноября 1708 года с обещанием полной амнистии тем, кто вернется. И Пётр I сдержал свое слово. Более того, тех представителей казацкой старшины, что перебежали на его сторону только в 1709 году после Полтавы, он не казнил, заменив казнь ссылкой. А в 1714 году объявил амнистию изменившим ему «мазепинцам» и вернул их семьи из ссылки.
Где тут логика, почему тогда Пётр милует старшин, виновных в измене и перебежавших к Карлу XII, но приказывает зверски убивать невиновных; тех, кто не знал о готовящейся измене гетмана и за ним не пошел? А она, видимо, и не нужна. Сущность измышления в том, что для каждого патриота Украины должно быть ясно: Пётр с детства не любил Украину, значит, и казнить украинцев ему было в радость.
Отношение русского царя к «черкасам» описывает Никола́й Ива́нович Костома́ров (1817-1880 гг.), рассказывая о финансовых проблемах воюющей со Швецией России и мерах Петра по наполнению казны и раскрывая вопрос о государственной монополии на производство и распространение алкоголя. «Во всем государстве запрещено было, невзирая ни на какое звание, приготовлять вино, а непременно брать из царских кабаков. То была новая тягость для народа, только малороссияне были избавлены от нее. Не только в самой Гетманщине, но и в великорусских краях, где они поселились, дозволялось им свободное винокурение. Петр ласкал малороссийский народ и освобождал его от поборов, таким гнетом падавших на великороссиян. Марта 11-го 1710 года манифестом царь строго запретил великорусским людям делать оскорбления малороссам, попрекать их изменою Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертною казнью за важные обиды». И получается, что, не доверяя жадной и склонной к изменам казацкой старшине, Пётр своими мерами, насколько было возможно в тяжелое военное время, всячески способствовал смягчению тягот простого населения на украинских землях и ограничению произвола над ними «знатного» казачества.
А дальше «дружбу народов» скрепили дочь Петра Елизавета и простой казак с Черниговщины Алексей Разумовский, разыграв прямо в постели сюжет о принцессе из сказки. Прозвище Разумовского – «ночной император» – говорит само за себя. Его брату Кириллу, президенту российской Академии наук, будет рапортовать по долгу службы Ломоносов, в чьих трудах и появится впервые новое диковинное слово – украинцы».
Дворец Кирилла Разумовского был построен в 1799-1803 гг. До сих пор здание, в котором вот уже 200 лет никто не живет, поражает совершенством форм, своей помпезностью и величественностью. Дворец располагается над широким склоном речки Сейм неподалеку от трассы Киев-Москва. Это единственный в Украине образец «кубичной», так называемой центричной композиции дворца.
Чертежи резиденции последнего украинского гетмана подготовил архитектор Ч. Камерон, автором проекта здания был итальянец А. Ринальди. Строительство дворца так и не завершили, поскольку гетман умер в год окончания постройки.
В дальнейшем здание долгое время находилось в ведении военных. Дворец много раз разрушался и восстанавливался (частично сохранился лепной декор, печи, паркет и др.). В годы советской власти были разобраны флигели. Впервые дворец реставрировали в 1911-1913 гг. после большого пожара, в следующий раз – в 1967 году.
В 2009 году во дворце была закончена очередная реставрация, в ходе которой были полностью воссозданы интерьеры. На базе дворца открыли музей гетманства. Экскурсии сюда организует администрация Национального историко-культурного заповедника "Гетманская столица".
Успехи представителей украинского казачества в Петербурге долгое время отвлекали нас от проблем местного самоуправления. Полтавчанин фельдмаршал Паскевич берет во главе русской армии Варшаву и дружит с Николаем I. Гоголь едет за царский счет в Италию, где с размахом дерибанит десятки тысяч рублей на макароны. Безбородко — канцлер империи — умирая, прощается с собравшейся публикой фразой, до уровня которой до сих пор не дотянулась современная политическая мысль: «Не знаю, как при вас, молодых, будет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выстрелить не смела!»
Да, до Украины ли тут, когда в твоих руках целая империя! Даже Пушкин, раздосадованный успехами потомков запорожцев в «северной Пальмире», зло заметит, что его предок «в князья не прыгал из хохлов», при этом он забыл, что тот прыгнул в российское дворянство прямо с африканской пальмы.
1.5. Олесь Бузина о взаимоотношениях между Россией и Украиной
В анализе фальсификатроских измышлений нельзя не согласиться, с настоящим, по нашему мнению, патриотом Украины Олесем Бузиной, который является автором популярных книг по истории Украины и истории украинского языка, которые в популярном виде исторических новелл с истинно украинским юмором, пересказывают историю в формате острой критики украинского национализма. Следует подчеркнуть национализма, а не патриотизма. В своих исторических исследованиях Олесь Бузина придерживается взгляда о триединстве русского народа («малороссов, белорусов и великороссов»), и поэтому называет себя и украинцем, и русским. На неоднократных шоу на российском телевидении О. Бузина проявил себя, как настоящий патриот, верный сын украинского народа. Он поддерживает федерализацию Украины. Её независимость и двуязычие украинской культуры, широкое развитие украинского и русского языков. По его мнению, «свидомые украинцы озабочены не столько созданием украинской культуры, сколько уничтожением русской». Он категорически осуждает войну в Донбассе, войну до последнего украинца, развязанной политической и экономической элитой Украины во имя защиты интересов украинских олигархов.
В своей статье от 19.12.2014 «К чему приведет продолжение войны?» Олесь Бузина раскрывает суть войны, которую в интересах украинской олигархии ведут украинские власти.
«Я уже писал, что на этой войне погибли двое моих друзей, сражавшихся по разные линии фронта. Для меня она такой же символ абсурда, как гражданская. Советским оружием уничтожают друг друга бывшие советские солдаты и офицеры. А также — дети и внуки советских солдат и офицеров, победивших в Великой Отечественной войне. Это же идиотская ситуация! Отойдите в сторону. Посмотрите на происходящую трагедию не замыленным взглядом».
Принципиальную оценку дает Олесь и роли сбежавшего президента страны:
«Он вообще любил сажать и разводить. Это же он развел "фашистов", против которых воюет теперь Донбасс! Именно с его подачи раскручивали в телевизоре партию "Свобода", которую Виктор Федорович вообразил наиболее подходящим "партнером" для себя на выборах и ее "золотое горло" — Ирину Фарион. Янукович — подлинный политический отец этой "орлицы". Вытеснив с политического поля умеренную, цивилизованную оппозицию, он подкинул навоза всяким ядовитым цветочкам и грибам-поганкам. А потом запутался, пытаясь одновременно развести и Путина, и Обаму, и… сбежал. Бросил страну, не досидев год из положенного срока, хотя мечтал о двух каденциях сразу».
В отличие от сбежавшего президента О. Бузина не бросил страну. Он жил и остался жить со своим народом. В отличие от президента, который в интересах защиты своих вкладов за рубежом, не выполнил свои конституционные обязанности перед народом Украины по предотвращению кровопролития на майдане, поддержанию правопорядка в стране. Он, видите ли, не желал кровопролития. А кто и по каким критериям подсчитывал кровь, пролитую в ходе антитеррористической операции на Донбассе и других регионах Украины.
На Украине очень много людей, делящих мир на украинских "патриотов" и "агентов Кремля". Чтобы попасть в число первых, нужно подозревать всех неугодных в причастности ко вторым. Так в число последних попали те, кого пророссийски настроенными назвать может только глубоко нездоровый человек. Реакция на деятельность и на гибель Олеся Бузины лишний раз показала, как много их стало в последнее время. Бузина был записан в "ватники" исключительно за трезвость ума и стойкость, с которой он неоднократно призывал остановить войну в Донбассе. Раздражение вызывали его поездки в Москву, где он несколько раз выступал на федеральных каналах. По его словам, в России говорить правду в эфире можно, чего давно нельзя сказать о его стране. Но всегда возвращался, точно зная, что его место там, в родном Киеве, несмотря на неоднократные угрозы.
Известный журналист, писатель и телеведущий Олесь Бузина был убит 16 апреля 2015 года в Киеве возле своего дома. По факту убийства Бузины следственным отделом милиции Шевченковского района Киева начато расследование, которое предусматривает несколько версий убийства, в том числе и его профессиональная деятельность. Никто не сомневается, что это расследование закончится безрезультатно, как и многие друге расследования в Украине. Известно, что за два дня до убийства личные данные Бузины появились на сайте центра "Миротворец", который размещает персональные данные всех, кого волонтеры этой организации заподозрили в симпатиях Донбассу.
Его взгляды были настолько неудобны для текущей политической конъюнктуры Украины, что убийство вызвало откровенное ликование многих нелюдей, среди которых предсказуемо оказались и видные политики. Бузина был одним из тех, кто своей деятельностью изо всех сил пытался процесс одичания своих сограждан если не остановить, то хотя бы замедлить. Увы, таких людей в Украине становится все меньше. Но они есть.
13 июля Олесю Бузине исполнилось бы 46 лет. Это был первый день рождения, который друзья, коллеги и родные Олеся отмечали без него. В Киеве состоялся вечер памяти журналиста. На него пришли те, кого сегодня объединяют не политические убеждения, а светлые воспоминания и незримая связь, существующая с Олесем у каждого, независимо от того, был он с ним близко знаком или просто читал его книги и статьи.
