Зрение, слух и осязание – вот основные каналы, по которым информация попадает в мозг маленького исследователя. Эффективность этих каналов у каждого индивидуальна и определяет тип восприятия внешнего мира. Основных типов три: визуал, аудиал и кинестетик. Узнать, к какому типу относится ваш ребенок, можно еще понаблюдав за ним.
Визуал воспринимает мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Ребенку важно все рассмотреть. Новая игрушка надолго привлечет его внимание, что даст маме немного свободного времени.
Подрастая, «глазастик» полюбит рассматривать книжки с яркими картинками. Он будет обращать внимание и помнить, как одеваются детки в садике, какие новые книжки показала сегодня воспитательница. Любимое занятие – рисование, составление пазлов, вырезки из цветной бумаги, лепка.
Аудиал «работает» со звуком. Именно звуки в основном доставляют ему необходимую информацию. Уже в самом раннем возрасте малыш прислушивается и реагирует на музыку, двигая в такт ручками и ножками.
«Ушастики» обычно раньше начинают разговаривать. Дошколятам нравится слушать сказки. Им необходимы разговоры. При отсутствии собеседника могут поговорить сами с собой. Не пугайтесь, лучше составьте компанию. В школе хорошо «пойдут» языки и музыка.
Кинестетикам жизненно необходимо все потрогать руками. Непоседы пытаются забраться во все углы и «загашники». Игрушки занимают их внимание ненадолго, зато им очень нравится перебирать залежи различных предметов.
Деятельная активность очень утомляет родителей. Но это не повод для запретов! Запрет на исследование мира? Может, еще дышать запретите? «Нельзя» и «не трогай» могут нанести психике малыша непоправимую травму.
К «деятелям» надо приспособиться, как бы трудно это ни казалось. Чтобы занять такого малыша, предложите ему полку или ящик в шкафу с кучей игрушек. Пусть перебирает. Не забывайте чаще обнимать и целовать ребенка, ему жизненно необходимы телесные контакты.
Следствием повышенной двигательной активности обычно бывает более быстрое физическое развитие. По сравнению с ровесниками кинестетики раньше делают первые шаги.
Как кинестетики, так и визуалы и аудиалы в «чистом виде» почти не встречаются. Как правило, у ребенка превалируют два типа восприятия, один из которых развит больше.
Особенности восприятия можно и нужно использовать в процессе воспитания и обучения.
Как учитывать индивидуальные особенности, чтобы обеспечить малышу комфортное и эффективное познание?
Психологи едины в рекомендациях. Нужно максимально использовать то, что «хорошо работает». Иными словами, определившись с основным каналом восприятия, надо максимально загрузить его, дать малышу заниматься тем, что ему нравится. А остальные два потихоньку подтягивать до высокого уровня основного. Для этой цели пригодятся некоторые маленькие «хитрости».
Например, в разговорах с визуалом, максимально часто используйте слова, описывающие форму, цвет, структуру и местонахождение предметов. То есть то, что ребенок может увидеть и связать со сказанным. При объяснении эффективны наглядные пособия, слайды, схемы, которые можно нарисовать прямо в процессе объяснения. Поощряйте подчеркивание и выделение маркером в книгах важных мест. При работе над домашним заданием или на контрольной визуалу необходим черновик, на котором можно чертить, рисовать и записывать.
Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой.
Аудиала редко привлекают игрушки. Но если ежедневно вокруг коллектив сверстников, которые постоянно возятся с ними, это может заинтересовать и маленького слушателя. То же самое можно сказать о подвижных играх, мяче, велосипеде. Коллектив поможет приобрести привычку к физической активности, которой обычно спокойный ребенок избегает.
Важно только не лишать его свободы самовыражения, не запрещать много и громко разговаривать. В беседах с аудиалом нужно использовать голосовые акценты – паузы, изменение интонации и громкости речи. При объяснении чего-либо помогут аудиоматериалы. Шалуна остановят слова.
Кинестетик – ребенок-практик. Теоретические выкладки ему даются трудно. Поэтому объяснения должны быть несложными и медленными. Очень помогут жесты и прикосновения. Неподвижность для деятеля – серьезное испытание. Не следует вынуждать его долго сидеть над выполнением домашнего задания или на уроке, дайте ребенку возможность прерваться, походить, подвигаться. При необходимости успокоить ребенка можно, положив руку на плечо.
К сожалению, методика преподавания в школах не рассчитана на особенности кинестетика и базируется в основном на визуальном и звуковом восприятии. Двигательный аппарат маленьких деятелей не востребован. Они вертятся, получают замечания и, как следствие, со временем теряют всякий интерес к занятиям.
Не каждый учитель готов тратить время и силы на работу с энергичным деятелем. Ведь нужно придумывать схемы обучения и представления информации, о которых не сказано в учебниках и методических пособиях.
Загрузить двигательный канал можно внешкольными занятиями в спортивной секции, танцевальном или театральном кружке. Чем раньше отдать туда ребенка, тем эффективнее он будет учиться в школе, потихоньку «подтягивая» зрительное и слуховое восприятие.
Любой ребенок – это личность, в которой скрыто множество талантов. И если их пока не видно, то только потому, что плохо искали. Помогите раскрыться маленькому гению.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев