Многие родитли, считают, что это пустая трата времении и зангятие бесполезное, "лучше развивать таланты", "рисование каракуль к успеху не приведёт" и т.п. с психологической точки зрения, рисование предшествует письму. Замечено: дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку,
рисуя, дети постигают и красоту мира, и его законы, проходят азы геометрии и развивают пространственное мышление.
"Рисуют головой, а не руками". Современные психологи утверждают, что, выполняя тонкую работу развивается мозг. К тому же у ребёнка, который много рисует, совершенствуются образное мышление и память, воспитывается вкус, чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать, сравнивать, чувствовать, а это необходимо всем людям, и развивать эти качества желательно с детского возраста. У историков есть такое наблюдение: расцвет науки и искусства в разных странах часто совпадал с периодами, когда рисование занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. И это можно объяснить: рисуя, ребёнок достраивает понимание мира, понимание тго, что ещё известно не до конца, раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, развивает свою индивидуальность.
Рекомендации родителям.
Уже с годовалого возраста важно учить детей рисовать. Если вы берете для этого краски, лучше всего расположиться на полу, расстелив большой лист ватмана и подложив под него и вокруг него газеты, чтобы не испачкать пол. На газеты поставьте баночки с красками. Пусть их будет немного — всего 2-3, но они должны быть полностью готовы к употреблению. Обычно выбирают акварель или гуашь, которые предварительно разводят водой.
Продемонстрируйте малышу краски: вот красная, желтая, зеленая, а потом возьмите большую и пушистую кисточку и проведите линию либо же поставьте жирную точку. Ребенку непременно захочется повторить то же самое, ведь у него на глазах произошло чудо. Не мешайте ему, — пусть сделает сам, как умеет.
Если ребенок сговорчивый, попробуйте показать ему, как надо поступать: вложите в его ручку кисточку, а своей рукой помогите ему сделать незамысловатый узор — такой, какой он легко повторит. Учить рисовать домики и человечков в этом возрасте не стоит, а вот в 2 года уже можно попробовать. Когда ребенку исполнится 3 года, рисование станет для него естественной потребностью, помогающей раскрыть свой внутренний мир и обогатить его, а также выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции. Кроме того, научившись держать кисточку, он прекрасно разовьет свои пальчики, а это хорошая подготовка к развитию речи и будущему письму.
Рисовать можно не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами, а также пастелью и восковыми мелками.
Возьмите один мелок, дайте его малышу, а второй такой же пусть будет у вас, и покажите, как получаются линии и всякие каляки-маляки. Ребенок захочет попробовать и начнет подражать вам. Малышу захочется удержать мелок, и он постарается взять его правильно — тремя пальчиками, а это уже первые навыки будущего письма. Чем раньше вы приобщите ребенка к рисованию, тем раньше он научится рисовать. Вскоре он захочет усовершенствовать свои узоры. И тут вы помогите ему увидеть в них знакомые очертания: "Смотри, ты нарисовал собачку!" Немного подправьте и обведите его каракули так, чтобы он ясно увидел изображение животного. А потом нарисуйте собачку еще раз. Смотрите, вот он уже пробует сделать это сам.
Настойчивый малыш не поленится заниматься изо дня в день, и вскоре вы сможете повесить на стену его первый рисунок. Будет ли это собачка или птичка — зависит от вас, так же как от вас зависит, каким вырастет малыш. Время, проведенное с ребенком, не окажется напрасным.
Обязательно комментируйте нарисованное вместе с ребенком: что это такое или кто такой, какой цвет используется, какая линия получилась.
Если вы изобразите круг, он попробует нарисовать такой же. И вдруг у него получится прекрасная фигура; тогда и вашему восторгу не будет предела, а малыш почувствует себя героем. Это очень важно — хвалить ребенка. Поощрение словом — большой стимул для творчества и реализации способностей.
Если ваш ребёнок очень стеснителен, предложите ему порисовать акварельными красками широкой кистью на большом листе бумаги. Пусть он поиграет сочетанием цвета, поэкспериментирует, попробует создать необычные оттенки. Это поможет ему приобрести чувство раскованности и свободы.
