Во многих культурах с давних времён сформировались представления о высших силах, покровительствующих человеку, а также о существах, духах или демонах — воплощении тёмного начала, наводящего страх или несущего гибель.Согласно этическому мировоззрению индийцев, в мире нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла: и добро, и зло познаются лишь в сравнении. В индуизме нет такого совершенного образа, как Иисус в христианстве, нет и образа вселенского зла, воплощением которого является Люцифер или дьявол.Изучая индийскую мифологию, мы сталкиваемся с множеством примеров того, что деление на тёмное и светлое начало можно произвести только условно. В Ведах описано, что полубоги (суры, дэвы) и асуры связаны кровным родством. Так же соотносятся между собой Пандавы и Кауравы, двоюродные братья, герои эпического сказания «Махабхарата», символизирующие «доброе» и «злое» начало.Помимо асуров можно выделить и других представителей «темной стороны», воспринимаемых как «злонесущих». Такими можно назвать ракшасов, которые в отличие от асуров предстают не только как соперники богов, но и как враги людей. Можно найти множество примеров, когда одного и того же персонажа называли и асуром, и ракшасом (Махиша, Равана и др.).Ракшасы (санскр. राक्षसः, IAST: rākṣasaḥ проклинать, бранить) — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Ракшасов женского пола называют ракшаси.Согласно «Махабхарате», ракшасы являются потомками риши Пуластъи, а по другим мифам, их создал бог Брахма, чтобы «охранять» (отсюда их имя от ракш — санскр. защищать) первозданные воды.
Согласно «Рамаяне», ракшасы были сотворены Брахмой для охраны воды или произошли из ног Брахмы.
Обычно изображаются в виде полутораметровых косматых чудищ с желтоватой кожей, гранитными зубами.
В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всего, что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок.
Ракшасов описывают как ночных чудовищ, преследующих людей и мешающих жертвоприношениям. Они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, рогатые (Атхарваведа VIII 6), либо принимают обличье зловещих зверей и птиц (Ригведа VII 104).
Также о ракшасах говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками и т.п.
В Рамаяне даётся описание уродливого вида ракшасов, какими они представились союзнику Рамы, Хануману, когда тот попал в город Ланку в образе кошки. В других источниках утверждается, что ракшасы были потомками Пуластьи или Ниррити. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди, поскольку ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д. Обычно изображаются в виде полутораметровых косматых чудищ с желтоватой кожей, гранитными зубами, В «Атхарваведе» ракшасы изображаются как правило в человеческом образе, хотя иногда и чудовищами; цвет их чёрный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются ракшасы), иногда синий, жёлтый или зелёный.
Ракшасы мешают проведению ведийских яджн (и против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего ракшасов), оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам, пытаются завладеть ребёнком беременной женщины. У них ядовитые ногти и они питаются человеческой плотью, лошадиным и протухшим мясом, выпивают коровье молоко. Ракшасы пытаются вселиться в человека, когда он ест или пьёт, и попав внутрь, начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь, а также доводят человека до сумасшествия. По вечерам ракшасы стараются напугать людей, устраивая танцы вокруг их жилищ, кричат по-обезьяньи, шумят и громко смеются, а ночью летают, приняв образ птиц. А главная их власть и сила наступает ночью, и прогнать их может только восходящее Солнце. Ракшасы обладают мистическими способностями и могут принимать различные облики (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.).
В «Рамаяне» говорится о том, что столицей царства ракшасов был город Ланка.Ракшасами вследствие дурных деяний или по проклятию могли стать и смертные люди, а также гандхарвы и другие полубожественные существа. Примером этому служит эпизод из «Рамаяны», где рассказывается, как царевич Рама и его брат Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшаса Вирадху. Однако как только они его закопали, из могильного холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что он стал ракшасом по проклятию Куберы, а теперь благодаря Раме навсегда избавился от своего ужасного облика.В другой эпической сцене повествуется, как Рама сжигает ракшаса Кабандху, представлявшего собой бесформенную глыбу мяса, с зияющей пастью посреди брюха и одним глазом в груди. Как и первом случае, из пламени также появился гандхарва, божественный сын Лакшми, превращённый в ракшаса ударом ваджры Индры (Рамаяна. III 71).В гуджаратских легендах ракшасов описывают как «великанов 16 миль в высоту, рыщущих вокруг в поисках жертв. Их насчитывают 60 миллионов. Существуют также Махаракшасы («Великие ракшасы»), которые обитают в морях и сжигают или поглощают плывущие корабли. Всего их 20 тысяч. Среди махаракшасов самый главным считается Кубера — бог богатства. Когда-то давным-давно люди могли видеть всех ракшасов, но с начала нашей эры они стали невидимыми» [Enthoven 1924: 193-195]. Махаракшасов также называют ракшасами Брахмы. Ими могут стать умершие брахманы, которые не передали свои знания потомкам или совершили тяжкий грех — убийство брахмана или священной коровы. Такие умершие пополняют собой число ракшасов Брахмы. В местности Пендур верят, что махаракшасами становятся те люди, кого убил тигр или другие дикие звери.