Воспоминания о детстве и юности. 6.2. Аграрная политика партии
С 1953 по 1964 гг. было созвано одиннадцать специальных пленумов ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства. Было проведено множество совещаний, собраний, заседаний и других мероприятий словесной активности. Однако вся эта заорганизованность партийно-административного аппарата управления еще больше сковала деятельность самих крестьян.
На сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС была принята программа резкого подъема сельского хозяйства. Провозглашая неоспоримые преимущества колхозного строя "перед мелкотоварным крестьянским хозяйством, а также перед крупным сельскохозяйственном производством» КПСС ставила задачу "в течение двух-трех лет резко повысить обеспеченность всего населения нашей страны продовольственными товарами и вместе с тем обеспечить всей массе колхозного крестьянства более высокий уровень материального благосостояния.
Вместе с тем были вскрыты и существенные недостатки. Важное значение имело выступление Хрущева на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС, в котором он выявил причины отставания сельского хозяйства:
— низкие закупочные и заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию; низкая оплата трудодня колхозника, высокие налоги на личные подсобные хозяйства;
— нехватка в хозяйствах и МТС квалифицированных руководителей и специалистов; необустроенность деревни, отсутствие элементарных бытовых условий, подъездных дорог;
— недостаточная техническая оснащенность и механизация сельскохозяйственного производства;
— недостаточность капиталовложений;
— невозможность использовать колхозами по своему усмотрению доходы хозяйственной деятельности, которыми распоряжались вышестоящие партийно-государственные органы.
Особенно неблагополучно обстояло дело с развитием животноводства. Во многих колхозах эта важная отрасль хозяйства не стала еще высокотоварной и высокодоходной. Сентябрьский Пленум отметил, что поголовье скота в последние годы растет очень медленно, а поголовье коров в стране не достигло довоенного уровня.
Крупным недостатком в развитии сельского хозяйства являлось серьезное отставание в производстве картофеля и овощей, что мешало делу улучшения снабжения этими продуктами населения городов и промышленных центров
Раскрывая причины отставания сельского хозяйства, следует отметить, прежде всего, нарушение принципа материальной заинтересованности работников в сельском хозяйстве в развитии производства, в увеличении его доходности. Одним из недостатков в работе колхозов являлось нарушение принципа правильного сочетания общественного и личного при подчинении личных интересов общественным. Нарушение этого принципа, завышенные нормы поставок продуктов с приусадебного хозяйства, имевшие место недостатки в налоговой политике в отношении личного подсобного хозяйства колхозников привели к сокращению поголовья коров, свиней, овец в личной собственности колхозников.
Одной из главных причин серьезного отставания ряда жизненно важных отраслей сельского хозяйства является совершенно неудовлетворительное использование техники. Не была создана система сельскохозяйственных машин, которая обеспечивала бы комплексную механизацию возделывания сельскохозяйственных культур с учетом разнообразных природных и хозяйственных условий различных зон страны. Даже в зерновом хозяйстве, где достигнут наиболее высокий уровень механизации пахоты, посева, уборки, остаются неудовлетворительно механизированными трудоемкие работы по послеуборочной обработке зерна на токах, по сбору и скирдованию половы и соломы, внесению органических и минеральных удобрений. Колхозы Российской Федерации, Украины, Белоруссии, являясь основными поставщиками сельхозпродуктов страны, были вынуждены отдавать в закрома Родины почти всю продукцию, производимую ими.
Деревня с 20-х годов развивалась как сырьевой придаток города. Обмен продукцией между ними не был эквивалентным. Не до конца оправившаяся от военных разрушений, деревня давала обществу больше, чем получала. Заготовительные цены во много раз были ниже рыночных цен. В 1953 г. как и четверть века назад, государство платило колхозам около 80 копеек за центнер зерна. Затраты же на его производство составляли шесть рублей. Цены на картофель не возмещали даже расходов по его доставке на заготовительные пункты.
Новым стало и то, что пленум признал неоправданно высокими налоги, собиравшиеся с приусадебных участков и указал на связь между этими налогами и снижением числа коров, свиней и овец в хозяйстве колхозников. В постановляющей части решений пленума были предусмотрены реальные меры поддержки деревни. Были предусмотрены налоговые льготы, которые должны были способствовать восстановлению поголовья скота в хозяйствах колхозников, с колхозников, рабочих и служащих списывалась задолженность по обязательным поставкам продуктов животноводства.
Налоги, платежи, производственные расходы, отчисления в неделимый фонд поглощали 68% денежных доходов колхозов России против 51% в 1940 г. Дорого обходились колхозам услуги МТС - в 15% урожая зерновых. В результате колхозы СССР за редким исключением были убыточными. Убытки погашались за счет государственных кредитов, которые чаще всего просто списывались. Вследствие подобной политики сельское хозяйство фактически было отсталым, крестьянский труд тяжел и непривлекателен.
Сами крестьяне утрачивали интерес к земле, стремились уехать в город. Каждый год деревня теряла около двух миллионов человек. Сталин до последних дней жизни не видел причин для изменения аграрной политики. В феврале 1953 г. он в очередной раз предложил повысить налог на колхозы еще на 40 млрд. рублей. Н.С. Хрущев первым среди руководителей страны сказал правду о тяжелом положении советской деревни. Но его первые попытки еще при жизни Сталина несколько сгладить антикрестьянскую направленность аграрной политики успехом не увенчались.
В целях поднятия сельскохозяйственного производства был принят ряд мер:
— уменьшить почти в 2,5 раза сельхозналог, взимаемый с колхозников, снять все недоимки по сельхозналогу за прошлые годы.
