Согласно житию, Ирина была дочерью правителя города Мегидо Лициния. Отец заключил ее в башню, где она должна была жить до замужества. С появлением жениха Ирина обратилась к языческим богам за знамением, стоит ли ей выходить замуж, но не получила ответа. Тогда она обратилась ко Христу, о котором слышала от своего учителя. Ночью ей явился ангел и отверз ворота башни, в покои поднялся пресвитер Тимофей, ученик апостола Павла, и крестил юную деву. Наутро она отказалась выходить замуж и объявила о своем обращении в христианство. Лициний пришел в ярость и велел казнить дочь, выпустив на нее табун диких скакунов. Но кони не причинили ей вреда, а набросились на самого Лициния. По молитве дочери он исцелился, принял христианство и отошел от дел. Его место занял язычник Седекия, подвергший Ирину многим пыткам, которые не причинили ей вреда, но привели к обращению в христианство многих свидетелей. Затем Ирина проповедовала в Каллиполе, Константине и Месемврии, где каждый раз правители подвергали ее казням, не причинявшим вреда. После этого на облаке святая была перенесена в Эфес, где получила знамение о скорой смерти, удалилась за город и была похоронена в пещере. Спустя 4 дня обнаружилось, что ее могила пуста.
На иконе из собрания музея великомученица Ирина представлена в царском облачении и венце с крестом в руках. Пару ей составляет великомученица Варвара. Между святыми изображен ангел-хранитель, а вверху помещен образ Спаса Нерукотворного.
Традиционная манера письма, наличие ковчега, колорит с преобладанием темных тонов свидетельствуют о создании иконы в старообрядческой среде.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, С МУЧЕНИЦАМИ ВАРВАРОЙ И ИРИНОЙ Конец XIX – начало XX века. Москва (?) Дерево, темпера; 13,4 × 11,2 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Былое крадётся неспешно! Срывая безДушия плед! Потуги для Тьмы безуспешны! Проявлен религии вред! Теперь вам понятно и ясно – Лжи приходит конец! Религии уже не опасны, Восходит Бога ВЕНЕЦ! Безнаказанность порождает ложь, Но всё это от бессилия! Встреча нужна с Богом, что ж, Проповедникам от религии! Я скажу им Святую Истину, Где и когда пошла ложь, Кто в религии истинный, И кого от Бога бросает в дрожь! Всё в Гармонии быть заложено! Всё – в Любви и Великом равенстве! Невозможно отменить, что положено! Но религии принесли неравенство! Проходили кровавые ночи! Кресты резали в темноте! И теперь, как и прежде, почти, Религии раскрываются в наготе! Уже нет разговоров о Боге! У каждой религии Он свой! И, как прежде, на столбовой дороге, Кто-то грабит под стон и вой! Религии затмили Разум, Грозя конечностью вершин, И Вера их, как жизни казус, Не объясняет всех причин!
Наш музей, Музей имени Андрея Рублева, является единственным государственным музеем отечественного искусства, в котором можно увидеть во всей полноте произведения русских иконописцев, живших 500, 600 и даже 700 лет назад! Разделите с нами чувство гордости за свою страну, в которой жили, творили, работали величайшие мастера своего дела.
Итоги X конкурса детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь» подведены!
