СӘРЛӘҮХӘСЕЗ
Кузгатмакчы булсаң халык күңелләрен,
Тибрәтмәкче булсаң иң нечкә кылларын,
Көйләү тиеш, әлбәт, ачы хәсрәт көен,
Кирәк түгел мәгънәсе юк көлке, уен.
Караңгыдыр, күңелсездер гомер юлы,
Бу дөньяда кем килсә дә сиңа туры,
Шиксез, аның җәрәхәтле күкрәгендә
Яшьрен генә янып яткан хәсрәт тулы.
Мескин адәм! Тыштан уйный, тыштан көлә,
Ямьсез якны уйлап куя эчтән генә.
Безнең гомер уен түгел, бәйрәм түгел,
Һич кайгысыз кеше булса — адәм түгел!
Бераз вакыт шатлык таба исрек кенә,
Үз-үзенә ачы агу эчреп кенә:
«Әмма дөнья нинди кызык, нинди хозур,
Бу дөньяда кемнәр бар, – дип, – миннән дә зур!»
*Сәрләүхәсез — исемсез (шигырь).
«Сәрләүхәсез». «Йолдыз»ның 1909 елгы 29 ноябрь (472 нче) санында басылган.
Габдулла ТУКАЙ
БЕЗ ЗАГЛАВИЯ
Коль хочешь, чтоб тебе в ответ звучали
Все струны сокровенные сердец,
Пусть будет полон твой напев печали,
Про беззаботный смех забудь, певец!
Темно, пустынно, мрачно жизни море,
И ты любому в душу погляди —
Глубокое, сжигающее горе
Таится в человеческой груди.
На лицах у людей и занятых, и праздных
Улыбки. Но в сердца взглянуть сумей —
Там скорбь. А наша жизнь не смех, не праздник, —
Без горя настоящих нет людей.
Но веселится иногда несчастный,
Когда напьется, — рад своей судьбе,
И жизнь бедняге кажется прекрасной,
И выше всех он кажется себе.
Перевод В. Державина
Оригинал на татарском: Сәрләүхәсез
1909 год
Габдулла ТУКАЙ
БЕЗ НАЗВАНИЯ
Коль хочешь ты народа душу тронуть,
Тончайшие из самых тонких струны,
Тогда не место смеху, шутке грубой,
Сумей из сердца скорби стон исторгнуть.
Темны, безрадостны дороги жизни,
Кого судьба навстречу нам ни вышлет,
Страданьем наделил его Всевышний,
Задень его слегка, и горе брызнет.
Бедняга человек! Снаружи весел,
Хоть мир души его смятенной тесен,
Ни для кого не праздник жизнь, и если
Есть средь людей безбедный, то безвестен.
Забыться может разве только пьяный,
И то на время лишь, налившись ядом:
«Премудрость мирозданья необъятна,
Песчинка в нём, я всё ж премудр изрядно».
1909 г.
Перевод: Венера Думаева-Валиева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 20
Апрель җитсә, мин үземнән-үзем,
Синең белән ешрак сөйләшәм.
Хәлең ничек, Шагыйрь? Җан ачысы
Түзәрлекме? диеп эндәшәм.
Аягыңда җылы йон оекбаш,
Терәгәнсең мичкә аркаңны...
Карашыңда шундый сагыш күрәм,
Шелтәләгән төсле татарны...
"Болгар" номерында лампа яна,
Сүнеп-сүнеп китә ялкыны.
Күзләрең бит бигрәк төбәп карый,
Кисәтәсең килеп халкымны.
Әткәм-әнкәм телен саклагыз, дип
Өмет баглап безнең буынга,
Алдан күреп кисәтүең ахры,
Үз телеңнең хәле турында...
Уйларыңны сизеп эчем яна,
Синең караш телә бәгырьне.
Күзләреңә туры карар идем -
Без сакларга аны әзерме?!!
... Җаннан чыккан өнем җавап бирә:
"Борчылма син, Шагыйрь, тыныч бул!"