— повысить заготовительные цены: на скот и птицу — в 5,5 раза, на молоко и масло — в 2 раза, на картофель — в 2,5 раза и т.д.;
— снизить нормы обязательных поставок государству колхозами основных продуктов сельского хозяйства — зерна, овощей, картофеля;
— списать задолженность колхозов по поставкам государству за прошлые годы;
— ввести ежемесячное авансирование колхозников за трудодни;
— укрепить руководящие кадры колхозов.
В ходе реализации принятых мер повышаются закупочные цены на продукцию села, снижаются в несколько раз налоги на личное подсобное хозяйство. Расширяется сеть сельскохозяйственных вузов и поставки техники на село. В деревню направляют около 120000 специалистов. Берется курс на усиление социального аспекта в экономике, увеличение товаров группы «Б» - предметов потребления.
В 1954 г. отменены налоги на владение коровами и свиньями, в 1958 г. отменили обязательные поставки продуктов сельского хозяйства с личных приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих и учреждены закупки излишков сельскохозяйственных продуктов индивидуальных хозяйств колхозников, через потребительскую кооперацию. Были значительно повышены закупочные цены на мясо, молоко, масло, зерновые. В период 1952-1958 гг. они выросли: на крупный рогатый скот - в 12 раз, на пшеницу - в 6 раз. Выросли и денежные доходы колхозников.
Кто стоял за этим (вскоре выяснилось — не единственным) направлением изменений в сельском хозяйстве? Можно утверждать, что этим человеком в руководстве государства был Г.М. Маленков. Он защищал "колхозно-крестьянский тип развития", включавший в себя снижение налогового пресса на крестьян, невмешательство в подсобное крестьянское хозяйство с сохранением при этом самого колхозного строя и практическим отсутствием государственных инвестиций в сельское хозяйство. Деревня должна была сама выбираться из кризиса, ценой предоставления минимума прав для крестьян — так можно было бы сформулировать смысл реформ по-маленковски. Именно этот курс вскоре был подвергнут критике, сначала на деле — путем противопоставления ему амбициозной политики "подъема целины", а позже — на словах и политических решениях, когда устами первого секретаря ЦК КПСС на январской (1955 г) Пленуме ЦК деятельность председателя Совета Министров СССР Маленкова была оценена как некомпетентная, а сам Маленков будет обвинен в попытках завоевать "дешевую популярность" в глазах народа.
Главной, стратегической линией развития деревни был курс на создание совхозов, крупных, хорошо механизированных хозяйств, где должны были работать не крестьяне, а сельскохозяйственные рабочие. Этот курс своей конечной целью имел сближение города и деревни, ликвидацию мелкобуржуазных пережитков в жизни крестьянства, создание агрогородов. Этот — назовем его — "совхозно-рабочий тип развития" стал основным направлением сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева.
В целом руководство видело путь развития экономики на экстенсивных рельсах.
В феврале 1954 г. провозглашается курс на освоение целины, как в дальнейшем оказалось достаточно противоречивый. Туда посылают более 300000 человек (Казахстан, Урал). Всего там освоили 42 млн га земли (территория несколько Англий и Франций). В итоге целина стала давать каждый второй килограмм зерна. Урожайность составляла 6-7 ц с гектара. Для сравнения урожайность зерновых в колхозах Киевской области составляла около 30 ц с гектара.
В погоне за высокими показателями были распаханы огромные территории. Это привело к нарушению экологического равновесия. Усилилась эрозия почв, из нее интенсивно выветривался гумус. Распахивание миллионов гектаров под зерновые, строительство населенных пунктов и предприятий привело к сокращению пастбищ, осложнило заготовку кормов и сена для скота. Тысячи гектаров пригодных земель были выделены под систему инфраструктуры. Традиционное скотоводческое хозяйство понесло не-восполнимые потери, что, в свою очередь, привело к дефициту мяса и молочных продуктов.
Создание новой зоны зернового производства сочеталось со значительными инвестициями, направленными на целину. Здесь был более высокий уровень механизации сельского хозяйства. Вместе с тем, на целине не были подготовлены зернохранилища и большое количество хлеба гибло, не хватало ремонтных мощностей, существовали большие транспортные проблемы, постоянно недоставало механизаторов на период уборки урожая, что вынуждало ежегодно привлекать армию, водителей из других районов страны. Себестоимость целинного зерна поэтому была значительно дороже, чем в центральных районах страны.
За последние годы партией было принято ряд мер по укреплению состава председателей колхозов за счет посылки на эту работу специалистов сельского хозяйства, руководящих партийных и советских работников.
Однако реально в жизни дела улучшались медленно. Во главе многих колхозов находились слабые люди, которые не могли обеспечить решение бывших задач, стоящих перед колхозами, как, например, упоминавшийся ранее партийный работник колхозного уровня Щербак А.Г. Подобрать способных и опытных руководителей во все колхозы только за счет местных работников не представлялось возможным. Конечно, в каждом колхозе можно подобрать человека, который со временем станет хорошим председателем, но для этого требовалось много времени. А время не ждет. Наша страна должна была в короткие сроки добиться резкого увеличения производства сельскохозяйственных продуктов, поэтому необходимо укрепить состав председателей колхозов хорошими работниками. Ставилась задача перед городом помочь деревне, выделить из своей среды лучших, способных людей, которые бы со знанием дела, а главное, с сознанием ответственности и необходимости прилагали свои усилия на благо нашей Родины, на благо государства для подъема сельского хозяйства.
Нет комментариев