МАРАФОН РИФМЫ
Тема 2. РАЗНОВИДНОСТИ РИФМ. МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ ДАКТИЛИЧЕСКАЯ И ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМЫ (КЛАУЗУЛЫ)
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о разновидностях рифм (клаузул).
_______________________________________
Напоминаем:
Под рифмой понимают созвучие окончаний параллельных отрезков речи, стихотворных строк – стихов, полустиший и т. д.
С термином «рифма» связано понятие «клаузула». Это слово заимствовано из латинского языка («clausula») и означает окончание определённого отрезка поэтической речи, строки (стиха), двустишия, строфы.
_______________________________________
Итак начинаем...
Зачастую в наших стихах встречаются ошибки, про которые многие просто не знают и не считают ошибками.
Возможно для кого-то это уже знакомо, кто-то получит информацию впервые.
В общем, рифма — рифме — рознь.
_______________________________________
Олег Белов любезно предоставил нам на растерзание свой старый стишок, написанный задолго до первой обучающей группы, когда он ещё ничего не знал о стихосложении:
***
Отчего в глазах твоих печаль?
В них так много холода и снега.
Я живого в них не вижу смеха,
Лишь тоски унылую печать.
Отчего в глазах твоих печаль?
Милая, ну отчего не улыбнёшься.
Посмотри, как светит Солнышко в окне.
Ты красивее окажешься вдвойне
В миг, когда счастливо рассмеёшься.
Милая! Ну от чего не улыбнёшься?!
***
Кто-нибудь видит ошибки?!
Вроде бы и неплохой стишок, но что-то есть в нём такое, что не даёт его принять, как не то, что хороший, но даже посредственным можно назвать с натяжкой.
Кроме того, что первая строфа написана пятистопным хореем, а вторая, за исключением предпоследней строки - шестистопным, в нём есть и другие грубые ошибки.
_______________________________________
(Напоминаем: каким метром бы вы не писали количество стоп, в идеале, должно быть одинаковым во всех рифмующихся строках, во всех строфах последовательно!)
_______________________________________
Но вернёмся к стиху. Мы не зря упоминули разные рифмы.
В стихе Олега, в строфах рифма именно РАЗНАЯ!
В одной строфе один порядок рифм (одна схема), в другой совсем не такой порядок, как в первой.
Так где же «собака зарыта?»
Объяснение:
Рифмы делятся на мужские, женские и дактилические, редко гипердактилические.
_______________________________________
Так что из себя представляют эти рифмы?!
МУЖСКОЙ называется рифма (клаузула), в которой словесное ударение в рифмующихся словах падает на последний слог от конца строки: пожа́р – самова́р
Пример употребления мужской рифмы (клаузулы)
На висках сединою печáть,
В мутном взгляде две тусклых свечи́.
Научи меня, Боже, проща́ть
И прощенья просить, научи́!
(Влад Заев)
Мужская рифма буквально «припечатывает» внимание читателя к концу каждой строчки. Стихотворение, в котором используются только мужские рифмы, звучит предельно убедительно, чётко и строго. Поэтому такое решение не очень-то подходит для романтических стихотворений о любви или о природе — в общем, о чём-то трогательном и нежном. Впрочем, иногда мужская рифма встречается и в юмористических произведениях.
_______________________________________
Если ударение падает на предпоследний слог от конца, рифма (клаузула) является ЖЕНСКОЙ: гóрод – распóрот.
Женская рифма звучит более плавно и нежно, чем мужская, поэтому она отлично подходит для любовной и философской лирики.
Пример женской рифмы (клаузулы):
И памяти плёнка до дырок затёрта,
Всё крутит и крутит одну киноле́нту.
Единственный зритель за время просмóтра
Состарился. Фильм превратился в легéнду.
(Лариса Гаврикова)
_______________________________________
Когда же ударение падает на третий от конца слог, рифма считается дактилической: орýжие – обнарýживая.
Дактилическая рифма придает стиху особую напевность, стихам написанным дактилической рифмой характерны задумчивость, тоска и скорбь. Однако в русской поэзии, в чистом виде она используется не часто.
Я милёночку душу до дóнышка
И любовь отдала всю до кáпельки,
С ним сбежала в чужую сторóнушку...
Лучше б батюшка с матушкой зáперли!
(Anna4You)
_______________________________________
Русской поэзии характерно как использование чистой рифмы одного вида, так и чередование мужских, женских и дактилических рифм в любой комбинации.
Пример чередования женских и мужских рифм (клаузул):
Мы ушли из-за "речки", из гор Гиндукýша,
Мы ушли из Гардеза, Кабула, Газни́...
Только память солдатская рвётся нарýжу,
Будто только вчера возвратились с войны́.
(Вячеслав Онищенко)
А вот пример чередования мужской и дактилической рифм:
Завяжи́
Узелок, нити пря́чущий.
И скажи́
Пару слов пусть незна́чащих.
В небе звёзд
Водопад, как каска́дами,
В мире грёз
Лишь для нас тихо па́дает.
(Надин Некучаева)
Пример чередования женской и дактилической рифмы:
Видишь, над рекою звезды гáснут?
Это ветры в небо тучу брóсили.
Стало холоднее? Что же - áвгуст:
Нынче он у нас - начало óсени.
(Олег Белов)
______________________________________
Редко встречаются гипердактилические рифмы. В них словесное ударение падает на 4, 5 или 6-ой слог от конца строки: скОвывающий – очарОвывающий. Вследствие особенностей русского языка такая рифма является малоупотребительной, несмотря на большое разнообразие «длинных» слов, состоящих из четырёх и более слогов.
Приведём пример из стиха Марины Цветаевой, в котором гипердактилическая рифма используется в комбинации с мужской:
Когда обидой — опилáсь
Душа разгнéванная,
Когда семижды зареклáсь
Сражаться с дéмонами —...
(Марина Цветаева)
_______________________________________
Вернёмся к стиху Олега. Заметим, что в первой строфе схема рифмовки - м-ж-ж-м-м, а во второй - ж-м-м-ж-ж. Вынесем разновидность рифм в скобки.
Отчего в глазах твоих печаль? (м)
В них так много холода и снега. (ж)
Я живого в них не вижу смеха, (ж)
Лишь тоски унылую печать. (м)
Отчего в глазах твоих печаль? (м)
Милая, ну отчего не улыбнёшься. (ж)
Посмотри, как светит Солнышко в окне. (м)
Ты красивее окажешься вдвойне (м)
В миг, когда счастливо рассмеёшься. (ж)
Милая! Ну от чего не улыбнёшься?! (ж)
Теперь мы понимаем, что для того, чтобы стих был лучше, надо придерживаться одной схемы рифм.
_______________________________________
Важно!
Какой способ рифмовки и разновидность рифм или их чередование вы бы не выбрали при написании стихотворения, в рифмующихся строках они должны быть одинаковыми во всех строфах последовательно.
_______________________________________
Задавайте свои вопросы в комментариях, попробуем вместе разобраться, если кому-то что-то не понятно.
(Тема подготовлена администрацией группы)
Задание к этой теме выйдет
в 28 марта 2025 года в 17.30 по московскому времени в посиделках.
Следующая тема марафона выйдет 5 апреля 2025 года
в 17.30 по московскому времени.
Первую тему марафона можно прочитать по хештегу : #ОгонëкДушиМарафонРифмы