Утром 14 декабря 1963 года в одиннадцатом павильоне киностудии «Мосфильм» начались съёмки первых эпизодов - первого бала Наташи Ростовой в фильме «Война и мир».
Экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир», снятая Сергеем Бондарчуком, считается шедевром Мирового кинематографа.
Одной из самых знаковых сцен в картине, без сомнения, является первый бал Наташи Ростовой. Тщательное внимание к деталям и новаторские методы кинопроизводства, использованные Бондарчуком для воплощения этого эпизода бала, демонстрируют его режиссерское мастерство при крайне сложных съёмках такого фильма.
Сергей Бондарчук на съёмках фильма «Война и мир»
В романе Толстой мало что рассказывает о доме, в котором проходил первый бал Наташи Ростовой. Читатель лишь узнает весьма условный адрес – Английская набережная, дом, принадлежавший «вельможе».
Петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического.
Таврический дворец построен в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И.Е.Старова.
Расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.
. Первоначально Сергей Бондарчук планировал снять этот бал в Таврическом дворце, но ему не удалось договориться с музейным начальством. Даже главный куратор фильма министр Фурцева согласилась с доводами руководства музей. Те всерьёз опасались, что съёмочная группа и тяжёлое оборудование повредят дворцовую обстановку музея и в особенности старинный паркет. Поэтому пришлось строить похожие декорации в павильоне Мосфильма.
Декорации собирали, что называется, с миру по нитке. За образец был взят всё тот же зал Таврического дворца. Например, роскошные многоярусные люстры дворца, в павильоне заменили не менее роскошным аналогом – знаменитыми хрустальными люстрами из Московского кинотеатра «Победа».
Роскошные люстры для сцены бала позаимствовали из м. Московского кинотеатра «Победа». Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год.
. Часть мебели для интерьера были взяты на прокат в музейных усадьбах Москвы и Подмосковья. Многое было сделано мастерами-декораторами киностудии под руководством экспертов и историков.
К началу павильонных съёмок уже были отобраны и утверждены актёры на все ключевые роли в этих сценах. Например, выбор актрисы на роль Наташи Ростовой продолжался не один месяц. Из несколько десятков претенденток были отобраны так называемые «финалистки», с каждой из которых было проведено по несколько кинопроб. И лишь потом на худсовете, после тщательного обсуждения на роль была утверждена выпускница хореографического училища имени Вагановой 19-летняя Людмила Савельева, у которой были очень серьёзные конкурентки:
Елена Санаева.
На момент проб ей было чуть больше двадцати. Бондарчука зацепила детская наивность на лице, которая получилась на фотопробах. В то время Елена училась в ГИТИСе, и её преподаватель Михаил Царев похвалил девушку, когда Бондарчук наводил о ней справки.
Лариса Голубкина.
Одна из главных претенденток на роль Наташи Ростовой. Бондарчуку нравились её драматические способности, так как к тому времени она уже сыграла в фильмах «Гусарская баллада» и «Дайте жалобную книгу».
Позже он признался, что если бы в итоге на роль не выбрали Савельеву, то Наташу Ростову играла бы Голубкина.
Людмила Марченко.
Тоже одна из главных претенденток на роль Наташи Ростовой. По мнению критиков, она больше других советских актрис походила на Одри Хепберн, которая блистательно сыграла Наташу Ростову в американском фильме. Это было её и плюсом, и минусом. В худсовете мнения разделились. Были сторонники максимально приблизить нашу экранизацию к американской, ведь Голливудская версия имела огромный успех в Мире. Были и противники этой идеи, которые хотели снять свой фильм без оглядки на американцев. Бондарчук относился к этой второй группе членов худсовета.
Анна Кедрова.
В альбоме фотопроб перепутали её инициалы. Дочь худрука МХАТа попала на пробы по протекции отца. Внешние данные вполне соответствовали образу, но Бондарчук в то время не был знаком с её актёрскими способностями, поэтому рисковать не стал.
Инна Гулая.