К угрозам в свой адрес Бузина привык давно. Будучи не только прекрасным журналистом, но и талантливым писателем, он написал несколько книг о прошлом и настоящем Украины. За что был несколько раз бит. Хотя и сам неоднократно и с удовольствием давал сдачи. А своим убийцам Олесь Бузина ответил: "Меня невозможно убить, пока вы будете читать мои книги».
И его последователи продолжают его дело. Я не стремлюсь присвоить себе чью-то интеллектуальную собственность. Я приведу несколько высказываний автора, имя которого я специально не называю, дабы личные данные автора не появились на сайте центра "Миротворец".
Реакция автора на заявление президента страны отражают угрозу распространения гражданской войны в Донбассе на территорию всей Украины, в том числе и на Киев.
«Все мы мирные, приличные люди. Вот только красной краской написали на многоэтажках «Укриття» и заботливо добавили стрелочки, ведущие в подвалы. Казалось бы, зачем? Ведь «это их дети будут сидеть в подвалах», — говорил нам наш президент. Но и для киевских детей подвалы уже готовы».
А высказывания автора прямо и непосредственно отражают судьбы многих украинцев, их сознание, их жизнь.
«Идет солдат по городу. Смачно сплевывает через каждые два шага. Молодой, коротко стриженый, в светлой новенькой форме, на рюкзаке — связка желто-голубых лент. Кого он защищает? За что он воюет? Необычайно жаркий для июня день. В парке — сидящие на скамейках и лежащие на земле пьяные компании. Невеселые люди, одетые словно из супермаркетов, возвращаются с работы. Завтра они не скажут солдату «спасибо». Они проклянут его за еще большую бедность и безнадежность. Им это НЕ НУЖНО.
А кому нужна война?
«Может, он воюет за меня? За человека, которому много раз кричали «чемодан-вокзал-Россия»? Но и мне это НЕ НУЖНО.
Разбитые дороги, неухоженные скверы, вылинявший город, где люди стреляют друг в друга, чтобы возвести очередной недострой. Киев чахнет на глазах. Ему, старенькому, уже тоже ничего НЕ НУЖНО. Он все это видел не раз».
А может быть нужна война маме, не уберегшей от мобилизации своего единственного сына?
«Молоденький солдат может пополнить бесчисленные сводки «потерь нет». По киевскому радио под тревожную музыку объявили о новом витке напряженности. Под Марьинкой «запеклий бiй», 30 раненых, «про загиблих наразi невiдомо». И все уже давно знают, что скрывается за этой фразой. Она означает, что потери есть. И их много. Но никто снова не скажет правду. И так тревога из радиосводок передается на киевские дороги... Я уже знаю эти дни без потерь, когда нервно мечутся машины с черными номерами и вышивными стричками. И сразу забывается генерал, еще вчера с наглым видом развалившийся на заднем сидении новенького джипа. А ведь еще год назад его возила отечественная машина...
За год все изменилось. Теперь кадровые военные, вчера занимавшие невысокою ступень на лестнице украинской кастовой системы, смотрят на всех свысока. Они покупают дорогие продукты, делают ремонты, позволяют себе то, что раньше не могли представить. Военным, столько лет прозябавшим без власти и уважения, НУЖНА ВОЙНА. Пусть даже и с воображаемым врагом, который на деле оказывается своим народом...»
А что ожидает его в случае мобилизации?
«Может этот солдатик и остаться инвалидом. Я много раз думала, как увижу ветерана АТО без ног, и каким это будет шоком. Почему-то мне казалось, это будет не скоро. Но вот он вкатился в вагон метро. Все вокруг отвели глаза. И тетка с желто-голубой заставкой на экране телефона, и две семьи из пригородов, щебетавшие на суржике. Я посмотрела на молодого инвалида. Во взгляде парня не было ничего. Рутина. Без ног, средств к существованию, молодости... И такой его жизнь теперь будет всегда. Ему больше НЕ НУЖНА война. Краска хлынула к лицу. По-человечески мне жаль парня. Но я не смогла дать ему денег. Зная, с кем он воевал, и каких «террористов» хоронят в маленьких гробиках в так называемой зоне АТО. Зная, какую цену еще придется нам платить за его войну. Не дождавшись милостыни, он равнодушно отвернулся и подкатил к яркой парочке молодых хипстеров. Она — в желто-голубых клипсах, он в футболке с трезубцем. Внешний вид обязывает — они нехотя достали мелочь».
А кто не поедет воевать, но будет с войны пенки собирать?
«Вечером они напишут на своих страничках в социальных сетях, как помогли защитнику, как равнодушны обычные киевляне, как это важно — громить «сепаров», жечь «вату» и завоевывать Россию. Офисным работникам, журналистам и креативным кадрам НУЖНА ВОЙНА. Они делают на ней карьеру, пишут под нее маркетинговые стратегии, продавая ее вместе с суши и таблетками, но они никогда не поедут на нее в качестве участников. Они будут романтизировать ее, заниматься волонтерством и любить издалека, сидя на летних площадках киевских кафе. Они живут войной, выплевывая проклятья в интернете и в частных беседах. Войной, которой нет в Киеве, но которую они ведут.
Не будут в ней участвовать и политики, военкомы, чиновники. Они заботливо развесили по городу плакаты с призывами мобилизоваться, чтобы война не пришла в «наш» дом. Но где настоящий дом тех, кто заказал и развесил эти плакаты? Разве в Киеве? В случае первой опасности, они покинут наш город. Им НУЖНА ВОЙНА. Но война чужими руками, далеко. И именно потому тем, кому война не нужна, стоит задуматься».
А как покидали в спешном порядке город после Чернобыльской катастрофы семьи элитных прослоек советского общества (торгашей и медиков), помнят все киевляне старшего поколения
И молодому солдатику, и жене, помогающей мобилизованному мужу на вокзале надеть рюкзак, надо задуматься. Задуматься, зачем им война. Пока в Киеве нет войны, пока вокруг них относительно приличные и относительно мирные люди, пока они целы и здоровы, об этом еще можно думать. Ведь, в отличие от тех, кому война нужна, у них нет другого дома, и не будет средств для другой жизни».
Немного размыслив, я все-таки решил назвать автора: Юлия Еременко, специально для сообщества Олеся Бузины. Может быть и прислушаются украинцы к зову, идущему из ее сердца: «Люди схаменіться!»
1.6. Фальсификации истории в Советском Союзе
Фальсификация исторической действительности может создать впечатление, что Россия была самой большой и долговременной фальшивкой в мире. Один из первых в России документально подтверждённых случаев фальсификации истории по политическим мотивам относится к царствованию Ивана Грозного. По указанию царя был написан «Лицевой свод» — целостная запись истории с древних времён до момента постановки задач. В последнем томе (так называемый «синодальный список»), где рассказывалось уже о царствовании самого Грозного, кем-то были сделаны правки, в которых воеводы и бояре, попавшие в немилость к царю, обвинялись в различных неблаговидных деяниях. По некоторым предположениям, боярский мятеж 1533 года, описанный только в синодальном списке, но не упомянутый более ни в одном письменном источнике, также был целиком придуман.
С приходом Гитлера к власти вся история человечества была приведена нацистскими учёными в соответствие с расовой теорией, и её фальсификации стала всеобъемлющей. Основополагающим трудом, послужившим отправной точкой для дальнейших фальсификаций, стал «Миф XX века» (1929) Альфреда Розенберга.
В нацистской Германии широко культивировался миф об «ударе в спину». Суть его заключалась в том, что Германия к ноябрю 1918 года ещё могла продолжать войну, и если бы не революция, организованная «предателями» социал-демократами, война могла бы закончиться в её пользу. На самом деле, Германия к тому времени находилась в безнадёжном положении: все союзники капитулировали, резервов не было, а Антанта усилилась после вступления в войну США, и проигрыш Германии был вопросом времени.
В 1939 году Гитлер собрал группу теологов-протестантов и основал теологический институт по вопросам «деевреизации». Теологи толковали религиозные тексты, стремясь изменить данные о евреях. В частности, в 1940 году было официально провозглашено, что Иисус Христос не был евреем. Утверждалось также, что он прибыл в Вифлеем с Кавказа.
В сталинские времена вместе с физическим уничтожением деятелей партии, армии и культуры их имена также стирались в исторических источниках (книгах, учебниках, энциклопедиях, фотографиях). Одновременно фальсифицировалась роль Сталина в исторических событиях, в частности, в 1917 году, пропагандировался тезис о том, что Сталин был одним из руководителей всего революционного движения в России до 1917 года и т. д. В это время И.В. Сталин, «Коба» находился в сибирской ссылке, и к революционному движению в России имел лишь отдаленное отношение.
Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б))». Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чём не основанный миф о «решительном отпоре» под Псковом и Нарвой, якобы данном немецким оккупантам «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года. В честь этого события учрежден День защитника Отечества. Этот миф пытаются поддерживать до сих пор, но уже не так настойчиво.
К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим; партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались предательские и контрреволюционные действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер.
Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.
Несмотря на наличие множества свидетельств документальных и научных подтверждений, иногда ставятся под сомнение такие исторические факты, как холокост, геноцид армян. Не в силах полностью опровергнуть реальность этих событий, авторы «альтернативных теорий» ставят под сомнение или фальсифицируют незначительные исторические свидетельства, например, отдельные документы, цифры или фотографии. Ввиду невозможности полного опровержения этих событий, целью таких фальсификаций является релятивизация восприятия этих фактов, попытка заронить зерно сомнения в их правдивости.
