Древняя икона Богоматери Троеручицы, хранящаяся в сербском монастыре Хиландар на Афоне, представляет собой традиционное изображение Богоматери Одигитрии, к которой со временем была приложена серебряная вотивная рука, очевидно, в благодарность за исцеление. В позднее время возникло предание о ее связи с преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век), который был приговорен к отсечению кисти правой руки по клеветническому письму византийского императора-иконоборца Льва III Исавра. Приложив отрубленную кисть к руке Иоанн молился перед иконой Богоматери и заснул, а проснувшись обнаружил, что кисть приросла. В благодарность он заказал серебряную руку и приложил ее к иконе.
В Московском государстве перевод афонского сказания о Троеручице был известен с XVI столетия. Согласно этому тексту, третья рука несколько раз возникала на иконе в процессе написания сама собой, несмотря на усилия иконописца ее убрать. Первые иконы Богоматери Троеручицы появились в Москве в 1658 году: их привезли из Хиландара для патриарха Никона и царицы Марии Ильиничны. В 1661 году был привезен еще один список для Новоиерусалимского монастыря.
Существование двух преданий о происхождении изображения третьей руки на образе привело к существованию в русской иконописной традиции двух вариантов ее изображения. Официальная Церковь предписывала писать ее серебряной согласно преданию об Иоанне Дамаскине. Однако чаще встречаются изображения третьей руки как живой, согласно афонскому сказанию.
Икона из собрания написана в традиционном стиле. На ее окладе третья рука воспроизведена в металле согласно преданию об Иоанне Дамаскине.
БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИЦА Последняя треть XIX века. Центральная Россия Дерево, темпера, медный сплав, чеканка, гравировка, серебрение; 32 × 27 см Дар М.С. Мануэль Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Греческое слово «дéисус» означает «моление». Дéисусный чин – особый ряд икон, где святые изображаются в молении Христу за род человеческий перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Трем иконам - «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел», входившим много веков назад в один деисусный чин, посвящена выставка «Воссоединение. Деисус XV века». Впервые за долгие десятилетия иконы, волею судьбы находящиеся в разных собраниях, представлены вместе - на выставке экспонируются произведения из собрания Музея им. Андрея Рублева, Тверской областной картинной галереи и частной коллекции. До 11 августа выдающиеся, самобытные произведения тверской живоп
Священномученик Афиноген Севастийский, епископ Пидахфойский, принял мученическую кончину за веру при римском императоре Диоклетиане (305-313). Местом служения святого Афиногена был город в Малой Армении, где святой устроил монастырь. Однажды, когда он отсутствовал в обители, посланные наместником императора войска захватили десятерых его учеников. Все они на глазах у учителя были казнены в Севастии. Самого святого подвергли унизительным пыткам и тоже казнили. По тексту жития, в своей молитве перед казнью священномученик просил Бога прощать грехи каждому, кто будет поминать его имя в своей молитве к Христу, и получил на это согласие. Афиногену приписывает
Мученица Иулитта – вдова-христианка благородного рода из Иконии. Согласно ее житию, вместе с трехлетним сыном Кириком святая бежала от гонений императора Диоклетиана сначала в Селевкию, а потом в Тарс (Киликия), где была схвачена. По приказу правителя Александра Иулиту подвергнули мучениям и обезглавили, а Кирику правитель разбил голову, сбросив его на каменные ступени. Мощи святых в конце IV – начале V века были перенесены из Антиохии в галльский город Оксер епископом Аматором, в связи с чем почитание святых получило распространение во Франции. Части мощей мучеников находились также в Константинополе, где их в XII-XV веках видели русские паломники. Память святым отм
Самый уютный и зелёный уголок Музея имени Андрея Рублева
- это аптекарский огород. Традиция создания таких огородов с лекарственными растениями уходит в глубокую древность. Здесь, у юго-западной башни Андроникова монастыря, цветет Oríganum vulgáre, то есть душица, Thýmus, то есть чабрец, Petroselinum crispum, то есть петрушка, а также многие другие травы, а ещё растут огурцы и тыква.
