Двусложные размеры ямб и хорей похожи на метроном. Они четко, холодно и скучновато отщелкивают ритм. И были бы эти размеры примитивны, но в том-то и дело, что в чистом виде они редко встречаются. Нужно изрядно потрудиться, чтобы найти строки, где ямб и хорей четко соблюдаются. Для того, чтобы ябм и хорей нигде не искажались и четко отстукивали, нужно подбирать слова из двух слогов. Или по крайней мере строго чередовать односложные слова с трехсложными. В общем, создание стиха превращается в ребус и кроссворд. Слова-то в нашем языке всякие встречаются, и ударение в них может стоять где угодно. И если слово их трех слогов можно втиснуть в ямб и хорей, чередуя его с односложным, то уж слово из четырех слогов — никак не выйдет, не уместится. И Слава Богу!
Вся красота и гибкость наших ямба и хорея именно в этих нарушениях схемы, которые сами по себе представляют художественную ценность. Вот сегодня мы и рассмотрим эти случаи нарушения ямба и хорея — спондей и пиррихий.
***********
Итак поехали!
СПОНДЕЙ И ПИРРИХИЙ, КАК СЛАГАЕМЫЕ СТИХА
СПОНДЕЙ
В русском языке много односложных слов, на которые не может не падать ударение. Что получается, если такое слово окажется на безударном по схеме месте стиха?
Вот классический пример из стихотворения А.С.Пушкина:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Прочитаем строку обычным ритмом,
выделим заглавными буквами сильные по звучанию слоги.
ШВЕД, РУССкий — КОлет, РУбит, РЕжет.
По схеме ямба первый слог должен быть безударным, но в начале стоит односложное слово, которое без ударения не обходится. В результате возникает добавочное ударение в безударном месте схемы. Вот это внесхемное ударение и есть спондей.
СПОНДЕЙ — (греч. spondeios) в метрическом стихосложении стопа из 2 долгих слогов; в силлабо тоническом стихосложении стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением.
Спондей делает строку более жёсткой, придаёт ей динамичность и выразительность.
_______________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 81
Пиррихии, спондеи.
Как одолеть?
Пусть будет сложно,
Но всё возможно.
Надо суметь.
ГОрИ/зонта /лини/и
Далеки
НЕзА/будки синие
У реки.
______
Спондей
Ночь остановим: «Ночь, постой!
Хотя б на час»!
МИр зАмер,/ в нЁм лИшь/ мы с тобой.
ЛИшь двО/е нас!
Смотрим твой:
.
Хитрые звери
Пирри/хИИ/, спондеи. (Пиррихий. Безударные выделил)
Как одолеть?
ПУсть бУ/дет сложно, (Спондей. Выделил ударные.)
Но всё возможно.
Надо суметь.
Но отступать нельзя, значит надо разобраться.
К ним трудно подобраться - построим к ним мосты.
МОй Узок мир.
Я в Яме Узником
Сижу один.
Старался выбраться,
Но только зря
МОй стрАжник грозный
Столкнул меня. (спондей?)
В слове "бессмыс/ленна" последняя стопа пиррихий.
ТАм твОй дом.
ТАм жИл,учился,
СпАл, пИл в нём.
Брахиколон не пробовали?
Травинкою рисую на воде,
Листочек мой колеблется от ветра,
И линии в безмолвной череде
Расплывчато бегут по глади светлой.
Напишется последняя глава
Оконченного летнего романа,
Сливаются разводами слова,
Затянется зализанная рана.
И ринутся по во́лнам в никуда
Невысказанным словом мои мысли,
Проглатывает с брызгами вода,
Накатываясь на песок осклизлый.
Травинкою, как тоненьким пером,
Невидимые в ряд ложатся строки,
Прочитанные лишь песчаным дном,
Не выученные мои уроки...
Есть ли тут искомое или нет...
Я выделю заглавными безударные гласные в стопах:
.
Травин/кОЮ/ рисую на воде,
Листочек мой колеб/лЕтсЯ/ от ветра...
.
Пиррихий можно встретить, наверное, в каждом стихотворении, а вот со спондеем тяжелей.
Спондей легко найти встихах, написанных ямбом, где в строчке первым словом стоит слово из одного слога.