Националистические фальсификации истории
Как отмечает кандидат исторических наук, профессор Андрей Николаевич Ланьков, национализм и фальсификация истории — вещи практически неразделимые, и любая развитая националистическая идеология создаёт и поддерживает определённые исторические мифы, как правило, на следующие темы:
Древность этноса
Народу, к которому относят себя националисты, приписывается исключительная древность. Происхождение этноса может прослеживаться от легендарных великих героев или гипотетических исчезнувших великих народов.
Автохтонность либо имперское прошлое
Народ объявляется первым и единственным, издревле проживающим на данной территории, существование на этих же землях других народов и, тем более, государств, отрицается или замалчивается. Либо, напротив, народу приписывается в прошлом владычество над огромными территориями и другими народами.
Территориальные претензии
Часть соседних земель, занятых другими народами или государствами, объявляется незаконно отторгнутой и требующей возвращения во владение «исторического хозяина».
Замалчивание иностранного влияния
Очевидные достижения и успехи, достигнутые за счёт заимствования у других народов молчаливо предполагаются или прямо объявляются результатом исключительно собственных усилий. Нередко положительный эффект от зарубежных заимствований подаётся, как прямо противоположный.
Помимо упомянутого, националистические фальсификации истории часто направлены на создание «образа врага» из тех наций и государств, которые в настоящее время рассматриваются как соперники. При этом, как правило, собственный этнос наделяется всеми добродетелями, соседние же выглядят коварными и агрессивными. Используются зачастую подлинные источники, прошедшие специальный отбор, воспоминания отдельных лиц, отдельные фразы, вырванные из общего контекста, но дающие заведомо определённую оценку событиям.
Националистические фальсификации истории широко распространены в государствах бывшего СССР.
По мнению ряда европейских, российских и армянских историков, в Азербайджане существует государственная программа, возвеличивающая албанов в качестве предполагаемых предков азербайджанцев для исторического обоснования в территориальных спорах с Арменией; при этом ставится задача во-первых, укоренить азербайджанцев на территории Нагорного Карабаха, а во-вторых, очистить последнюю от армянского наследия. С этой целью азербайджанскими историками издаются искаженные первоисточники, в которых удаляются или переписываются фрагменты, связанные с армянами. Основные обвинения направлены против академика Зии Буниятова, под руководством которого были опубликованы многочисленные подобные переводы. По мнению Ширин Хантер (англ. Shireen Hunter), на понимание многими азербайджанцами подлинного характера культурных, этнических и исторических связей между Ираном и Азербайджаном наложило отпечаток наследие, доставшееся современной Азербайджанской Республике от «советской практики исторических фальсификаций». Также в Азербайджане имеет место уголовное преследование историков за неправильную, с точки зрения государства, трактовку истории. Ведущие азербайджанские историки не признают эти обвинения и в свою очередь сами считают, что историки других стран фальсифицируют факты истории Закавказья.
В российских СМИ появляются высказывания в адрес государств Прибалтики в том, что современные школьные учебники истории в этих странах составляются в националистическом, антисоветском и антироссийском духе, изобилуют умолчаниями и предвзятой интерпретацией исторических фактов.
Так, например, эстонский писатель латышского происхождения Уно Лахт, член «Эстонского союза против неонацизма» и бывший работник КГБ, охарактеризовал учебник по истории Эстонии бывшего премьер-министра страны Марта Лаара как «набор легенд, мифов, выдумок и страшилок, субъективное и далёкое от точной науки сочинение, больше похожее на анекдот».
В частности, Уно Лахт упрекает автора в том, что он:
• не представляет полных сведений о тяжелом экономическом положении Эстонии между мировыми войнами;
• не представляет правдивой информации о периоде немецкой оккупации страны, о наличии на её территории десятков концлагерей и об уничтожении 120 тысяч жителей Эстонии — евреев, русских, белорусов и самих эстонцев;
• пытается оправдать действия эстонских коллаборационистов;
• представляет весь советский период истории Эстонии как период «страданий под полувековой советской оккупацией».
Аналогичные претензии предъявляются к учебникам, используемым в латвийских школах. Так, например, в учебном пособии «История Латвии: XX век» 2005 года Саласпилский концлагерь, в котором, согласно большинству советских источников, были уничтожены около 100 тысяч человек, в том числе 12 тысяч детей, назван «исправительно-трудовым лагерем». Уно Лахт назвал её («Историю Латвии…») «довольно поверхностной, пропагандистской»: по его мнению, «серьёзно интересующийся историей человек не найдёт в ней интересных фактов и материалов». В частности, в книге идеализируется авторитарный режим Ульманиса в предвоенной Латвии. По мнению Лахта, геноцид евреев на территории Латвии в ходе Великой Отечественной войны представлен как явление, сопоставимое с советскими репрессиями.
Здесь точно так же делается попытка оправдать латышских легионеров, воевавших на стороне нацистской Германии, и ничего не говорится о карательных экспедициях латышских полицейских батальонов в Латвии, России и Белоруссии. Зато в учебнике содержатся многочисленные упоминания о русификации и «мрачном советском прошлом». Это при том, что, по мнению большинства советских офицеров, проходивших службу в Прибалтийском военном округе, Прибалтика приравнивалась ко второй «загранице» по уровню жизни населения.
С целью обоснования концепции «советской оккупации» в прибалтийских республиках систематически преувеличиваются масштабы советских репрессий. Так, в Эстонии утверждается, что в период «первой советской оккупации» (июнь 1940 — 22 июня 1941) в республике было арестовано почти 8 000 человек, из них около 2 000 расстреляно; таким образом, одна Эстония претендует на более чем половину всех расстрелянных по политическим обвинениям в СССР в целом за этот период. Цифра основывается на материалах немецкой пропаганды, но даже в немецких материалах для внутреннего пользования называется втрое меньшее число расстрелянных (c учётом и послевоенного периода). При этом внимательный анализ эстонской литературы по предмету позволяет обнаружить цифры, приближающиеся к реальной — около 200 человек. По отношению к эстонцам, попавшим в лагеря ГУЛага, называются фантастические показатели их смертности (утверждается о выживании менее 10 %), противоречащие статистике ведомства. Завышается число депортированных в ходе «июньской депортации», кроме того, многократно завышается число убитых и умерших при депортации, и фальсифицируются её условия: депортируемые перевозились отнюдь не в вагонах для скота, а в «людских» вагонах и с достаточным обеспечением пищей и медицинской помощью. В армейских воинских эшелонах советского периода, а мне в них пришлось много попутешествовать, постоянно личный состав подразделений перевозился именно в таких «людских» вагонах и это было вполне естественно. Арестованные перевозились в количестве 30-33 человека на вагон, выселяемые, среди которых были женщины и дети — 18-22 человека, а отнюдь не 40-50 человек, как утверждают эстонские пропагандисты (такая точность подсчёта обеспечивается данными о движении каждого эшелона). Как и в случае с заключёнными ГУЛАГа, называются запредельные показатели смертности депортированных. Также полностью отрицаются сведения о наличии в Эстонии развитого антисоветского подполья, связанного с германскими спецслужбами. Аналогично фальсифицируется и история послевоенных репрессий. В целом, эстонских ревизионистов характеризует полное игнорирование сведений НКВД любой степени секретности, при безусловном доверии к материалам нацистской пропаганды. Также роль играет малодоступность эстонских архивов (в отличие от российских) для неангажированных исследователей.
Широко известны попытки закрепить за многими иностранными открытиями и изобретениями российский приоритет. Например, создателем первого аэростата, вместо братьев Монгольфье был объявлен подьячий Крякутный, якобы построивший воздушный шар ещё в 1731 году. Также отдельными лицами создавались и широко тиражировались при поддержке государственных структур, фальсификации, направленные на преувеличение роли А.Ф. Можайского, в создании самолёта, как летательного аппарата, и включавшие очернение ряда зарубежных и отечественных учёных и изобретателей. Другим известным образцом фальсификации истории было якобы изобретение велосипеда около 1800 года мифическим уральским крестьянином Артамоновым (легенда о котором возникла ещё в конце XIX века).
Менее известно широкой публике продолжающееся по сей день замалчивание фактов, говорящих о существовании дославянских государственных образований на современной территории России, в частности, в Северном Причерноморье в первой половине I века. Отрицается существование готского государства Ойум, Великой Болгарии, несмотря на обнаружение под Киевом и Запорожьем захоронений ханов Кубрата и Аспаруха, исторических личностей, неоднократно упоминаемых средневековыми хронистами. До сих пор в школьных программах стран бывшего СССР нет по данной теме ни слова, почти полтысячелетия истории региона являются белым пятном. В результате создаётся впечатление, что Киевская Русь была первым государством на этой территории.
Некоторые авторы относят к фальсификациям истории теорию антинорманизма, которая объявляет варягов Рюрика славянами. Антинорманизм получил признание со стороны государства в России и СССР. Аргументация антинорманистов, наиболее четко определенная ещё Д.И. Иловайским, основана на отказе в доверии к тем русским летописям, которые сообщают о «призвании варягов», в частности, потому, что «совершенно невозможно представить, чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу». По учебникам истории Иловайского учились несколько поколений российских гимназистов.