Архангел Гавриил упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета как посланник, открывающий людям волю Бога. В древности его чествовали вместе с архангелом Михаилом, а с конца IX века его память отмечают на следующий день после Благовещения. Традиция празднования Собора архангела Гавриила 13/26 июля распространилась к XIV столетию. Первый посвященный ему на Руси храм появился не позднее 1413 года. Иконы Собора архангела Гавриила крайне редки, но изображения архангела являются неотъемлемой частью иконографии Благовещения. Кроме того, его образ входит в состав деисусного ряда русского высокого иконостаса. Иконостас верхнего храма Спаса Нерукотворного в церкви Покрова в
Редкая для произведений лицевого шитья композиция «Не рыдай мене Мати» известна в иконописи и памятниках монументальной живописи, фресках церквей Успения на Волотове и Спаса на Ковалеве в Новгороде. Пелена носит характер моленного вклада некой знатной семьи, о чем свидетельствуют образы избранных святых на кайме. Среди них - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. О происхождении пелены, предположительном имени заказчицы пелены и месте ее вклада вы узнаете на онлайн-экскурсии по выставке «Живопись нитью», которую проводит старший научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева А.Е. Сажина.
Равноапостольная княгиня Ольга (ок. 920–969) была фактической правительницей Руси с 945 по 960 год. В 955 году княгиня приняла христианство, а спустя два года посетила Константинополь. В 960 году ее сын Святослав достиг совершеннолетия, и Ольга уступила ему правление, продолжая играть важную роль в государственной политике. Ей не удалось убедить сына принять новую веру. В 969 году, когда дружина Святослава была в дальнем военном походе, Ольга оставалась с внуками в Киеве. К городу внезапно подошли печенеги, и княгиня, отправив гонцов к сыну, возглавила оборону города. Когда осада была снята, княгиня Ольга, предчувствуя свою скорую кончину, уговорила сына не отп
Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля
Праздник Положения Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля был установлен в память события, произошедшего в Москве в 1625 году, когда персидский шах Аббас прислал в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету частицу Ризы Христовой в драгоценном ковчеге. Согласно сопроводительным документам, реликвия была найдена внутри драгоценного креста, хранившегося в митрополичьей ризнице в Мцхете, после того как войска Аббаса захватили Грузию. Москвичи встретили реликвию на подступах к городу на том месте, где потом была поставлена церковь Ризоположения на Донской улице, и 26 марта ковчег поместили в Успенском соборе в осо
Икона Богоматери Казанской получила название по месту обретения в городе Казани. Она была найдена после разрушительного пожара благодаря видению десятилетней отроковицы Матроны в 1579 году. В обретении и прославлении образа принимали участие архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия и будущий патриарх Ермоген, бывший на тот момент настоятелем церкви святителя Николая, где святыню разместили для поклонения. В дальнейшем ее перенесли специально устроенный монастырь. С Казанского образа делались многочисленные списки, один из которых оказался в Смутное время в войсках ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Иконография Казанской иконы представляет собой краткий
Композиция шитого панно «Поклонение волхвов» повторяет средник знаменитого триптиха Рогира ван дер Вейдена из Кельна, где, по преданию, хранились мощи поклонившихся и принесших новорожденному Христу дары трех волхвов. Мастерское исполнение говорит о высоком уровне вышивальщиц. Популярность темы связана с широко распространявшимися печатными гравюрами на этот сюжет. О влиянии западноевропейской живописи на русское шитье вы узнаете на онлайн-экскурсии по выставке «Живопись нитью», которую проводит научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Д.Д. Гавриличев.
Пешеходная экскурсия «Вокруг Андроникова монастыря. Рогожская площадь и Рогожская ямская слобода»
уже в это воскресенье, 21 июля. Расскажем секреты и забытые истории Таганки, района Рогожской ямской слободы. Если проводите этот выходной в городе - приходите! Прогулка начинается с территории Музея имени Андрея Рублева. Начало в 16:00. Продолжительность - 2 часа 15 минут. Cбор группы производится у кассы музея за 15 минут до начала экскурсии. взрослый - 650 руб., детский (от 7 до 16 лет) - 250 руб. Купить билет можно в кассе музея или онлайн
Комментарии 66