Чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы находится в афонском монастыре Дохиар. По преданию, она была написана в X – начале XI века при настоятеле монастыре Неофите, а прославилась только в 1664 году. Сказание гласит, что монах Нил ослушался приказа, исходившего от образа, из-за чего ослеп, а затем, раскаявшись, прозрел.
Списки с афонской иконы распространились в России во второй половине XIX века благодаря массовому паломничеству на Афон и привозу оттуда списков с образа. Как правило, это поясные или поколенные изображение Богоматери Одигитрии с Младенцем на левой руке. Один из почитаемых поздних списков хранится в русском Вознесенском Елеонском монастыре в Иерусалиме.
Изображение Богоматери с Младенцем вписано в раму сложной формы, напоминающей архитектурное сооружение. По сторонам, подобно статуям в нишах, представлены образы великомученика Пантелеймона и святителя Митрофана Воронежского.
Икона выполнена в технике монохромной печати по шелку. Несмотря на то, что эта техника тиражная, икон, исполненных подобным методом, сохранилось немного. Выбор иконографии, стилистическое решение иконы, сочетание греческих и русских надписей, говорят о том, что она была создана на Афоне.
БОГОМАТЕРЬ СКОРОПОСЛУШНИЦА Конец XIX – начало XX века. Афон Шелк, печать; 13 x 11 см Дар М.Н. Иващук Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Праведный Симеон Богоприимец, согласно преданию, был в числе семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык по заказу египетского правителя Птолемея II Филадельфа (ок. 308–245 гг. до н.э.). Дойдя до слов пророка Исайи: «Се дева во чреве приимет...», Симеон усомнился в правильности слова «дева» и попытался исправить текст, но ему явился Ангел и дал обещание, что Симеон будет жить до тех пор, пока не станет свидетелем исполнения пророчества и не примет в свои руки рожденного Девой Спасителя Мира. Дожив до глубокой старости, Симеон узнал в Младенце, принесенном на сороковой день после рождения в Иерусалимский храм, Спасителя, а в юной Марии - Богородицу. В
Самые ранние изображения пророка Аввакума можно увидеть на христианских саркофагах в сцене «Пророк Даниил во рву львином». Аввакум предстает здесь безбородым юношей с короткими волосами, одетым в короткую тунику, в руках у него блюдо с хлебом. В V веке эта сцена вошла в круг традиционных сюжетов, первоначально связанных с погребальным культом, которые появляются на дверях и стенах византийских храмов, а также широко используются в декоративно-прикладном искусстве. «Молитва пророка Аввакума» — изображает пришествие Судии мира, и толкуется христианской традицией как содержащая предсказания о Боговоплощении Иисуса Христа.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-
На сороковой день после рождения Младенца Христа Дева Мария и Иосиф принесли его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Там Святое Семейство встретил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Увидев Младенца Христа, он воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…», а пророчица Анна, бывшая в храме, восславила Господа. Это событие описано в евангелии от Луки, текст которого лег в основу праздника Сретения, отмечаемого на сороковой день после Рождества Христова, и его иконографии. Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в XVIII веке, когда русские иконописцы активно использовали композици
Образ святой семьи Маккавеев в книжной миниатюре и иконописи
Древнейший памятник выставки «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков» - византийская рукопись 1063 года, на миниатюрах которой представлены святые братья Маккавеи, вместе принявшие мученическую кончину, а также их мать Соломония. Их история, ставшая для христиан примером стойкости в вере и исповедничестве, была хорошо известна на Руси. День памяти этих святых приходился на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, что нашло отражение в иконе известного северного мастера Ивана Богданова-Карбатовского. Об образе святой семьи Маккавеев и редких памятниках искусства, представленных на проходящей в Музее им. Андре
Согласно житию, мученик Трифон (III век) родился во Фригии близ города Апамеи. Прославился избавлением жителей от уничтожавших хлеб насекомых, изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана III и различными исцелениями. В 250 году был казнен в городе Никее за приверженность христианству. Тело его похоронили в родном селе, а позднее мощи перенесли в Константинополь. По одной из версий, затем их отправили в Рим, по другой - жители города Котора выкупили мощи у венецианцев, вывезших их из Константинополя. Особое почитания мученика Трифона на Руси началось в середине XVI столетия. По преданию, у царя Ивана Грозного во время охоты улетел любимый кречет. После его
Лекция «Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат»
Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат были римскими воинами. Один из них был простым солдатом, другой военачальником, но оба прославились верностью Христу и непоколебимой стойкостью, которую, согласно их жизнеописаниям, они проявили перед язычниками, врагами христианства. Эти святые широко почитались в православных странах, а их образы повсеместно включали в программу храмовых росписей. Лекция рассказывает о подвиге святых великомучеников и его отражении в духовной культуре Византии и Древней Руси. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина 15 ф
Святители Иоанн Златоуст (ок. 347–407), Василий Великий (ок. 330–379) и Григорий Богослов (ок. 325–389) внесли особый вклад в развитие церковной догматики и оказали существенное влияние на формирование богослужения. Установление общего дня празднования этим святым, по-видимому, имело целью снять конфликт между последователями каждого. Споры о том, кто из этих святителей достоин большего церковного почитания не утихали до того. как в 1084 (или 1092) году они вместе не явились в видении митрополиту Иоанну Евхаитскому и не повелели учредить общий праздник, составить службу и почитать всех одинаково, поскольку между собой они во всем согласны и имеют перед Богом равное достоинство.
Земному родословию Христа посвящена сложная композиция «Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)». Предки Спасителя, подобно цветам или гроздьям, размещены среди разветвленных побегов, иногда напоминающих виноградную лозу. Эта композиция оказала влияние на появившиеся в позднесредневековое время в балканских странах изображения родословных древ правящих династий, которые размещали на стенах и сводах ктиторских храмов. До 24 февраля 2025 года икону из собрания Государственной Третьяковской галереи можно увидеть на выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее им.Андрея Рублева.
Приходите в выходной вместе с детьми в Музей имени Андрея Рублева!
Семейная программа начнется с интерактивной экскурсии по выставке «Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков», а затем вас ждет творческое занятие, во время которого дети под руководством художника создадут авторскую салфетку в технике батик. Результат творчества каждый участник заберёт с собой. 16 февраля в 15:30 Возраст участников: 6+
Преподобный Феодосий Тотемский (в миру Феодосий Суморин, ум. 1568) родился в начале XVI века в Вологде. Рано женившись, вскоре овдовел и принял монашеский постриг в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1554 году им был основан Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме. Феодосию удалось быстро добиться расцвета обители за счет хорошо налаженной экономической деятельности. В 1560 году преподобный возродил Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь. После смерти святого выяснилось, что он под одеждой носил власяницу, вериги и железную шапку. Местное почитание преподобного началось в монастыре сразу после его кончины. В 1626 году местный тотемский иконописец Яков исполн
Музей имени Андрея Рублева - художественный музей и научный центр, где непрерывно изучаются и реставрируются памятники русского религиозного искусства. В январе 2025 года в Музее имени Андрея Рублева началась комплексная реставрация редкой деревянной скульптуры «Христос в темнице», созданной в конце XVIII - начале XIX веков. Такие резные изображения скорбящего Христа в терновом венце в Его последние земные часы перед казнью и смертью на Кресте получили широкое распространение в XVIII веке, особенно в русской провинции. Несколько лет назад скульптура была закуплена у частного лица, при этом памятник находился в аварийном состоянии. В 2020 году были прове
Первое письменное упоминание об образе Богоматери с названием «Утолимая» встречается в рукописном сборнике начала XVIII века «Солнце Пресветлое», посвященном описанию чудес от икон Богородицы. Там же приведено ее второе название - Амасийская. Икона «Утоли моя печали», находившаяся в московском храме Николы в Пупышах, прославилась в 1760 году, когда от нее получила исцеление тяжело больная женщина. В советское время образ был перенесен в церковь Николы в Кузнецах, его живопись датируется началом XVIII века. Списки с чудотворного образа появились во многих московских храмах. Особо широко икону стали почитать после избавления от эпидемии чумы 1771 года. Позднее, очев
Балалайка, калюка, рылей и шаркунок, бубен, гусли и другие народные инструменты зазвучат на Масленице в Музее имени Андрея Рублева. 2 марта приглашаем на праздник с фольклорной программой от театра «Три Лика», познавательной экскурсией и мастер-классом.
Комментарии 44