Илен сатмас, Телен сатмас татар -
Тукаена тугры халык ул!!!
Гөлсәрия Басыйрова
и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского
и Большого театров.
Габдулла Тукай
Годы жизни: 26 апреля 1886 - 15 апреля 1913
Татарский поэт Габдулла Тукай прожил недолго: всего 26 лет. Но за это время он издал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил несколько трудов о татарском фольклоре. Благодаря Тукаю жители Татарстана познакомились с творчеством Пушкина, Лермонтова
и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого
театров.
Детские годы
Габдулла Тукай родился в Татарстане, в деревне Кушлауч недалеко от Казани. Мальчику было пять месяцев, когда умер его отец, а через три года умерла и мать. Сначала будущего поэта передали в семью деда по материнской линии. Там еще одному ребенку были не рады. «Плакал — некому было утешить, — вспоминал позже поэт, — норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть, попить — некому пожалеть — все отталкивали да отпихивали». Дед с бабушкой не раз пытались устроить ма...ЕщёПоэт
Габдулла Тукай
Годы жизни: 26 апреля 1886 - 15 апреля 1913
Татарский поэт Габдулла Тукай прожил недолго: всего 26 лет. Но за это время он издал около 30 томов стихов, одним из первых в Казани стал писать для детей и выпустил несколько трудов о татарском фольклоре. Благодаря Тукаю жители Татарстана познакомились с творчеством Пушкина, Лермонтова
и других русских поэтов, многие его произведения стали основой для песен, а балет по поэме «Шурале» ставили на сцене Мариинского и Большого
театров.
Детские годы
Габдулла Тукай родился в Татарстане, в деревне Кушлауч недалеко от Казани. Мальчику было пять месяцев, когда умер его отец, а через три года умерла и мать. Сначала будущего поэта передали в семью деда по материнской линии. Там еще одному ребенку были не рады. «Плакал — некому было утешить, — вспоминал позже поэт, — норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть, попить — некому пожалеть — все отталкивали да отпихивали». Дед с бабушкой не раз пытались устроить мальчика в приемную семью. В шесть лет Габдуллу забрал крестьянин из соседней деревни. Новая семья приняла мальчика хорошо, здесь его любили и растили как родного, обучили грамоте. Через три года его отыскала сестра отца, Газиза Усманова, и увезла к себе в Уральск.
В Уральске Габдуллу Тукая отдали в школу при мечети медресе «Мутыгия». Преподавал в нем имам и просветитель Мутыгулла Тухватуллин. Его дети, с которыми подружился Тукай, были воспитаны на европейский манер, одевались по светской моде и знали несколько языков. Их примеру последовал и Тукай — вскоре он владел арабским, персидским и турецким, изучил и русский, познакомился с западноевропейскими языками. В доме имама была богатая библиотека, причем духовник собирал не только богословские книги, но и художественную литературу, научные публикации. Вместе с учениками он выпускал рукописные газеты и журналы.
Татарин, русский ли — взгляни:
Теперь права у всех одни.
Зипун и фартук в наши дни
Узнали вкус свободы.
Закрыт цензурный комитет,
Чернилам красным сбыта нет,
И обанкротились вослед
Чернильные заводы.
Габдулла Тукай, из стихотворения «О свободе», перевод Рувима Морана
Поэт, охваченный социалистическими настроениями, часто принимал участие в уличных демонстрациях, публиковал политические статьи и эссе. В фельетоне «Условия» Тукай писал: «Пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами».
В этом же году Тукай ст...ЕщёКогда произошла революция 1905 года, Тукаю было 19 лет. Он работал наборщиком в типографии своего друга, сына имама Камиля Тухватуллина. Вместе они начали выпускать первые в Уральске газеты и журналы на татарском языке: «Фикер» («Мысль»), «Уралец». На страницах этих газет появились первые революционные стихи Тукая.
Татарин, русский ли — взгляни:
Теперь права у всех одни.
Зипун и фартук в наши дни
Узнали вкус свободы.
Закрыт цензурный комитет,
Чернилам красным сбыта нет,
И обанкротились вослед
Чернильные заводы.
Габдулла Тукай, из стихотворения «О свободе», перевод Рувима Морана
Поэт, охваченный социалистическими настроениями, часто принимал участие в уличных демонстрациях, публиковал политические статьи и эссе. В фельетоне «Условия» Тукай писал: «Пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами».
В этом же году Тукай стал редактором журналов, которые выходили в типографии Камиля Тухватуллина, — «Эль-гаср-эль-джадида» («Новый век») и сатирического «Уклар» («Стрелы»). Тукай размещал на страницах новых изданий собственные произведения, переводы на татарский язык басен Ивана Крылова
и стихов русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова. Вскоре о Габдулле Тукае узнали в Казани и Оренбурге.
В 1907 году Тукай закончил медресе «Мутыгия» и отправился в Казань. В столице Татарстана поэт продолжил выступать в газетах с эссе и фельетонами на актуальные темы — о важности образования, о национальной идее, отношениях с другими народами, о войнах, казнокрадстве чиновников и борьбе простых людей за свои права.
Габдулла Тукай выступал за реформу образования, говорил, что во всех медресе нужно давать светское образование, и оно должно быть доступно и мальчикам, и девочкам.
Учение самое острое, самое нужное оружие для победы правды над ложью, света над тьмой, чистоты над пороком.
Габдулла Тукай
В 1907 году вышел в свет первый сборник поэта — «Стихотворения Габдуллы Тукая». Среди опубликованных произведений было стихотворение «Пара лошадей» о возвращении из Уральска в Казань, ода образованию «О перо!» и «Шурале» об Али-Батыре, девушке-птице Сюимбике и злом лесном духе Шурале.
В Казани Тукай увлекся устным народным творчеством. Ему удалось собрать и опубликовать четыре том...ЕщёТукай в Казани
В 1907 году Тукай закончил медресе «Мутыгия» и отправился в Казань. В столице Татарстана поэт продолжил выступать в газетах с эссе и фельетонами на актуальные темы — о важности образования, о национальной идее, отношениях с другими народами, о войнах, казнокрадстве чиновников и борьбе простых людей за свои права.
Габдулла Тукай выступал за реформу образования, говорил, что во всех медресе нужно давать светское образование, и оно должно быть доступно и мальчикам, и девочкам.
Учение самое острое, самое нужное оружие для победы правды над ложью, света над тьмой, чистоты над пороком.
Габдулла Тукай
В 1907 году вышел в свет первый сборник поэта — «Стихотворения Габдуллы Тукая». Среди опубликованных произведений было стихотворение «Пара лошадей» о возвращении из Уральска в Казань, ода образованию «О перо!» и «Шурале» об Али-Батыре, девушке-птице Сюимбике и злом лесном духе Шурале.
В Казани Тукай увлекся устным народным творчеством. Ему удалось собрать и опубликовать четыре тома фольклорных произведений и народных эпосов. За три года жизни в Казани он издал больше 10 томов собственных стихов и 13 сборников произведений для детей: сказок, рассказов и стихотворений. До него в Татарстане детскую литературу не издавали так массово, изредка появлялись стихи отдельно для девочек, отдельно для мальчиков.
В 1911 году Тукай отправился в путешествие в Санкт-Петербург. По пути он описывал жизнь городов Самары, Уфы
, сравнивал цены, дороги, транспорт и обычаи. «Уфа, — писал Тукай, — хотя и намного хуже Казани в отношении архитектуры, но природой своей превосходит многие города. Прежде всего, она на горе. Это означает и летом, и зимой чистый воздух. Она расположена на берегу воспетой во многих наших песнях Агидели (река Белая. — Прим. ред.). В городе больше деревьев, чем домов. Как это важно в летние дни! На первый взгляд и народ в Уфе кажется трезвым и чистым».
В самом Петербурге поэт пробыл 18 дней. Его, жителя российской глубинки, впечатлила городская архитектура, транспорт, мощеные мостовые, но главное — образованные жители.
