Авторы задумки
Свои конкурсы эстрадной песни проводились во многих социалистических странах – и в Болгарии, и в Чехословакии, и в ГДР, и в СССР. Но поляки оказались популярнее всех, это не вызывало сомнений.
История конкурса началась в 1961 году – его «придумал» знаменитый музыкант Владислав Шпильман. Сначала концерты проходили в зале Гданьской судоверфи, а через несколько лет – в замечательном амфитеатре под открытым небом под названием «Лесная опера». Залы всегда были переполнены, дирижеры артистичны, оркестры – вышколены.
Регламент конкурса часто менялся. Неизменной оставалась популярность. Нередко отдельно проводились конкурсы польской песни и конкурсы фирм грамзаписи.
Первые овации
Первыми победителями конкурса в 1961 году стали представители капиталистического мира – швейцарец Джолан Роланд и датчанка Бирте Вилье. Посланцы Советского Союза в тот год в Сопот не приехали.
Только в 1963-м представители нашей страны приняли участие в конкурсе – и сразу с триумфом. В жюри включили мэтра советского джаза Александра Цфасмана – отличного пианиста и композитора. Помните: «Я был зол – и я сердита, я ушел – и ты ушла». Это его еще довоенный шлягер!
В конкурсе приняла участие и талантливая и артистичная советская певица Тамара Миансарова. Песню для нее выбрали необыкновенную. Композитор Аркадий Островский и поэт Лев Ошанин приготовили необычное блюдо – «Пусть всегда будет солнце». Каждый куплет Миансарова пела на новый лад. То – детским голосом, то – взрослым. И песня, без преувеличений, прогремела на весь мир. Это было новое слово в эстраде. С одной стороны – марш или гимн, с другой – яркий монолог характерной актрисы. Миансаровой подпевал весь зал. Она разделила первый приз с француженкой Симоной Ланглуа. Миансарова познала, что такое настоящий успех. В Польше с тех пор много лет неплохо расходились ее пластинки, ее имя было известно. Тамару ждали с гастролями. Даже в начале 1990-х поляки называли ее в числе лучших исполнителей легкого жанра – через запятую с «Битлз» и Эдит Пиаф. А в России в этой время певица с глазами-бриллиантами была почти забыта… Вернее, в народе ее песни помнили (и «Черного кота», и «А мне, признаться, милее танцы»), но новые пластинки выходили редко, да и по центральному телевидению ее не показывали.
Кстати, она неплохо пела польские песни. Держалась на сцене раскрепощенно, освоила модные танцевальные стили «Твист», «Шейк» и «Летка-енка». Но ее всесоюзная слава, увы, осталась в гремящих шестидесятых. А песню про «Солнечный круг» пели в каждом детском саду. Правда, Миансарову при этом вспоминали все реже. А жаль.
Звезды без побед
В 1964 году в конкурсе приняли участие сразу две звезды социалистического мира – Иосиф Кобзон из СССР и пражский соловей Карел Готт. И, что удивительно, оба остались без весомых наград. Если Кобзон в молодые годы пел несколько менее ярко, чем в зрелости, то юный Карел Готт был настоящим чудом. Настоящий импровизатор, музыкальный, прекрасно сочетающийся с оркестрантами – да еще и с хорошо поставленным, пластичным тенором. Казалось, для него не существовало неподходящих жанров. Он пел и джаз, и американскую классику, и русские народные песни, и оперетту, и замечательные песни, которые сочиняли чехословацкие композиторы. Но на конкурсе не преуспел… Кстати, и блистательная польская певица Анна Герман тоже осталась без главной награды, хотя исполнила бездонным голосом одну из лучших своих песен – «Танцующие Эвридики». Сильный собрался состав! Но, конечно, жюри просчиталось. Готт много лет по праву считался одним из лучших певцов Восточной Европы – и не только. Анна Герман – настоящая жемчужина в мире эстрадной музыки. Да и Кобзон – фигура масштабная. А победила в том году гречанка Надя Константинопуло. Певица яркая, к тому времени уже познавшая известность, но все-таки не ровня суперзвездам. Впрочем, на волне сопотской славы она побывала с концертами в Советском Союзе.