В качестве наиболее грубых и курьёзных примеров русской националистической фальсификации можно привести попытки возвести себя к исчезнувшим древним народам (особенно к этрускам и шумерам), попытки чтения на своём языке древних нерасшифрованных надписей (тех же этрусских или «фестского диска» с о. Крит, недавно «прочитанного» по-русски) и т. д. В некоторых случаях эти изыскания опираются на распространённые ранее, но устаревшие и оставленные серьёзной наукой научные гипотезы.
По мнению историка Александра Дюкова из фонда «Историческая память», активисты Молодой гвардии Единой России на акции, приуроченной ко Дню памяти жертв политических репрессий, представили фотографии не заключенных ГУЛАГа, а жертв нацистского геноцида.
Лидер регионального отделения Молодой гвардии Единой России Сергей Орлов на замечание корреспондента «Нового Калининграда. Ru», что, по мнению экспертов, на стенде были представлены и сфальсифицированные фото «расстрелов НКВД» заметил: «Есть версия, что высадка американцев на Луне — тоже фальсификация, но это нельзя ни доказать, ни опровергнуть». Сергей Орлов подчеркнул, что официальных извинений «Молодая гвардия Единой России» приносить не будет.
Латвийская газета Latvijas avīze писала, что в одном из сюжетов телеканала ТВ Центр от 21 января 2012 года, в видеоряду посвященному выставке «Угнанное детство», жертвой Саласпилского концлагеря была представлена бурская девочка Лиззи ван Зил. Там же упоминается об изданной в 2006 году издательством "Европа" книге "Латвия под игом нацизма: сборник архивных документов", на обложке которой помещена фотография узников Бухенвальда.
Примером фальсификации на Украине может служить «карта смертности»: исследователь Марко Кариннюк (Marco Carynnyk) опубликовал в 1988 году в США эту работу, ссылающуюся на советские архивы, когда допуск западных исследователей к советским архивам строго ограничивался.
Исследователями новейшей истории Украины отмечается фальсификация некоторых фотоматериалов, призванных служить иллюстрацией преступлений советской власти против народа Украины (в первую очередь, имеется в виду Голодомор 1932—1933 годов) и используемых как на Западе, так и на современной Украине в дополнение к статистическим материалам аналогичного качества («карта смертности» с недостоверными результатами переписей 1926 и 1939 года) для усиления их эмоционального воздействия на аудиторию.
Так, например, публикуются фотографии, подписи под которыми гласят, что их сделали в 1932—1933 годах на территории Украины, в то время как в действительности местом съёмки, как правило, было Поволжье 1921-1922 годов (см., например, «Истоки зла. Тайна коммунизма» Москва. 2000 и IPV News USA. Первоисточник этой фотографии размещён в Альбоме иллюстраций «La famine en Russie», изданном в Женеве в 1922 году на французском и русском языке, стр. 10).
Примечательно, что факт использования этих фотографий в подобном качестве признан на одном из сайтов украинской диаспоры.
Фотография встречается на многих сайтах в связи с Голодомором на Украине 1932-33 годов, на сайте Министерства иностранных дел Украины, в книге фотографий «Україна: XX століття» и в проекте почтовой марки, посвящённой голодомору на Украине.
Эти же материалы иногда используют и политики. Так, на выставке «архивных документов» с участием президента Украины В. Ющенко 24 ноября 2006 года украинские пропагандисты выдавали некоторые фотоматериалы 1920-х годов за фотографии жертв голода 1930-х годов.
Последний такой случай был зафиксирован на выставке в Севастополе в начале марта 2009 года, когда за фото голодомора были выданы фотографии времен Великой депрессии в США. Руководитель Службы безопасности Украины признал факт подлога, попутно заявив, что все архивные фотографии 1932—1933 года из УССР были якобы уничтожены, и вследствие этого их приходится искать в личных архивах.
Так, по мнению ряда наблюдателей, Голодомор исполняет роль основного символа, который должен объединить историческое сознание всех украинцев.
Трупы умерших от голода на кладбище в Бузулуке 1921 г. представлены как «жертвы голодомора в Харькове в 1933 г.»
Ещё одним видом исторической фальсификации стали попытки некоторых исследователей приписать украинскому народу более древнее происхождение (более подробно см. Протоукры). В частности, академик, профессор, доктор филологических наук П. Кононенко, в своём учебнике «Українознавство» отождествляющий князя Кия с Аттилой, пишет:
«Сами протоукраинцы создавали жизнь в согласии со своим внешним и внутренним миром. А тот мир был глубокий, как сама история, представители которой ещё в древности считали скифов-украинцев самым первым народом в мировой генеалогии.»
Переиздававшийся 4 раза учебник по истории Украины 7-го класса, одобренный министерством образования Украины, повествует детям о том, что
«Древнейший период в истории украинского народа — древний — длился свыше 140 тыс. лет.», утверждая тем самым о существовании украинцев ещё до появления людей современного типа — кроманьонцев (при том, что на сопутствующей иллюстрации изображены именно последние).