Петербург — место просвещения. <…> И улицы, где расположены учебные заведения, так же красивы и ухожены. В любой час дня, вечером, ночью в разных местах самые разные лекции, занятия…
Габдулла Тукай
В Петербурге Тукай впервые услышал опе...ЕщёПоследнее путешествие
В 1911 году Тукай отправился в путешествие в Санкт-Петербург. По пути он описывал жизнь городов Самары, Уфы
, сравнивал цены, дороги, транспорт и обычаи. «Уфа, — писал Тукай, — хотя и намного хуже Казани в отношении архитектуры, но природой своей превосходит многие города. Прежде всего, она на горе. Это означает и летом, и зимой чистый воздух. Она расположена на берегу воспетой во многих наших песнях Агидели (река Белая. — Прим. ред.). В городе больше деревьев, чем домов. Как это важно в летние дни! На первый взгляд и народ в Уфе кажется трезвым и чистым».
В самом Петербурге поэт пробыл 18 дней. Его, жителя российской глубинки, впечатлила городская архитектура, транспорт, мощеные мостовые, но главное — образованные жители.
Петербург — место просвещения. <…> И улицы, где расположены учебные заведения, так же красивы и ухожены. В любой час дня, вечером, ночью в разных местах самые разные лекции, занятия…
Габдулла Тукай
В Петербурге Тукай впервые услышал оперу — «Евгения Онегина» в грамзаписи. «Впервые в жизни хочу начать ходить в оперу. <…> Я открыл для себя новый мир», — вспоминал поэт. Однако в театр он так и не попал. Врачи диагностировали у него туберкулез и рекомендовали сменить климат ехать на юг, в степь. Несколько месяцев Тукай лечился в Башкирии, но особых успехов это не принесло.
В августе 1912 года Тукай вернулся в Казань и до последних дней работал в типографии. Поэта не стало 15 апреля 1913 года. Его похоронили на Татарском кладбище Ново-Татарской слободы в Казани. В день похорон были приостановлены занятия в городских медресе, закрыты магазины, а в татарских газетах беспрерывно печатали соболезнования и некрологи. Петербургская газета «День» назвала Тукая «татарским Пушкиным», статью о поэте и его стихотворение «Пара лошадей» опубликовал эмигрантский журнал The Russian Review в Лондоне.
Еще при жизни Тукая многие его стихотворения татарские композиторы переложили на музыку: это «Родной язык», «Колыбельная», «Пара лошадей» и другие. По мотивам поэмы «Шурале» балетмейстеры Леонид Жуков и Гай Тагиров поставили балет. Премьера прошла на сцене Татарского театра оперы и балета
в 1945 году. В 1950 году балет под названием «Али-Батыр» вошел в репертуар Мариинского театра, а в 1955 году — Большого театра. В разные годы главные роли в спектакле сыграли прославленные примы-балерины и премьеры: Наталья Дудинская, Аскольд Макаров, Майя Плисецкая
, Владимир Васильев. В 1959 году Большой театр показывал «Шурале» во время гастролей в США.
Памятники Габдулле Тукаю установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. С 1946 года имя поэта носит Татарская государственная филармония
в Казани.
Интересные факты о жизни и творчестве Габдуллы Тукая
1. За всю жизнь Габдулла Тукай сменил восемь приемных семей.
2. Тукай был самым высокооплачиваемым поэтом в Казани. Ему платили по 5...ЕщёПамять о поэте
Еще при жизни Тукая многие его стихотворения татарские композиторы переложили на музыку: это «Родной язык», «Колыбельная», «Пара лошадей» и другие. По мотивам поэмы «Шурале» балетмейстеры Леонид Жуков и Гай Тагиров поставили балет. Премьера прошла на сцене Татарского театра оперы и балета
в 1945 году. В 1950 году балет под названием «Али-Батыр» вошел в репертуар Мариинского театра, а в 1955 году — Большого театра. В разные годы главные роли в спектакле сыграли прославленные примы-балерины и премьеры: Наталья Дудинская, Аскольд Макаров, Майя Плисецкая
, Владимир Васильев. В 1959 году Большой театр показывал «Шурале» во время гастролей в США.
