Музей имени Андрея Рублева - особое место на культурной карте России
Рассказываем о Музее имени Андрея Рублева, который занимает на культурной карте России особое место. Это единственный в стране специализированный государственный музей древнерусского искусства и русского церковного искусства Нового времени. Собрание основного фонда насчитывает более 12 тысяч произведений XI – начала XX веков: икон, рукописных и старопечатных книг, графики, фресок, памятников декоративно-прикладного искусства, деревянной скульптуры и белокаменной резьбы. Оно дает всестороннее представление о художественном наследии Древней Руси.
Где находится Музей им. Андрея Рублева?
Музей находится в Москве. Он расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор - ныне древнейший храм Москвы.
Адрес: Москва, Андроньевская площадь, 10.
5 экспонатов, которые обязательно надо увидеть в Музее имени Андрея Рублева
1. Домонгольская икона «Господь Вседержитель» первой половины XIII века
Образ благословляющего Христа — это самая древняя икона, хранящаяся в музее. Она относится к редчайшим дошедшим до нас произведениям эпохи домонгольской Руси. До 1975 года она принадлежала художнику и графику Василию Ситникову, который обнаружил ее у одного из нелегальных торговцев-перекупщиков: икону на тот момент полностью покрывали многочисленные поздние записи. Навсегда покидая Россию, Ситников завещал передать образ Спасителя в Музей имени Андрея Рублева, где икону раскрыли в реставрационной мастерской и обнаружили настоящий шедевр.
2. Икона эпохи Андрея Рублева «Святой Иоанн Предтеча»
Эта икона была в числе главных экспонатов Музея имени Андрея Рублева в день его торжественного открытия для посетителей — 21 сентября 1960 года.
Автора этой иконы ученым установить не удалось, однако они предполагают, что им был один из учеников или последователей самого Андрея Рублева.
3. Близкий список с «Троицы» Андрея Рублева мастера Паисия
Автор, вероятнее всего, вдохновлялся «Троицей» Андрея Рублева, которая была высоким образцом для всех русских иконописцев. Предполагают, что эта икона создавалась при личном участии настоятеля Волоколамского монастыря, святого Иосифа Волоцкого, по заказу которого украшался главный храм обители, Успенский собор. В житии преподобного Иосифа указаны даты освящения храма и имена работавших над ним художников — в том числе и мастера Паисия, автора иконы. Такие упоминания авторства — большая редкость для средневекового искусства.
4. Икона «Преподобный Сергий Радонежский» мастера Феодосия, сына знаменитого иконника Дионисия
Мастер Феодосий — один из сыновей знаменитого иконописца Дионисия, с которым он расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икону преподобного Сергия Радонежского он, вероятно, создал, когда руководил иконописной мастерской, после смерти отца. Это уникальный памятник иконографии, подробно иллюстрирующий житие самого известного русского святого в небольших клеймах вокруг ростового образа.
5. «Богоматерь Владимирская Волоколамская», созданная по заказу Малюты Скуратова
Этот образ был написан в царской иконописной мастерской в 1570-е годы, а в Иосифо-Волоколамский монастырь его вложил Григорий Бельский, более известный как Малюта Скуратов. Он был одним из опричников Ивана Грозного, решительным и жестким человеком, которого историки считают убийцей митрополита Филиппа.
По размеру и иконографии икона повторяет древний византийский прообраз — икону Богоматери Владимирской из Успенского собора Московского Кремля. В отличие от древнего оригинала на главе Марии изображен расшитый жемчугом и камнями убрус поверх мафория, над нимбом — корона. Эти детали отражают драгоценный убор древней иконы, который был у нее в XVI столетии.
Когда Волоколамскую икону обнаружили сотрудники Музея имени Андрея Рублева, она находилась в аварийном состоянии под поздними записями. Специалисты укрепили красочный слой образа и провели искусную реставрацию.
Эти древние памятники представлены в залах 1 этажа постоянной экспозиции музея.
Стоимость посещения постоянной экспозиции: Граждане Российской Федерации - 390 руб. Пенсионеры, студенты - 250 руб. Участники СВО и члены их семей - бесплатно Дети от 7 до 17 лет включительно – 50 руб. Дети до 6 лет включительно – бесплатно
Стоимость билета указана с правом осуществления любительской фотосъемки (без вспышки, без штатива, без селфи-палки)
На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.
Как купить билет в музей?
Приобрести билеты можно в кассах музея за наличный или безналичный расчёт. Принимаются банковские карты платежных систем VISA, MasterCard, Maestro, МИР.
Билеты на постоянную экспозицию и временные выставки приобретаются в день посещения, билеты на мероприятия (лекции, детские праздники, мастер-классы, концерты) и абонементы можно купить и в день посещения, и заранее онлайн.
Касса закрывается за 45 минут до закрытия музея.
Экскурсии по музею
Для знакомства с постоянной экспозицией музея или архитектурным ансамблем бывшего Спасо-Андроникова монастыря вы можете присоединиться к сборной группе или заказать экскурсии заранее, но можно заняться осмотром и самостоятельно - к вашим услугам аудиогид и путеводитель, которые приобретаются в кассе музея.
Обзорные экскурсии длятся, как правило, 45 минут, за это время научный сотрудник музея рассказывает в экспозиции о художественном наследии Древней Руси, а на территории знакомит с историей возникновения архитектурного комплекса Спасо-Андроникова монастыря и его возрождения архитекторами и реставраторами после создания Музея.
Всю информацию об экскурсиях и расписание сборных групп вы найдете на сайте музея в разделе Экскурсии.
Чем еще можно заняться в музее?
Гуляя по территории, вы совершенно бесплатно можете увидеть фотовыставку с редкими архивными фотографиями.
Вы узнаете о первых годах жизни музея после его учреждения в 1947 году вплоть до 1960 года, который был объявлен годом празднования 600-летия со дня рождения Андрея Рублева. Особое внимание уделено этапам архитектурной реставрации Спасского собора, самого древнего белокаменного храма на территории Москвы.
Вместе с детьми в музее вы можете посетить экскурсии, музейные квесты, творческие занятия и мастер-классы, камерные, но очень насыщенные праздники.
Музейные занятия для детей всегда включают элементы игры и интерактива, приходите к нам узнать что-то новое о культуре Древней Руси - это совсем не скучно! Предлагаем разгадать тайну древней рукописи - пройти по маршруту, указанному на карте, с помощью ответов на вопросы расшифровать фрагмент текста настоящей древней летописи и найти тайник!
Открывайте всей семьей мир и искусство Древней Руси на абонементных музейных занятиях, рассчитанный на разный возраст школьников!
Всё, что предлагает музей для детей и семейной аудитории представлено на сайте в разделе Музея детям.
Где поесть?
На территории музея работает концептуальное кафе «Изразцы», в меню которой гармонично сочетаются традиции русской и европейской кухни. Сытные супы, холодные и горячие закуски, мясо и рыба, приготовленные по-домашнему, травяные чаи и морсы, а также многое другое.
Кафе открыто в будние дни с 11:00 до 21:00, по субботам и воскресеньям кафе работает с 11:00 до 19:00.
Принимается оплата наличными и всеми распространенными видами кредитных карт.
Завтраки сервируются весь день, представлены постные блюда.
Если вы спешите - можно заказать блюда из меню навынос.
Как добраться до музея?
Пешком от м.Курская, Римская или Площадь Ильича (7 минут), от пригородной платформы «Серп и молот».
На общественном транспорте: остановка «Музей имени Андрея Рублева» автобусом №125 и №730, трамваем №43 (от м. Пролетарская), №32 (от м. Лефортово), №4 и 32 (от Курского вокзала); остановка «Костомаровский мост» - автобусом №40 (от м. Сокольники) и трамваем №2 (от Курского вокзала); остановка «Андроньевская площадь» – трамваем №2 (от м.Римская, Площадь Ильича) и автобусом М6 (от м. Китай-Город).
На машине - подъехать к музею удобнее всего со стороны Костомаровского переулка и Проектируемого проезда №1096, заезд к скверу. Есть бесплатная парковка около дома по адресу Андроньевская пл., 5/9 (Лефортовский суд), и платная – около дома по адресу Андроньевская площадь, 8.
Спасибо Вам,всем сотрудникам Музея! Низкий поклон за Ваш Труд! Вы несете а наш Мир не только знания,но Добро и Тепло Ваших Душ! Будьте Все здоровы и Богом хранимы!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
16 ноября - день памяти Д.И. Арсенишвили, организатора и первого директора Музея им. Андрея Рублева
Давид Ильич был уникальным человеком - настоящим бессребреником, жил в Москве без квартиры, без денег, спал на раскладушке, которую на ночь ставил в Спасском соборе. В день памяти Д.И. Арсенишвили предлагаем вам посмотреть о нём фильм телеканала Радость Моя из серии "Незабвенные" https://rutube.ru/video/eb069096d9ea69b8d4a87a68838605d7/
Память великомученика Георгия отмечается четыре раза в год. 3/16 ноября празднуется день обновление храма святого Георгия в Лидде, который был построен на месте его погребения. Письменные свидетельства о его существовании восходят к VI веку. В 1010 году церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа Аль-Хакима, несмотря на почитание святого Георгия мусульманами. Восстановление храма произошло при «благочестивом царе Константине» - одном из двух византийских императоров, носивших это имя в первой половине XI столетия. Тогда же фиксируется и установление праздника в честь обновления храма (дошедшее до наших дней здание было построено в 1872 году на средства русского импер
Православной церковью почитаются три пары святых бессребреников с именами Косма и Дамиан, каждая из которых имеет свой особый день празднования: Римских святых вспоминают 1/14 июля, Аравийских 17/30 октября и Асийских 1/14 ноября. В отличие от Римских и Аравийских святых, Асийские святые были братьями-близнецами и умерли своей смертью, не как мученики. Они жили в IV веке в Малой Азии, согласно житию, их отец был греком-язычником, а мать христианкой. Братья обладали даром врачевания, не брали за свой труд платы. В народной среде святые почитались не только как врачеватели, но и как покровители кузнечного дела и сковывающие брачные узы хранители семьи и брака
Приглашаем детей (6+) на праздничную программу «Путешествие в Рождество в Музее им. А. Рублева»!
Программа начнется интерактивной экскурсией, на которой участники узнают о том, как изображались события Рождества древнерусскими художниками. Затем артисты кукольного театра «Три лика» познакомят гостей с традициями вертепных представлений в России и разыграют кукольный спектакль. Сюжеты изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Христова, правления жестокого царя Ирода «оживут» в рождественской мистерии, которая сменится потешными народными сценами. После спектакля под руководством музейного художника-дизайнера дети выполнят роспись памятного сувенира «Рождественский ангел». Каждый участник прог
Мученица Параскева с древнейших времен была на Руси самой почитаемой из всех святых жен. Православная церковь отмечает память четырех святых с таким именем, но на Руси знали в основном Параскеву Иконийскую, и гораздо меньше Параскеву Римскую и Параскеву Сербскую. Жития их схожи, из-за чего в народном сознании в едином образе мученицы Параскевы соединились черты нескольких святых. Имя святой по-гречески означает "пятница" и ассоциируется со Страстной Пятницей и крестной жертвой Христа. Поскольку по пятницам на Руси была самая оживленная торговля, святая почиталась как покровительница торговли и купечества. На городских торговых площадях нередко ставили посвяще
Лекция «Тверь и Ростов – соседи Москвы: соперничество и дружба»
Тверь в XIV веке была молодым растущим княжеством, игравшим большую политическую роль в соперничестве с Москвой. Тверские мастера создали своеобразную, чрезвычайно выразительную художественную культуру, забытую после присоединения Твери к Московскому государству. Иначе развивался Ростов – центр древней епархии, распространявшей христианство далеко на Северо-Восток. Ростовские художники работали и далеко на Севере, и выполняли важные заказы совместно с москвичами. Посетители лектория познакомятся с искусством этих интереснейших художественных центров. Читает заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Ан
Редкие произведения декоративно-прикладного искусства - каменные кресты XVI века из музейного собрания - впервые предстанут после комплексной реставрации. Белокаменные кресты обнаружили в 1987 году во время разбора подвалов храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе (в 1985–1990 годах храм был филиалом Музея имени Андрея Рублева). Некоторые из них дошли до настоящего времени в виде фрагментов, которые, после изучения, были воссоединены. До реставрации их поверхность была покрыта плотным слоем почвенных и атмосферных загрязнений, которые искажали естественный цвет камня, а также скрывали декоративные особенности памятников и затрудняли прочтение
XII Международные научные чтения “Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи”
14–15 ноября 2024 года в Музее имени Андрея Рублева состоятся очередные XII Международные научные чтения “Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи”, посвященные памяти Давида Ильича Арсенишвили (1905–1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Программа
Изображение святого Георгия, пронзающего копьем змея, на коне, - не только воспоминание об одном из самых известных чудес святого, но и символ торжества добра над злом и главной в жизни христианина победы над страстями и неверием. Описанное в житии святого спасение царевны от змея-дракона, совершённое им, получило отражение в иконографии Георгия Победоносца, став самым узнаваемым его изображением. Об иконе середины XVII века «Чудо Святого Георгия о змие» из собрания Музея им. Андрея Рублева рассказывает старший научный сотрудник А. Е. Сажина в прямом эфире из зала постоянной экспозиции.
О жизни святого ничего не известно. Гроб с его телом приплыл в половодье на льдине по реке Мсте к новгородскому селу Боровичи. Местные жители несколько раз отталкивали льдину от берега, но безуспешно, а затем поместили тело в прибрежной часовне. Через некоторое время праведник явился во сне «старым людям» и сообщил, что его зовут Иаков в честь апостола Иакова брата Господня. От мощей начали происходить чудеса, и в 1544 году жители Боровичей обратились к архиепископу Новгородскому и Псковскому Феодосию с просьбой об их освидетельствовании. По указанию Московского митрополита Макария 23 октября 1544 года, в день памяти апостола Иакова, мощи праведника перенесли в це
Комментарии 6