Муслим и Кола
В 1969 году настоящим королем Сопота стал Муслим Магомаев, победивший с польской песней «В этот день» и покоривший всю Восточную Европу с лихой балладой Арно Бабаджаняна «Сердце на снегу». «У него есть все, кроме соперников», — говорили польские ведущие конкурса. А состав в том году был сильный!
В 1973 году на конкурс прибыло немало певцов с Запада. Но сумасшедшие овации сорвал немолодой советский певец Кола Бельды – северная легенда, нанаец по-национальности и, между прочим, юнга Северного флота, фронтовик Великой Отечественной. А кроме того – отличный бас и необыкновенно обаятельный человек, которому по плечу были и северные фольклорные напевы, и эстрада всех мастей. Он здорово спел популярную польскую песню, возможно, впервые выбежав на сцену в элегантном костюме. А в национальном северном исполнил свой шлягер «Увезу тебя я в тундру». Песня стала популярной не только в СССР, но и в Польше. Он получил второе место, но такое, которое дороже иных гран-при. А победил тогда британец Тони Крейг.
Две примы
В 1976 году гран-при Сопота получила Ирина Понаровская – молодая певица из Ленинграда. Ей было непросто: жюри несколько устало ставить высокие оценки представителям СССР. Но очень уж хорошо и современно она пела балладу «Мольба», которая стала настоящим гимном любви. И пела Ирина, «как в последний раз».
А через два года ее успех повторила другая советская прима – Алла Пугачева. Она устроила настоящий спектакль из песни «Все могут короли». Даже те, кто не знал русский язык (хотя таких в Сопоте было немного) все поняли. Ведь она и жестикулировала, и хохотала, и за три минуты превращалась то в бродячую певицу, то в гранд-даму. Но это было искристо, иронично – и не выходило за грани хорошего вкуса. И оркестр, и зал были в восторге. Правда, Пугачева приехала в Польшу уже в ранге звезды: к тому времени с песней «Арлекино» она покорила болгарский «Золотой Орфей». Но тот все-таки рангом был ниже Сопота.
На следующий год Пугачева приехала в Сопот в качестве почетной гостьи и спела «рецитал» — сравнительно небольшой концерт, в котором снова подарила полякам праздник, в том числе – посвятив свою песню «Лето звездное» польской звезде Марыле Родович, которая много раз выступала в Сопоте, но до гран-при так и не добралась. Впрочем, разве в призах дело? Обе певицы завоевали публику всерьез и надолго. На десятилетия.
Польская диковинка
В СССР конкурс в Сопоте любили еще и потому, что там всегда можно было услышать лучших польских певцов – если не среди участников, то среди гостей фестиваля. В первую очередь, это группы «Червоны гитары» и «Скальды», исполнявшие мелодичный и своеобразный по духу рок. Их в СССР любили даже молодые поклонники легкой музыки.
Центральное телевидение далеко не всегда показывало конкурс в Сопоте в прямом эфире и без купюр. В то время наши теленачальники были слишком консервативны, а польский фестиваль отличался веселой раскрепощенностью. Это было настоящее яркое зрелище. Поэтому кое-что иногда приходилось вырезать. То за слишком короткую юбку, но за крамольные ритмы. Зрители ворчали, но смотрели, «что дают». Даже Владимир Высоцкий, чуткий ко всему популярному, народному, увековечил эти популярные эфиры:
Смотришь конкурс в Сопоте –
И глотаешь пыль,
А кого ни попадя
Пускают в Израѝль.
Конкурс эпохи социализма
В 1980-е конкурс немного завял. Почему? Слишком много вокруг стало музыки – по радио, на магнитофонах… Мир в то время завоевали англоязычные группы – прежде всего, в стиле диско. Конкурс по-прежнему проводили ежегодно, все было весело и шумно, но чего-то важного не хватало. Быть может, сенсаций, о которых наутро заговорила бы вся страна?
Фестиваль не отменили и после 1991 года. Туда по-прежнему приезжали российские артисты и иногда получали призы. И все-таки настоящий Сопот остался в социалистическом прошлом. А разве есть на свете что-то слаще и горше ностальгии?
Евгений АЛЕКСАНДРОВ
«Архивы ХХ века» №6, 2024 г.
Нет комментариев