Инна к тому времени была уже известной актрисой, но со сложным характером. Бондарчук планировал снимать киноэпопею несколько лет и откровенно побаивался актёров с нестабильной психикой. Об этом позже рассказала одна из его помощниц. Если учесть драматический талант, который Инна Гулая продемонстрировала ещё в юном возрасте, то Наташа Ростова получилась бы изумительной!
Валентина Малявина.
Про неё Бондарчук сказал коротко - не прошла, потому что конкуренция среди актрис была нешуточная.
Людмила Гурченко.
Она была чуть старше своих конкуренток, и, возможно, именно это обстоятельство на отборе сыграло против неё. В драматических способностях Людмилы Гурченко в то время никто не сомневался.
Нина Дробышева.
Это был бы очень хороший вариант. В фильме «Чистое небо», где Нина Дробышева ярко продемонстрировала свой драматический талант. В дальнейшем этой актрисе в кино с ролями не очень везло, и она полностью посвятила себя театральной сцене, на которую продолжает выходить и сегодня, в 83-летнем возрасте (театр Моссовета).
Людмила Савельева.
На момент проб у неё практически не было опыта работы в кино, и это немного напрягало Сергея Фёдоровича. Всё остальное подходило идеально: возраст, внешность, осанка, хореографическое образование.
В итоге за эту роль молодая актриса Людмила Савельева получила два диплома ММКФ. А в Голливуде получать «Оскар» за фильм Бондарчук послал на сцену именно её.
Людмила Савельева в Дос-Анджелесе, 1969 г.
. Для съемок было пошито почти 500 комплектов мужских фрачных сюртуков и женских платьев. У золотошвеек в Торжке заказали несколько костюмов с ручной вышивкой. Если не получалось достать дорогие ткани в Москве, их заказывали в Европе.
Один из костюмов, созданных для фильма.
. Бондарчук привлекал к съемкам не просто консультантов, а потомков настоящих аристократических семей. Так, например, консультантом по этикету стала Анна Тимирева, возлюбленная адмирала Колчака. Анна Васильевна также снялась и в сцене бала. Она вспоминала:
«Мы договорились с «Мосфильмом»: когда в кадре нужны «благородные старухи», они звонили мне, и я мчалась на трамвае на съемочную площадку».
Появлялись на студии даже бывшие дворецкие и камергеры Императорской семьи. Однажды Бондарчук пригласил одного такого консультанта, старого дедушку, отсмотреть репетицию бала. Дедушка недовольно покачал головой и посоветовал актерам надеть шелковое белье. Тут же в костюмерной студии было сшито белье из чистого хлопка. Актеры начали танцевать в обновке, а дедушка-консультант довольно произнес: «Видите, как они теперь двигаются – небо и земля!».
Если с дизайном костюмов более-менее справились, то уложить дамам прически XIX в. никак не могли. Бондарчук лично привлек в качестве консультантов всех художников по прическам в театрах и кино, но нужного специалиста найти не удалось. В итоге пришлось пригласить мастеров из Франции.
Анна Тимирёва - жена адмирала Колчака в образе благородной старухи. Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год.
. Бондарчук, известный своим новаторским подходом к кинематографу, использовал сочетание широкоугольных кадров и непрерывных сцен, чтобы погрузить зрителей в величие бального зала. Камера будто скользит по танцующим парам, создавая динамичное и захватывающее зрелище, передающее энергию и волнение грандиозного события. Этот прием ознаменовал отход от традиционных методов кинопроизводства, сделав «Войну и мир» настоящим визуальным шедевром.
Операторы надели ролики и стали кататься по залу, снимая длинные, непрерывные кадры, которые позволили зрителям стать свидетелями сложной хореографии танца и тонких взаимодействий между персонажами. Таким образом Бондарчук умело соединил визуальное великолепие с эмоциональной глубиной повествования.
После «Войны и мира» этот операторский прием стали перенимать и в других фильмах. Например, год спустя его использовали на съемках другого бала – экранизации еще одного романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Режиссёр Сергей Бондарчук умело соединил визуальное великолепие с эмоциональной глубиной повествования. Кадр из фильма «Война и мир», 1967 год.
. Бондарчук поднял этот знаменитый эпизод на необыкновенную высоту. «Война и мир» – легендарный фильм, а сцена бала – его лучший эпизод.
Комментарии 2