-Если ребёнок слишком подвижный, купите ему карандаши, краски, кисти. Может быть, сначала непоседа угомониться всего лишь на несколько минут, но желание закончить своё произведение скорее всего пересилит, и он вернётся к рисунку. Рисование приучает к собранности, усидчивости, трудолюбию.
Изображая окружающий, мир ребёнок всегда передаёт своё отношение к нему, те чувства, которые владеют им в настоящий момент. Это ценно само по себе, а, кроме того, позволяет родителям проникнуть во внутренний мир ребёнка и, если требуется, помочь своему малышу. Психологи считают: если в работах ребёнка в какой-то период стали преобладать чёрные, коричневые и серые цвета, надо обратить внимание на его здоровье и внутренние состояние. Велика вероятность, что он переживает душевный кризис или неважно чувствует себя. Если ребёнок огорчён или подавлен, он может выразить своё настроение на бумаге, а потом перечеркнуть или даже порвать рисунок. По мнению психологов, это нормальная реакция. То, что угнетало ребёнка, вылилось на бумагу и, уничтожая свой рисунок, он освобождается от негативных эмоций. Психологи советуют иногда проделывать такие действия сознательно: предложить расстроенному ребёнку изобразить на бумаге всё, что ему не нравится, а потом порвать рисунок на мелкие кусочки и выбросить. А после этого попросите его нарисовать что-нибудь радостное.
Со временем ребёнок, увлечённый рисованием, наверняка захочет увидеть картины настоящих художников. Проведите его в музей, но учтите: экскурсия должна быть недолгой – не больше 40 минут. Лучше посмотреть меньше картин, но как следует: обратить внимание ребёнка на интересные детали, рассказать ему о картине или о художнике. Как только заметите, что ребёнок устал, дайте ему возможность отдохнуть. Усталость опасна, она может убить интерес. А ваша задача – сделать интерес к искусству естественной потребностью ребёнка.
Детям в раннем детстве не хватает жизненного опыта, как уже упоминалось, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем. Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
С особым интересом дети воспринимаюбт нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
К нетрадиционным техникам рисования относятся: метонимия, кляксография, рисование ладонью и пальцами, рисование по ткани, рисование различными крупами и т.д.
Для примера приводятся 2 формы рисование:
- рисование по рельефной ткани,
- рисование манкой.
1.Техника рисования по рельефной ткани вызывает у детей интерес своей простотой выполнения и яркостью. Эту технику, как и любую другую, можно использовать на занятиях и в свободной деятельности детей. Она снижает агрессивность и тревожность; формирует зрительно-двигательную координацию; развивает психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление и воображение); осязательное восприятие и творческие способности. Используя эту технику можно закрепить лексические темы, пополнить словарный запас детей.
Учить детей выполнять рисунки на ткани, можно начиная с 4-х лет. Занятие это воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает творческие способности, внимание, сосредоточенность. Рисовать можно по шелку, ситцу, вафельному полотенцу. По ситцу рисовать, лучше используя технику батик.
Для выполнения рисунка по ткани требуется предварительная ее подготовка – ее нужно накрахмалить и еще в сыром виде отутюжить через бумагу. Можно использовать гуашь и специальные краски по ткани. Гуашь нужно развести до консистенции жидкой сметаны и наносить ее на ткань спичками, предварительно удалив серную головку. В процессе работы дети могут посчитать, сколько клеток нужно заполнить той или иной краской. Выполненная таким способом работа немного напоминает вышивку крестом.
2.Техника работы с манкой также развивает творческие способности, тактильные ощущения, психические процессы и т.д. Для выполнения рисунка манкой требуется нарисовать на картоне рисунок, намазать его клеем, затем посыпать густым слоем манки. Лишнюю манку стряхнуть на тарелочку. А потом раскрасить рисунок красками. Используется гуашь или акварель. Выполненная таким образом работа напоминает рисунок из бархатной бумаги.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев