Первоверховные апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день. Первый из них - простой галилейский рыбак Симон - стал одним из первых учеников Христа, получив прозвище «Камень» - Петр. Он неоднократно упоминается в Евангелиях и первых главах Деяний апостолов, считается автором двух апостольских Посланий. Поскольку Петр признал в Иисусе Сына Божьего, ему были обещаны ключи от рая. Проповедовал христианство в Риме и был казнен в 67 году:его распяли вниз головой. Апостол Павел не был лично знаком с Иисусом, и о нем нет упоминаний в Евангелиях. В Деяниях апостолов рассказывается, что его звали Савлом, и он был фарисеем, преследовавшим христиан. Однажды на пути в Дамаск, он был ослеплен и услышал голос самого Христа, после чего принял крещение от апостола Анании. Апостол Павел стал одним из наиболее ярких проповедников христианства, составителем четырнадцать посланий различным общинам, разъясняющим суть новой веры. Был схвачен в Иерусалиме и отправлен на суд в Рим, где, как римский гражданин, которого невозможно было казнить через распятие, был обезглавлен.
Парные изображения первоверховных апостолов Петра и Павла принадлежат к распространенным на Руси с древнейших времен. Особенно много их было в Новгороде, где к XVI столетию насчитывалось не менее шести посвященным им храмовых престолов. Новгородская иконография апостолов была разнообразной. Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва относится к ставшему популярным в XVI веке варианту, где Петр и Павел переданы в активном движении в трехчетвертном развороте друг к другу. Вверху представлен образ Богоматери Знамение - главная святыня Новгорода. Внутренняя энергия и напряженность образов, сгущенный колорит, сдержанность тональных контрастов характерны для новгородского иконописания 1560-х годов.
АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ Третья четверть XVI века. Новгород Дерево, темпера. 107 × 78 см Из собрания музея имени Андрея Рублёва
АПОСТОЛЫ Стихи Они взволнованы. В глазах лучистых — Неистребимой радости печать. Их речь порывиста, движенья быстры. Им нужно столько сделать и сказать! Они торопятся. Им жизни мало, И мир им мал. По россыпям морей, По караванным тропам, перевалам — Они спешат. О только-бы скорей! Дойти! Сказать! Поведать всей вселенной, Всему, что просит, ищет и зовет, Живую повесть истины нетленной, Предвозвестить Благоприятный Год! Они — свидетели. Они видали. Пред взором их в те дивные года Калеки шли и мертвецы вставали, Сиял Фавор, вином цвела вода. И где-нибудь под деревянной ложкой В простой суме, между истлевших швов, Еще быть может залежалась крошка Когда-то Им надломленных хлебов. И потому их слово непреложно, И углем жжет их вдохновенный взгляд, И даже невозможное возможно, Когда они об этом говорят. Они не лгут! И наше утешенье, Глоток тепла среди житейских стуж — Поверить в их высокое волненье, В свидетельство их потрясенных душ. И их рукой отпущенное слово, Через века свой пролагая путь,...ЕщёАПОСТОЛЫ Стихи Они взволнованы. В глазах лучистых — Неистребимой радости печать. Их речь порывиста, движенья быстры. Им нужно столько сделать и сказать! Они торопятся. Им жизни мало, И мир им мал. По россыпям морей, По караванным тропам, перевалам — Они спешат. О только-бы скорей! Дойти! Сказать! Поведать всей вселенной, Всему, что просит, ищет и зовет, Живую повесть истины нетленной, Предвозвестить Благоприятный Год! Они — свидетели. Они видали. Пред взором их в те дивные года Калеки шли и мертвецы вставали, Сиял Фавор, вином цвела вода. И где-нибудь под деревянной ложкой В простой суме, между истлевших швов, Еще быть может залежалась крошка Когда-то Им надломленных хлебов. И потому их слово непреложно, И углем жжет их вдохновенный взгляд, И даже невозможное возможно, Когда они об этом говорят. Они не лгут! И наше утешенье, Глоток тепла среди житейских стуж — Поверить в их высокое волненье, В свидетельство их потрясенных душ. И их рукой отпущенное слово, Через века свой пролагая путь, Летит, поет, всегда свежо и ново, И белой птицей падает на грудь. 1948 Дм.Кленовский
Правда, и вся наша жизнь вокруг этого вращается и проходит. Всегда в народе говорят: Петр и Павел день убавил. А на самом деле они и сейчас готовы проповедовать нам Евангелие. Только бы внимать им.
Преподобный Макарий Желтоводский (1349-1444) в двенадцатилетнем возрасте принял монашество в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре. В 1434 году основал Троицкий Желтоводский монастырь, который через пять лет был разрушен ханом Улу-Мухаммедом, а Макарий, уже в преклонных летах, уведен в плен в Казань. Через некоторое время его отпустили с условием не возобновлять монастырь на прежнем месте. Тогда святой ушел выше по реке Унже, где основал новый монастырь, также посвященный Святой Троице. Скончался в возрасте 95 лет, и был канонизирован вскоре после Смутного времени. Икона принадлежит к традиционному типу паломнических образов, предназнача
Приглашаем на специальную программу, подготовленную к выставке «Живопись нитью»
В августе и сентябре в Музее им.Андрея Рублева вас ждет знакомство с редкими произведениями церковного лицевого шитья XV-ХХ веков, рассказ этнографа об истории, географии и технологии создания женских традиционных костюмов и интерактивная программа для семей с детьми среднего и старшего школьного возраста. В заключительный день работы выставки состоится камерный концерт скрипичной музыки, который пройдет в зале постоянной экспозиции, известном своей акустикой. 22 августа в 19:00 - лекция куратора выставки «Живопись нитью» Е.В. Давыдовой; 25 августа и 8 сентября в 12:30 - интерактивная программа и мастер-кла
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» находилась в часовне Тихвинской Богоматери при Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге. Прославилась после 23 июля / 5 августа 1888 года, когда во время грозы в часовню попала молния. Икона упала на пол из киота, и к ней прилипло несколько монет, рассыпавшихся из ящика для сбора пожертвований. То, что монеты прикрепились к иконе, было расценено как чудо. Вскоре от образа произошло два исцеления, широко освещавшихся в прессе. В 1893 году часовню посетила царская семья, после чего рядом началось строительство церкви. В советское время икона была перенесена в Троицкую церковь («Кулич и Пасха»),
Первая афиша Музея имени Андрея Рублева, датированная 1960-м годом
Вроде привычный ракурс фотографии территории музея, а, приглядевшись, видим, что Спасский собор еще без главы, за ним - светлые корпуса выставочного комплекса ( бывшие гаражи). А какие еще отличия есть? Заметили?
С 22 августа - новая выставка в Музее им.Андрея Рублева!
Изображения пророка Илии известны с раннехристианского периода. В Древней Руси его почитание было тесно связано с народными представлениями – к святому обращались с молитвой о прекращении засухи и даровании дождя. Изображения на многочисленных памятниках личного благочестия, каменных и меднолитых иконах, нательных крестах и мощевиках, в иконописи и росписях храмов свидетельствуют о широком культе святого Илии. Уникальная икона конца XVII века с 48 клеймами жития святого Илии станет центральной на выставке “Повелитель гроз”. Этот редкий по иконографии образ из коллекции И. А. Сысолятина будет показан впервые.
Пророк Илия Фесвитянин жил в IX веке до н.э. Его деяния описаны в Третьей и Четвертой книгах царств Ветхого Завета. Судьба пророка была связана с историей Израильского царства, где правил неправедный царь Ахав. Стремясь вернуть царя и народ Израиля к Богу, Илия обрек страну на трехлетнюю засуху. Первый год засухи он прожил в пустыне у потока Хораф, куда еду ему приносили вороны. Еще два года он провел в Сарепте Сидонской у вдовицы, и по молитве Илии был воскрешен ее сын. Чтобы прекратить засуху и доказать истинность Бога Израилева, Илия убедил Ахава устроить состязание со жрецами Ваала. Победив, Илия убил жрецов и вновь был вынужден бежать. На дороге отчаявшемуся и голодному Илие
Интервью с куратором выставки «Живопись нитью» Е.В. Давыдовой. Музей им.Андрея Рублева
О выставке «Живопись нитью» рассказывает куратор - заведующий сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидат исторических наук Е. В. Давыдова. Вы узнаете: - как создавались шитые произведения в средние века на Руси и для чего они использовались; - как хранятся предметы лицевого шитья в музее; - о создании этого выставочного проекта, - о самых значимых памятниках, представленных в экспозиции выставки.
19 июля / 1 августа Церковь вспоминает трех русских святителей, чье служение пришлось на вторую половину XVII - XVIII столетия. Это Димитрий Ростовский (1651–1709), Митрофан Воронежский (1623-1703) и Тихон Задонский (1724-1783). На проходящей в Музее им.Андрея Рублева выставке «Живопись нитью» представлен шитый образ святителя Димитрия Ростовского (в миру Данила Саввич Туптало). Он родился близ Киева в семье казачьего сотника, получил образование в Киево-Могилянской коллегии и в 1668 году принял монашество в киевском Кирилловом монастыре. В 1684 году по заданию Киево-Печерской лавры приступил к главному труду своей жизни - составлению годовых Четьих Миней, вклю
Греческое слово «дéисус» означает «моление». Дéисусный чин – особый ряд икон, где святые изображаются в молении Христу за род человеческий перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Трем иконам - «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел», входившим много веков назад в один деисусный чин, посвящена выставка «Воссоединение. Деисус XV века». Впервые за долгие десятилетия иконы, волею судьбы находящиеся в разных собраниях, представлены вместе - на выставке экспонируются произведения из собрания Музея им. Андрея Рублева, Тверской областной картинной галереи и частной коллекции. До 11 августа выдающиеся, самобытные произведения тверской живоп
Священномученик Афиноген Севастийский, епископ Пидахфойский, принял мученическую кончину за веру при римском императоре Диоклетиане (305-313). Местом служения святого Афиногена был город в Малой Армении, где святой устроил монастырь. Однажды, когда он отсутствовал в обители, посланные наместником императора войска захватили десятерых его учеников. Все они на глазах у учителя были казнены в Севастии. Самого святого подвергли унизительным пыткам и тоже казнили. По тексту жития, в своей молитве перед казнью священномученик просил Бога прощать грехи каждому, кто будет поминать его имя в своей молитве к Христу, и получил на это согласие. Афиногену приписывает
Мученица Иулитта – вдова-христианка благородного рода из Иконии. Согласно ее житию, вместе с трехлетним сыном Кириком святая бежала от гонений императора Диоклетиана сначала в Селевкию, а потом в Тарс (Киликия), где была схвачена. По приказу правителя Александра Иулиту подвергнули мучениям и обезглавили, а Кирику правитель разбил голову, сбросив его на каменные ступени. Мощи святых в конце IV – начале V века были перенесены из Антиохии в галльский город Оксер епископом Аматором, в связи с чем почитание святых получило распространение во Франции. Части мощей мучеников находились также в Константинополе, где их в XII-XV веках видели русские паломники. Память святым отм
Самый уютный и зелёный уголок Музея имени Андрея Рублева
- это аптекарский огород. Традиция создания таких огородов с лекарственными растениями уходит в глубокую древность. Здесь, у юго-западной башни Андроникова монастыря, цветет Oríganum vulgáre, то есть душица, Thýmus, то есть чабрец, Petroselinum crispum, то есть петрушка, а также многие другие травы, а ещё растут огурцы и тыква.