В статье Валерия Бебика, доктора политических наук, проректора университета «Украина» и главы Всеукраинской ассоциации политических наук, опубликованной в газете Верховной Рады Украины, при помощи обоснования «родства» украинцев с любыми народами, когда-то жившими на территории современного украинского государства, фактически утверждается об украинстве Будды.
А чем отличается от фальсификаций трактовка событий, связанных с революцией 1917 года, на официальном государственном сайте, «Российская символика», которая вызвала неоднозначную реакцию в сети из-за крайне резких выпадов в адрес большевиков в статье для детей «Очерк истории российского герба для детей», неназванный автор которого утверждал, в частности, что в 1917 году «революционеры или большевики» получили у врагов государства деньги и оружие и устроили революцию, разрушили армию, «лучших людей» «погубили или из России выгнали», «захватили власть, стали народ грабить, слабых обижать, все что было в России хорошего истреблять». Большевики были «так жестоки, как никто и никогда нигде на свете не был». «Никого не щадили революционеры, убивали и детей, и женщин, и стариков, губили целые города, целые края, целые народы. Всех, кто сопротивлялся, кто хоть в чем-то им повиноваться не хотел, всех до единого истребили большевики», — считает он. «И воцарилась над нашей страной жуткая власть большевистская — власть беспощадная, власть кровавая. Как только большевики власть в России захватили, так стали они все менять, что было старого и хорошего — разрушать и по-своему, по-большевистски переделывать». Мы можем только предполагать, чей заказ выполняют эти лжеисторики.
Результатом приватизации лихих 90-ых в России стало не только появление в России рыночных отношений, частной собственности и пары десятков олигархов-миллиардеров, но и повальное обнищание страны — упадок производства, ничуть не завуалированное ограбление народа.
Главными виновниками такого поворота событий, по мнению соотечественников, стали занимавшие на тот момент ключевые места в правительстве Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Именно благодаря этим людям наше государство начало свой стремительный путь в кардинально противоположную сторону от знакомого коммунизма к неведомому капитализму.
Какой правды можно ожидать от известного либерального опозиционера И.Б Чубайса, утверждающего: «Насилие, террор и цензура сопровождали СССР на его пути. Решить российские проблемы можно вернув российскую систему ценностей. … Достаточно вернуться в 1990-е годы. Я имею в виду вернуться к ценностям, идеалам и демократическим институтам, которые появились после распада СССР и были бездарно разрушены нынешней российской властью». Лихие 90-е для него — «российская система ценностей».
Портал «Российская символика» позиционировал себя, как «официальный государственный ресурс», контролируемый Геральдическим советом при президенте России и Министерством связи и массовых коммуникаций. На нем главным образом рассказывалось об официальной российской символике и ее истории. Статья «Очерк истории российского герба для детей», отражает как в современных условиях в угоду олигархической элите идет от имени государства нарушение исторической реальности.
По мнению депутата Госдумы Юрия Афонина 31 марта 2017 года направившего запросы генеральному прокурору России Юрию Чайке и главе Минкомсвязи Николаю Никифорову с предложением проверить материалы на сайте на предмет соответствия законодательству и дать оценку публикации, подобного рода тексты «служат цели возбуждения розни в обществе по признаку различия общественно-политических взглядов», что недопустимо на «интернет-портале, претендующем на звание официального органа Геральдического совета при президенте РФ».
Были в истории Руси большие жертвы, было страшное и смутное время, грозившее полным уничтожением стране и народу. Были периоды растерянности, когда враги со всех сторон набрасывались на Русь. И враги были не только вне, но и внутри страны. Было предательство элит, не миновало нас оно и на современном этапе, было время террора, который и в настоящее время составляет главную угрозу для всего человечества.
Я не хочу восхвалять и оправдывать тот или иной исторический период, но не хочу, чтобы мне лгали, и преувеличивали, например, число жертв ГУЛАГа (66 млн?!? - цифра «вычисленная» и озвученная эмигрировавшим профессором статистики Кургановым И.А.). Не хочу, чтобы валили все грехи только на одну сторону. Не хочу, чтобы всё прошлое моей Родины демонизировалось и представлялось для моих внуков и правнуков в виде такого пасквиля как «Очерк истории российского герба для детей».
Г
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Таких дисков минимум 4 шт.(скорее всего 12,+ неизвестное кол-во потерявших актуальность в процессе расшифровки).Они их ложили рядом и вертели,соединяяя один символ/часть диска с другим.
Значки на диске-их личные познания о мироустройстве,поэтому и не поддаются расшифровке.
Подробное исследование тут https://bombarman.livejournal.com/31402.html