Пророк Даниил входит в число четырех великих пророков. В его книге, входящей в состав Ветхого Завета, рассказывается о событиях Вавилонского пленения (598-539 до н.э.). Выходец из знатного иудейского рода, юный Даниил прославился умением трактовать сны, за что был приближен к царю Навуходоносору. Он истолковал сон царя о сорвавшемся с горы и разрушившем истукана камне и предсказал смену царств до тех пор, пока не придет Мессия, царство которого будет стоять вечно. В христианской традиции образ отколовшегося от горы камня понимается как образ родившегося от Девы Христа. Когда во время пира царевич Вальтазар, кощунственно использовавший утварь Иерусалимского храма, увидел на стене загадочную надпись: «Мене, мене, текел упарсин» (исчислено, исчислено, взвешено и разделено), Даниил предсказал ему скорую гибель. В ту же ночь Вальтазар был убит, а государство захвачено персами под предводительством царя Дария (522-486 до н.э.).
Память пророка Даниила отмечается 17/30 декабря, и этот праздник известен с X столетия. Пророк традиционно изображается как юноша в коротком хитоне, плаще и характерной восточной шапочке. Изображение Даниила обычно включалось в состав пророческих рядов иконостасов.
На иконе из собрания музея он представлен в рост с развернутым свитком с текстом пророчества о горе и камне. Ниже на той же иконной доске находится изображение Рождества Христова. Икона входила в одновременно в пророческий и праздничный ряды иконостаса. Подобное решение характерно для небольших храмов. Икона поступила из Богоявленской деревянной церкви в подмосковном селе Семеновском Пушкинского район Московской области. Изначально она, вероятно, происходила из Успенской церкви села Архангельское-Тюриково. Стилистическое решение иконы характерно для середины XVII века.
ПРОРОК ДАНИИЛ. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Середин XVII века. Подмосковье Дерево, темпера; 105 × 43,5 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Георгий Хозевит († 625), согласно житию, составленному его учеником Антонием, был уроженцем Кипра. Его старший брат принял постриг на Святой Земле в монастыре Герасима Иорданского. После смерти родителей, Георгий решил последовать за братом, но его не приняли в монастырь из-за юного возраста. Тогда Георгий принял постриг в расположенном неподалеку монастыре Пресвятой Богородицы. Прославившись вскоре чудотворениями, он, чтобы избежать славы, укрылся у брата, а после его смерти вернулся в свой монастырь. Однажды во сне ему было откровение о скором нашествии на Палестину персов, которое спасло многих насельников обители, успевших перед нашествием Хозрова II (614) спр
В Евангелии говорится, что в момент крещения Иисуса в водах реки Иордан Иоанном Крестителем Дух Божий в виде голубя сошел на Христа, и раздался глас с небес: «Сей есть (Ты) Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение». Одновременное явление миру Бога в Трех Лицах (Отца, Сына и Святого Духа) объясняет название праздника – Богоявление. В истории Христианской Церкви он один из самых древних. Первоначально в этот день отмечали Эпифанию – день явление Бога в Мир, одновременно вспоминая Рождество Христово, Поклонение волхвов и Крещение. К IV-V векам произошло разделение двух праздников. Иконография клейма на этот сюжет представленной на выставке иконы традицион
Лекция «Домонгольская Русь и образ Христа в искусстве»
Образ Иисуса Христа всегда был важнейшей темой церковного искусства, средоточием христианской веры. В Древней Руси он присутствовал повсюду: в монументальных росписях храмов, на иконах и церковной утвари, в рукописных книгах. Разнообразие иконографии Спасителя было чрезвычайно широким. Он изображался и как юный отрок Эмманиул и как старец «Ветхий днями», при этом задачей иконописцев было передать две природы Христа – человеческую и божественную. На лекции слушатели узнают о различных типах изображения Христа и их распространении в древнерусском искусстве. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени
18 января - день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник.
Слово «навечерие» означает канун праздника, второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво - пшеничный взвар с медом и изюмом. ___ Экспонат недели из собрания Музея им. Андрея Рублева БОГОЯВЛЕНИЕ Первая четверть XVIII века. Ярославль Штукатурка, темпера; 108 х 78 см КП 860
Пророк Михей (около 720 года до н.э.) – автор шестой книги так называемых малых пророков Ветхого Завета. Его имя означает «Кто подобен Богу». Михей был современником пророка Исайи, а также иудейских царей Езекии и Манассии. Книга его пророчеств сосредоточена на этических проблемах и полна горечи от предчувствия бед Израиля из-за неблагодарности его народа Богу. Кроме того, в книге пророка Михея говорится о приходе Царя из Вифлеема, что понимается как прямое указание на место Рождества Христа. Традиционно пророк Михей изображался как старец, похожий на Иоанна Богослова. На иконе из пророческого ряда пророк Михей также представлен как старец с вдохновенным взглядом. Текст на свит
Много столетий, вплоть до XIV века, чтимый образ Богоматери, который прославится в России, находился в Константинополе. За 70 лет до падения Константинополя образ исчез, а затем явлен уже на Руси. По преданию, местом пребывания своего образа Богородица выбрала город Тихвин неподалеку от Ладоги. Тихвинская икона стала символом духовной связи России и Византии, считалась знаком особого расположения Пречистой к русской земле. Всенародную известность икона получила после заключения Столбовского мира со шведами и возвращения России Новгорода и других северных земель в 1617 году. В собрании Музея им. Андрея Рублева имеется несколько списков с чуд
Донская икона Богоматери – памятник, овеянный славой Куликовской битвы 1380 года. История обретения иконы, исторические предания о ней и факты ее почитания станут предметом лекции «Богоматерь Донская и Куликовская битва». Также будет рассмотрен вопрос о том, кем и по чьему заказу создана эта икона на рубеже XIV–XV веков. Считается, что образ Успения Богородицы на обороте написан иконописцем круга Феофана Грека. Мог ли он быть автором Донской иконы Богоматери, и кто еще из известных нам мастеров мог бы претендовать на эту роль? На лекции вы познакомитесь также с иконографией Донской иконы Богоматери, списками с нее, историей ее бытования. Читае
Акция «Музейная неделя» для участников СВО и членов их семей
С 18 по 24 января приглашаем участников специальной военной операции и членов их семей на бесплатную просветительную программу в рамках акции «Музейная неделя» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В течение недели в музее пройдут экскурсии, лекция и творческое занятие, которые участники смогут посетить на безвозмездной основе, а также посетить временные выставки: «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков» и «Образ слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний». 18 января в 12:00 - лекция «Богоматерь Донская и Куликовская битва». Образ Богородицы, почитавшийся чудотворным, бы
В христианской традиции пророк Малахия считается последним из двеннадцами малых пророков, его имя означает «мой посланник» или «мой ангел». Он жил, предположительно, в V веке до н.э., когда евреи вернулись из Вавилонского плена, и был восстановлен Иерусалимский храм. Книга пророка Малахии, входящая в состав Ветхого завета, содержит обличение священников и народа, не исполняющих заповеди и ритуалы, а также пророчества о пришествии Мессии, перед которым будет послан Ангел, что трактуется как предсказание об Иоанне Предтечи. Малахия также предрекал Страшный суд. Во времена Иисуса Христа книга пророка Малахии была хорошо известна, поэтому к ее строкам неоднократно обращались апост
Лекция «Святые певцы и их семьи в памятниках изобразительного искусства»
Какие гимнографы, авторы богослужебных песнопений, были прославлены Церковью как святые? Как развивалась иконография каждого из них? Каковы были ее источники, особенно в западноевропейской гравюре? - ответы на эти вопросы вы узнаете на лекции. Исключительное внимание будет уделено тем святым певцам, кто прославлен не в одиночестве, а в составе всей семьи. Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искусствоведения М.А. Маханько. 16 января в 19:00 50—100 руб. Купить билет онлайн
Преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году Курске в купеческой семье Мошниных, при крещении был наречен Прохором. Согласно житию, в детстве с ним произошло два чуда: он упал с колокольни, но остался невредим, и во время затяжной болезни ему во сне явилась Богородица с обещанием исцеления, и это произошло после того, как мальчик приложился к чудотворной иконе Богоматери Курской-Коренной, которую проносили ежегодным крестным ходом мимо его дома. В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила его принять послушание в Успенской Саровской пустыни Тамбовской губернии. Там он постригся с именем Серафим и посел
Лекция «Святые покровители семьи. От любви земной к любви небесной»
За тысячу лет христианства на Руси были прославлены многие пары, где оба супруга удостоились святости. Лекция посвящена идеальному образу христианской семьи, примерам благочестивой жизни, воспитания детей в любви и согласии. Слушателям лекции на примере изобразительных материалов и документов, связанных с русскими святыми княжескими парами, будет рассказано о Михаиле Тверском и Анне Кашинской, Димитрии Донском и Евфросинии Московской, Иулиании и Симеоне Вяземских и других святых, живших в непростые времена, полные исторических потрясений и испытаний. Читает заведующий отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея
Экспонат выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков»
ПРАВЕДНЫЙ ИОСИФ С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ Около 1791 года. В.Л. Боровиковский Дерево, холст, масло 12 × 9 см (овал) Собрание Третьяковская галерея Сведения о праведном Иосифе Обручнике содержатся в евангелиях от Матфея и Луки, а также в апокрифических текстах – Евангелии Детства, Книге Иосифа Плотника, Протоевангелии Иакова. Хотя различные тексты называют разные имена его отца, обе евангельских генеалогии возводят его род к царю Давиду. Иосиф был плотником из Назарета. Вероятно, он был вдовцом и имел детей от первого брака. В пожилом возрасте он был обруяен первосвященником Иерусалимского храма с девой Марией. В непорочном зач
Пророк Михе́й, живший в VIII веке до н. э. говорил современникам о нарушении главного нравственного закона – любви к ближнему. Михей один из первых предсказал, что из-за неверия и греховного поведения народа Иудея будет наказана нашествием чужеземцев, а Иерусалим сделается грудой развалин. О предостережениях пророка Михея вспомнили, когда в 586 году до н.э. Иерусалим был завоеван и разрушен вавилонским царем Навуходоносором, а его жители семьдесят лет провели в вавилонском пленении. Изображение пророка Михея с начертанным на свитке пророчеством о днях пришествия Спасителя стало частью иконного образа. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работ
Комментарии 15