Памятники Габдулле Тукаю установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. С 1946 года имя поэта носит Татарская государственная филармония
в Казани.
Интересные факты о жизни и творчестве Габдуллы Тукая
1. За всю жизнь Габдулла Тукай сменил восемь приемных семей.
2. Тукай был самым высокооплачиваемым поэтом в Казани. Ему платили по 50 копеек за строчку: за эти деньги можно было снять меблированную комнату на сутки. Гонорары поэт тратил на книги и обучение, у него часто занимали деньги знакомые. Перед смертью Тукай завещал оставшиеся средства учебным заведениям на стипендии для одаренных детей.
3. Поэт мало заботился о своем внешнем виде: не носил галстуков, популярных в то время воротничков, мог купить костюм на два размера больше. Молодых людей, которые одевались по моде, Тукай называл «манекенами» и быть похожими на них не желал. Однажды поэт заявился в редакцию в широкой рубашке с женским поясом и, несмотря на замечания, проходил так все лето.
4. Тукай был убежденным холостяком и намеренно не завел семью, несмотря на многократные попытки друзей женить молодого поэта.
5. На памятниках Габдуллу Тукая изображают в тюбетейке, но в жизни он ходил с непокрытой головой, как русские поэты, а одно время даже надевал свободную рубашку на манер Льва Толстого. Шапочку, в которой Тукай запечатлен на одной из немногих сохранившихся фотографий, ему дал хозяин фотосалона, где сделали этот снимок.
https://www.culture.ru/persons/9630/gabdulla-tukai
отца и матери язык,
Я в мире множество вещей
через тебя навек постиг!
Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,
А после — бабушка меня
старалась сказкою унять.
Родной язык,ты мне помог
понять и радость с малых лет,
И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.
Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:
«Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!»
И туган тел, и матур тел,
әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем
син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!
Слова Тукая положили на мелодию старинной песни "Дедушка Салим" (Сәлим бабай), это творение до сих пор живо и пользуется популярностью. Песню "Туган тел" называют неофициальным гимном татар и обязательно исполняют на крупных мероприятиях Республики Татарстан.
Бәләкәйдән ятим калып,
Күчкәнсең кулдан-кулга.
“Улым”,-дигән назлы сүзнең,
Җылысын тоймый гына.
Ачы язмыштан кыйналып,
Өтелгән синең йөрәк.
Яшьли дөнья ачысыннан,
Шигырьдә таптың терәк.
Халкыңның авыр тормышын,
Шигырьләргә күчердең.
Буыннан-буынга җитә,
Синең иҗат җимешең.
Шушы кыска гомереңдә,
Күпме эшләр майтардың?
Киләчәккә халкың өчен,
Туган телен кайтардың.
Гасырдан күчеп гасырга,
Яңгырый моңлы җырың.
Мәңге сүнмәс йолдыз сыман,
Татарның улы булдың.
Дамир Әхмәтҗанов
Чүпрәле, 26.04.24
И туган тел,и матур тел,
Әткәм,әнкәмнең теле
Доньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
Г.Тукай
Галибанә яктырып ,ал таң ата,
Әнә олы юлдан Тукай кайта.
Кем чыгарды ,хәбәр,үлгән диеп,?
Милләтебез йөрде,янып -көеп.
Үлгән,диләр сине,ялган хәбәр,
Ул хәбәрне сөйли,дошманнар.
Ялган хәбәр сөйли,чын куркаклар
Акылыннан язган,куштаннар.
Татар тере булса,Тукай үлмәс,
Кеше язмышларын,кеше күрмәс.
Тукай телен белгән,татар үлмәс,
Ялган хәбәр җирдә,сөйләп йөрмәс.
Эңгер-мөңгер җиткән,һава тыныч,
Кемдер"зиләйлүкне" көйләтә.
Ак яулыклы өлкән,татар апа,
Доньяларын онытып,оныгына
Тукай шигерьләрен өйрәтә.