В конкурсе приняли участие 2013 детей от 4 до 16 лет! Жюри под председательством директора Музея имени Андрея Рублева М.Б. Миндлина определило 40 лауреатов и 12 номинантов. Итоги конкурса - на сайте музея
Лекция «Благая весть и Акафист Пресвятой Богородице: особенности иконографии Благовещения»
Среди древнерусских икон домонгольского времени известны и почитаются как чудотворные образы Благовещения Пресвятой Богородице, прежде всего – «Устюжское Благовещение», икона из новгородского княжеского Юрьева монастыря первой четверти XII века. Иконографические и стилистические особенности иконы отражают общую для всего изобразительного искусства Древней Руси любовь к молитве, слову, прежде всего к такому важному литургическому песнопению как Акафист Богоматери, а также стремление через образ приблизиться к истинному смыслу праздника. Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искус
Глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий Христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя Иродиада закопала главу во дворце отдельно от тела. При императоре Константине (306-337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию и главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоял
23 мая/ 5 июня – день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского (ум. не позднее 1077). В 1162 году князь Андрей Боголюбский на месте сгоревшей деревянной соборной церкви в Ростове возвел новый белокаменный Успенский храм. При копании рвов под фундамент было обнаружено нетленное тело святителя. По преданию, в его руках был список с именами поставленных им пресвитеров и диаконов. В новом соборе Леонтию Ростовскому был посвящен отдельный предел, в котором находился его каменный гроб. На рубеже XII–XIII веков ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю Леонтию на день обретения его мощей и написал канон святому. Приблизительно тогда же были создан
Наши музейные издания в шорт-листе конкурса «Лучшие книги года 2023»
Музей им. Андрея Рублева вошел в число номинантов общероссийского издательского конкурса «Лучшие книги года» Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Экспертный совет, в состав которого вошли представители крупнейших библиотек, творческих союзов, государственных и общественных профильных структур, членов Правления АСКИ, рассматривал заявки от издательств и ведущих российских музеев. В шорт-лист в номинации «Лучшее издание в области гуманитарного знания» был отобран IV том музейного каталога «Монументальная живопись XII-XIX веков» - академическая публикация более чем ста тридцати фрагментов настенных росписей.
Владимирская икона Богоматери была привезена около 1130 года из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом и поставлен в Богородичном монастыре в Вышгороде. В 1155 году Владимирский князь Андрей Боголюбский перенес икону в свою резиденцию в селе Боголюбове, а с 1160 года она находилась в Успенском соборе во Владимире, в связи с чем получила свое название Владимирской. В 1480 года образ перенесли в московский Успенский собор. Чудотворную икону неоднократно поновляли, украшали драгоценным убором. С нее писали многочисленные списки. Икона из собрания музея была написана в первой трети XVII века. Уже в XX веке ее поместили в серебряный складень-кузов с гравирован
Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Преподобный Корнилий родился в семье ростовских бояр Федора и Варвары Крюковых, в молодости он служил при дворе супруги великого князя Василия II Темного княгини Марии Ярославны. В 1470-х годах святой принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и, спустя годы, отправился странствовать по монастырям. В 1496 или 1497 году Корнилий пришел в Комёльский лес недалеко от Грязовца, где у слияния рек Талицы и Нурмы основал Введенскую пустынь. Однако вскоре преподобному пришлось покинуть эту обитель, и вместе с учеником преподобным Геннадием Костромским, он поселился на Сурском озере. Зимой 1528-29 годов великий князь Василий III посетил Комельский монастырь и высказ
Комментарии 27
Срывая безДушия плед!
Потуги для Тьмы безуспешны!
Проявлен религии вред!
Теперь вам понятно и ясно –
Лжи приходит конец!
Религии уже не опасны,
Восходит Бога ВЕНЕЦ!
Безнаказанность порождает ложь,
Но всё это от бессилия!
Встреча нужна с Богом, что ж,
Проповедникам от религии!
Я скажу им Святую Истину,
Где и когда пошла ложь,
Кто в религии истинный,
И кого от Бога бросает в дрожь!
Всё в Гармонии быть заложено!
Всё – в Любви и Великом равенстве!
Невозможно отменить, что положено!
Но религии принесли неравенство!
Проходили кровавые ночи!
Кресты резали в темноте!
И теперь, как и прежде, почти,
Религии раскрываются в наготе!
Уже нет разговоров о Боге!
У каждой религии Он свой!
И, как прежде, на столбовой дороге,
Кто-то грабит под стон и вой!
Религии затмили Разум,
Грозя конечностью вершин,
И Вера их, как жизни казус,
Не объясняет всех причин!