Среди многих эпитетов ракшасов наиболее употребительны термины ниши- чары («странствующие в ночи»), ятудханы («бродяги») и найрриты, разновидность ракшасов, порожденная зловещим божеством Ниррити («Разрушение»).Считается, что другие сверхъестественные существа — якши — по своему происхождению тесно связаны с ракшасами. В некоторых ранних текстах они описываются как демонические и вредоносные существа. Однако в эпической литературе и поздних источниках они чаще выступают в положительном аспекте как горные духи, хранители сокровищ Куберы, и даже как полубоги, прекрасные обликом. Якши выполняют функции вегетативных существ, а также ассоциируются с приносящим жизнь древесным соком и речными богинями. Иногда якши также сравниваются с гухьяками — разновидностью горных духов [Темкин, Эрман 1982: 252].С ракшасами часто идентифицируются и другие виды духов, например пишачи. Пишачи в древнеиндийской мифологии — злобные и вредоносные демоны, насылающие болезни, нападающие на людей и питающиеся их мясом и кровью. В поздневедийской литературе трём группам существ демонических (асурам, ракшасам и пишачам) противостоят три группы благих существ: боги, люди и питары («духи предков»). Пишачи обычно рассматриваются как проклятые души питаров-предков. Согласно другим источникам, пишачи — либо дети Кашьяпы и его жены Пишачи, либо же сотворены Брахмой из своего гнева. Судя по некоторым сведениям (об особом, присущем им языке пайшачи, о месте их пребывания — в горах Виндхья), миф о пишачи имеет историческую основу: не исключено, что это какое-то племя аборигенов, вступившее в конфликт с ариями.В буддизме пишачи выступают исключительно как демонические существа, никак не связанные с проклятыми душами предков.Пишачи (санскр. piSACI) — это ведьмы с птичьими и звериными головами, пожирающие человеческую плоть. По имени первой из восьми пишачи их также называют восемь львиц. С востока приходит Синхамукха, Львиноголовая — темно-фиолетового цвета, руки её скрещены на груди. Она прижимает к губам труп и потряхивает гривой. С юга явится Вьягхримукха, Тигроголовая, красного цвета, с руками, скрещенными внизу, пристально смотрит и скрежещет зубами. С запада — Шригаламукха, С головой шакала — черного цвета, в правой руке она держит бритву, а в левой — внутренности, пожирая их и слизывая кровь. С севера — Шванамукха, с головой собаки — темно-синего цвета, с пронизывающим взглядом, обеими руками подносит ко рту труп. С юго-востока явится Гридхрамукха, С головой грифа — светло-желтого цвета, на спине держит огромный труп, а в руке сжимает скелет. С юго-запада — Канкамукха, с головой цапли — темнокрасного цвета, на спине держит большой труп. С северо-запада — Какамукха, с головой вороны — черного цвета, в левой руке держит чашу-череп, в правой — меч, она пожирает легкие и сердце. С северо-востока — Улумукха, с головой совы — темно-синего цвета, в правой руке держит ваджру, в левой — меч, она поедает мясо.Такими же неприятными и опасными для человека существами являются бхуты. Это злые духи, появляющиеся на кладбищах, скрывающиеся в деревьях, оживляющие тела мёртвых, обманывающие и пожирающие людей.В индийской мифологии бхутами называют демонических существ, принадлежащих к свите Шивы (одно из имён Шивы — Бхутешвара, Владыка Бхутов).Бхуты также иногда идентифицируются с претами (др.-инд. ушедший), духами умерших. Согласно древним представлениям, духи умерших в течение некоторого периода после смерти (от нескольких недель до года) остаются жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определённый ритуал (сапиндикарана, чтобы преты не превратились в бхутов, демонов из свиты Шивы, а стали бы питарами («духами предков»), благожелательно относящимися к людям.В буддийской мифологии претами называют тех существ, которые не могут удовлетворить своих желаний. Так, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где живут преты), преты не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше чем игольное ушко. Претами могут родиться те люди, которые в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми. В народных суевериях преты часто отождествляются с бхутами и рассматриваются как существа, враждебные людям. Бхуты, преты и пишачи считаются бессмертными существами, т. к. их причисляют к разряду низших полубожеств [Enthoven 1924: 149].Велик индийский пантеон божественных сил, покровительствующих человеку, но многочисленно представлены и существа демонические. Среди них можно условно выделить высшие и низшие разряды. К высшим существам можно отнести асуров, которые только в более поздних ведических текстах выступают как противники богов и как существа демонические, а также ракшасов: Равану, Махишу и других, которые иногда имеют эпитет «маха асур», «великий асур». Ракшасы, однако, выступают уже и как противники богов, и как существа, вредящие людям. Асуры и ракшасы, в отличие от пишачи, претов и бхутов, могут обладать и положительными чертами, такими как благородство, мудрость, благочестивость и т.д., и тем самым добиваться благих даров, непобедимости и великой силы от Брахмы.Якши, тесно связанные с ракшасами по своему происхождению, выступают как существа демонические по большей части в ранних ведических текстах. Позднее они изображаются скорее в положительном качестве, как существа, связанные с вегетативной функцией.К условно низшему разряду демонических существ можно отнести пишачи, претов и бхутов. Все эти существа обладают страшным обликом и считаются опасными для людей.Меренкова О. Н.Источник: Меренкова, Ольга Николаевна Демонические божества древнеиндийского пантеона Строители Гипербореи: Асуры - раса великанов
Строители Гипербореи: Асуры - раса великанов
Нет комментариев