Үлгән ,диләр сине,ялган хәбәр,
Син яшисең,халык күңелендә..
Баллап -майлап ,икәү чәй эчәбез,
Син кунакта ,минем түремдә.
Мин бик ерак синнән, Казан арты,
Тик хыялым,ара кыскарта..
Хөрмәтем зур сиңа,шагыйрь өчен,
Рәсәй халкы ,сине ярата.
С ине күрер өчен,дарья кичеп,
Милләттәшләр ,көн дә ашыга..
Хуш киләсез,диеп,көлә-көлә,
Гүя Тукай үзе,чыга каршыга.
Күрмәсәм дә сине,Казан а...ЕщёҮлмәс шагыйрь.
И туган тел,и матур тел,
Әткәм,әнкәмнең теле
Доньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
Г.Тукай
Галибанә яктырып ,ал таң ата,
Әнә олы юлдан Тукай кайта.
Кем чыгарды ,хәбәр,үлгән диеп,?
Милләтебез йөрде,янып -көеп.
Үлгән,диләр сине,ялган хәбәр,
Ул хәбәрне сөйли,дошманнар.
Ялган хәбәр сөйли,чын куркаклар
Акылыннан язган,куштаннар.
Татар тере булса,Тукай үлмәс,
Кеше язмышларын,кеше күрмәс.
Тукай телен белгән,татар үлмәс,
Ялган хәбәр җирдә,сөйләп йөрмәс.
Эңгер-мөңгер җиткән,һава тыныч,
Кемдер"зиләйлүкне" көйләтә.
Ак яулыклы өлкән,татар апа,
Доньяларын онытып,оныгына
Тукай шигерьләрен өйрәтә.
Үлгән ,диләр сине,ялган хәбәр,
Син яшисең,халык күңелендә..
Баллап -майлап ,икәү чәй эчәбез,
Син кунакта ,минем түремдә.
Мин бик ерак синнән, Казан арты,
Тик хыялым,ара кыскарта..
Хөрмәтем зур сиңа,шагыйрь өчен,
Рәсәй халкы ,сине ярата.
С ине күрер өчен,дарья кичеп,
Милләттәшләр ,көн дә ашыга..
Хуш киләсез,диеп,көлә-көлә,
Гүя Тукай үзе,чыга каршыга.
Күрмәсәм дә сине,Казан арты,
Хөрмәт итә сине,татар халкы..
Әнә,шагыйрь ,үзе атлый ,сабыр
Уң кулында аның,"Иман шарты".
Кайчак уйчан,кайчак көлә йөзе..
Чибәр кызга,гашыйк булган,үзе.
Зөбәрҗәттәй яна ике күзе...
Тукай яши халык йөрәгендә,
Бүген кирәк безгә,мохтаҗларга,
Акыллы һәм усал шагыйрь сүзе.
Син яшисең,халкым күңелендә,
Үлде-диеп,әйтер дошманнарр.
Азды,тузды,халык,сукбай артты..
Үрчеделәр,ялагай ,куштаннар.
Үлгән диләр,сине, ялган хәбәр.
Ул хәбәрне дошман тараткан.
Тап син җирдә,тогры халык
Үз шагыйрен өзлеп яраткан.
Кырлай урманында очрашабыз,
Күктә күгәрченнәр гөрләшә.
Батыр егет"Былтыр"карурманда
Карт шүрәле белән,сөйләшә.
Гөрләп торган ,язгы сабантуйда,
Ике батыр егет көрәшә..
Шомырт утыра,ак ал"яакыч киеп,
Матур чәчәк аткан,миләүшә..
Яшь киленнәр чиккән ак сөлгене
Кызлар чиккән ап-ак кульяулыкны
Батыр җиңүчеләр өләшә...
Шигерләрең миңа,киңәш бирә
Синең белән,атлыйм янәшә..
Кемдә икән бүген,шагыйрь күңле
Үсмер кызлар,акрын серләшә.
Шигерләрең яңгырый ,яланнарда,
Хәтта сандугачлар ,көнләшә.
Туган авылың булса"Өчиледә"
Кырлайда син бәхет тапкансың.
Ач тамагың туйган,ачып кергәч,
Сәгьди абзыйның,зәңгәр капкасын.
Урманында аргач,җиләк җыеп,
Күккә карап,җырлап яткансың.
Кырлай урманнары көч биргәнгә,
Илгә матур җырлар.язгансың.
Кырлай урманында очрашабыз,
Күктә күгәрченншр гөрләшә..
Кояш баткан,дусты ай калыккан,
Яшь гашыйкьлар һаман,серләшә.
Син яраткан,көнчел күбәләкләр,
Бүген һаман,әле исәннәр..
Иркә күбәләкнең җырын тыңлап
Сабыйлар да тыныч,үсәләр.
Тукай килгән миңа,чәй эчәргә
Ак ашьяулык тулы сый-хөрмәт.
Карт шүрәле үлгән"Былтыр"кыскач,
Кырлай урманында күп,хикмәт.
Тукай миңа сөйли,яңа шигерен,
Колагыма ишетелә,яңа көй..
Доньямны онытып,моңга чумам,
Ә бу,Тукай моңы"Әллүки"..
Татар тере булса,Тукай үлмәс
Ул үләргә җиргә килмәгән.
Тукай шигер"ләре милләтемне
Бөек җиңүләргз өндәгән.
Кайт син Тукай,кичкә калма инде,
Сине ашыгып көтә,татарың.
Хәтта су анасы көтә, чәчен тарап,
Суга манчып,алтын тарагын..
Көтә сине шаян шүрәлеләр,
Көтә сине Рәсәй Ватаның
Исламова Фридә
Сине ашыгып көтә,татарың.
Хәтта су анасы көтә, чәчен тарап,
Суга манчып,алтын тарагын..
Көтә сине шаян шүрәлеләр,
Көтә сине Рәсәй Ватаның...
Фрида Машковская
Әтиемнең туган яклары -
Арча, Кырлай, Ташчишмә,
Сугышлы бала чаклары,
Ятимлек серен чишә...
Урманнарда мин дә йөрдем,
Эзләп "Былтыр", " Шүрәле"не...
Хыялымда, төштә күрдем,
Сиздермәдем шүрләгәнне...
Әллә якташы булганга,
"Шүрәле" якын итте...
Балачак шунда узганга,
Хәтирәләрен сүтте...
Ташчишмәләргә Кырлайдан,
Алты чакрым атласы,
Бүгенге көнгә Тукайдан,
Гасыр буе барасы...
Бөек шагыйрь рухы җанда,
Чакыра шигьри юлга,
Адашканда кайчак анда,
Йолдыздай атыла алга!
Җиктереп корыч атларны,
Казаннардан урыйбыз,
Тукай кабызган утларны,
Маяк итеп сайлыйбыз.
Тукай теле -Туган телем,
Татармын - горурланам!
Чәчәк ата дуслык илем,
Җырларымда моңланам!
(Автор Фәнис Галләмов, 26.04.2024)
*Әллүки*ен, бишек җырыннан,
-Төз утыр ла, туры утыр, Акбай! -
Балачакның күңел кылында.
*Шүрәле*сен укып саташканнар,
Зирәк *Былтыр* булган уеңда,
*Су анасы*ын сөйләп бер - беренә,
Куркытканнар инеш буенда.
Оя корган *Карлыгач*ларыңны,
*Ислемайлы яз*ның бер кошын
-*Бәйрәм бүген!*- диеп кабатлаган
Калыгачлар күреп очышын.
Ятим генә юкса, татар баласынан,
Кәләпүшен элгән, баш очка..
Татарымның бер нигезе булып,
Бөек шагыйрь чыккан Апуштан.
Бүген йөзек кашы татарымның,
Гади каләм тоткан кулына...
* Туган тел!*ең җырда яңгыраган,
Ядкәр булган татар юлына...
Рамзис Мишәр