Архангел Гавриил упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета как посланник, открывающий людям волю Бога. В древности его чествовали вместе с архангелом Михаилом, а с конца IX века его память отмечают на следующий день после Благовещения. Традиция празднования Собора архангела Гавриила 13/26 июля распространилась к XIV столетию. Первый посвященный ему на Руси храм появился не позднее 1413 года. Иконы Собора архангела Гавриила крайне редки, но изображения архангела являются неотъемлемой частью иконографии Благовещения. Кроме того, его образ входит в состав деисусного ряда русского высокого иконостаса. Иконостас верхнего храма Спаса Нерукотворного в церкви Покрова в
Редкая для произведений лицевого шитья композиция «Не рыдай мене Мати» известна в иконописи и памятниках монументальной живописи, фресках церквей Успения на Волотове и Спаса на Ковалеве в Новгороде. Пелена носит характер моленного вклада некой знатной семьи, о чем свидетельствуют образы избранных святых на кайме. Среди них - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. О происхождении пелены, предположительном имени заказчицы пелены и месте ее вклада вы узнаете на онлайн-экскурсии по выставке «Живопись нитью», которую проводит старший научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева А.Е. Сажина.
Комментарии 15
Стихи
Они взволнованы. В глазах лучистых — Неистребимой радости печать.
Их речь порывиста, движенья быстры.
Им нужно столько сделать и сказать!
Они торопятся. Им жизни мало,
И мир им мал. По россыпям морей,
По караванным тропам, перевалам — Они спешат. О только-бы скорей!
Дойти! Сказать! Поведать всей вселенной,
Всему, что просит, ищет и зовет,
Живую повесть истины нетленной, Предвозвестить Благоприятный Год!
Они — свидетели. Они видали.
Пред взором их в те дивные года
Калеки шли и мертвецы вставали,
Сиял Фавор, вином цвела вода.
И где-нибудь под деревянной ложкой
В простой суме, между истлевших швов, Еще быть может залежалась крошка Когда-то Им надломленных хлебов.
И потому их слово непреложно,
И углем жжет их вдохновенный взгляд, И даже невозможное возможно,
Когда они об этом говорят.
Они не лгут! И наше утешенье,
Глоток тепла среди житейских стуж — Поверить в их высокое волненье,
В свидетельство их потрясенных душ.
И их рукой отпущенное слово,
Через века свой пролагая путь,...ЕщёАПОСТОЛЫ
Стихи
Они взволнованы. В глазах лучистых — Неистребимой радости печать.
Их речь порывиста, движенья быстры.
Им нужно столько сделать и сказать!
Они торопятся. Им жизни мало,
И мир им мал. По россыпям морей,
По караванным тропам, перевалам — Они спешат. О только-бы скорей!
Дойти! Сказать! Поведать всей вселенной,
Всему, что просит, ищет и зовет,
Живую повесть истины нетленной, Предвозвестить Благоприятный Год!
Они — свидетели. Они видали.
Пред взором их в те дивные года
Калеки шли и мертвецы вставали,
Сиял Фавор, вином цвела вода.
И где-нибудь под деревянной ложкой
В простой суме, между истлевших швов, Еще быть может залежалась крошка Когда-то Им надломленных хлебов.
И потому их слово непреложно,
И углем жжет их вдохновенный взгляд, И даже невозможное возможно,
Когда они об этом говорят.
Они не лгут! И наше утешенье,
Глоток тепла среди житейских стуж — Поверить в их высокое волненье,
В свидетельство их потрясенных душ.
И их рукой отпущенное слово,
Через века свой пролагая путь,
Летит, поет, всегда свежо и ново,
И белой птицей падает на грудь.
1948
Дм.Кленовский
Православный праздник — день Петра и Павла
Пусть приносит в дом Ваш — истинный уют,
Быть желаю счастью, помнить лишь о главном,
Нет семьи важнее ничего — вот суть.
Потому беречь Вам — всех родных желаю,
Также жить в здоровье, в радости, в добре,
Каждый раз с улыбкой — новый день встречая,
Жить в любви, в достатке, в комфорте, в тепле!