Самолет прилетел вечером. Меня встретили, посадили в машину и мы направились в Гюмри. Чего я никак не ожидала, что горы такие каменистые. Валуны, мало растительности. По пути машина остановилась на заправке. От мангала тянуло дымком и мы съели по шашлыку. В номер я вошла уже когда было совсем темно.
Спасибо всем, кто тогда заботился там обо мне. Потрясающее гостеприимство. "Маша-джан" до сих пор помню. Еще от Армении в памяти остались длинные трубы водостоков. Нигде таких не видела, но я и не так много где была. Забавно выглядят. Здания из красного туфа. Рыбная ферма. Катание на лошадях. Гегард. Эчмиадзин. Крепость в Гюмри (дада, я там побывала). Арарат (издалека).
Горы, горы, горы и просторы. Такие, как на картинах Мартироса Сарьяна. Узнаваемые.
Горы (Армения).М.Сарьян
Горы (Армения).М.Сарьян
Горы (Армения).М.Сарьян
Учился Мартирос в Москве в МУЖВЗ, а закончив его, поступил в мастерские к Серову и Коровину. Потом случилась поездка в Армению.
Сейчас не вспомню, в какой своей статье писала про влияние места и особенный колорит. Я искренне не понимаю людей, которые не любят путешествовать и говорят, что им путешествия ничего не дают и неинтересны. Для меня каждое место обладает своей аурой, колоритом, воздухом. Не зря даже еда в разных странах разная. Конечно, борщ хорош в любом месте, но свое особенное звучание он приобретает у нас, а не где-нибудь в Египте. Художнику важно путешествовать, если он хочет развиваться. Умение почувствовать атмосферу, передать ее на полотне расширяет не только восприятие (в голове), но и развивает творчески (уже непосредственно на холсте).
Иногда, что-то такое аутентичное изначально уже проявляется в творчестве. Выявить, сформировать его стилистически задача самого художника. Учителя не всегда могут помочь.
Финиковая пальма (Египет).М.Сарьян
До путешествия в Армению была Франция, где Сарьян познакомился с творчеством французских художников. Изучал их живопись и воспринимал каждого в большей или меньшей степени. Важно не то, на кого он больше похож, а что он извлек из этого опыта. Ближе всего творчески ему оказались фовисты, Матисс. Мартирос Сарьян понял, что можно писать ярко чистыми цветами. Можно писать большими цветовыми пятнами. Встречи, события и извлекаемый из них опыт осознаются когда вдруг случается что-то, что проявляет наработанное ранее. Тогда человек говорит себе: "Ого! Вот оно для чего надо было! Если бы не это, я бы никогда не подумал, что так можно."
Приехав в Армению, начав там писать, художник ярко проявил накопленный ранее опыт. Яркие контрастные цвета, такие характерные для южных широт. Слепящее солнце, делающее небо густо синим, и высветляющее все, на что попадают его лучи, почти черные тени от деревьев. Материальность солнечных лучей, их плотность нужно уметь передать. Сравните три пейзажа в галерее выше. Солнце там разное. Я бы сказала, что самый последний пейзаж не похож на южный. Он более холодный, северный. Второй уже более насыщенный, то тоже мягкий. Еще остается ощущение более северных широт. Возможно, эти два пейзажа написаны еще под влиянием школы и учителей.
А вот первый уже совсем другой. Густое небо и контрастные рыже-желтые горы. Такими их я запомнила в поездке в Армению.
Восточная сказка. М.Сарьян
В Восточной сказке лиловые горы и небо, золотистые дома, земля создают ощущение южных сумерек. Когда небо из синего вдруг быстро становится чернильным. Солнце на закате золотит то тут, то там длинными скользящими лучами дороги, стены домов, верхушки гор и кроны деревьев.
Если отвлечься от южной романтики, то художник не боится делать контрасты. Он смело берет практически черным листву ("Глициния") растения.
Глициния.М.Сарьян
Контрастная тень позволяет ему положить свет ярко в полную мощь и добиться ощущения слепящего солнца. Кстати, вы задумывались когда-нибудь, почему на юге здания красят в более яркие цвета, чем на севере? Вспомните Италию, Испанию. У нас в Петербурге сочетание цветов спокойней. Кто-то скажет, а как же яркие цвета домов на севере? А там тоже контраст выше. Только солнце и его лучи наиболее прозрачны.
Мне сейчас пришло в голову, что виной тому плотные солнечные лучи. Логика подсказывает, что раз такая темная тень, то и свет должен быть ярче. Чем мягче лучи, тем сдержанней цвета.
Фрукты. М.Сарьян
Виноград. М.Сарьян
Натюрморт. М.Сарьян
Фрукты и цветы
Больше несут в себе оттенок фовизма. Упрощенные формы. Большие цветовые пятна. Можно, конечно, сказать про похожесть на Матисса, но мне тут недавно попеняли за сравнение с западными художниками и вторичность наших. Упаси боже. Художники БЫВАЮТ похожи, поскольку инструментарий могут использовать один и тот же. Если сравнивать Матисса и Сарьяна, то большие цветовые пятна и упрощенная форма - их инструмент. Но! Посмотрите насколько они разные. Матисс использует орнаменты. У него совершенно другой свет в произведениях. Более прозрачный. Каждый из них обладает своей аутентичностью. Мартирос Сарьян практически не использует обводку, в отличие от того же Матисса. Ему это не нужно из-за высокой контрастности цветов, больших цветовых пятен и отсутствия орнаментов.
На Кавказе. Тифлис. М.Сарьян
На Кавказе. Тифлис
Тому пример. При этом чувствуется колорит, который стремился передать художник. Он и в слегка скругленной форме платья женщины справа, и в форме деревьев, балкончике.
Удивительно, что не спутать Грузию и Армению. И это так. Они по атмосфере, колориту совершенно разные.
Ну что, сходить рекомендую. Хотя не уверена в том, какое впечатление вы получите.
Лично я, мммм, неоднозначные.
Если говорить о выставке, то мне не хватило информации о самих людях. Понимаю, что судьбы их проследить довольно сложно, но ведь выставка рассказывает не об Александре Сергеевиче Пушкине. Само пространство Пушкинская 10 довольно необычное. Не каждый туда придет, это не Эрмитаж и не Русский музей. Именно поэтому хотелось бы чуть больше информации, тем более, что коллекцию в Манеж передали не сторонние лица.
Тяжесть предметов я ощутила сразу же, как взглянула на его натюрморты. Чайники, крынки, тазы и даже ткани в его картинах весят раз в десять больше, чем на самом деле. Фундаментальность в его полотнах такая, что мне порой кажется и сами полотна не поднять и не сдвинуть даже на сантиметр. Забавно, что тогда мне эффект этот показался странноватым. Прежде всего потому, что такая брутальная тяжесть, суровость картин как-то выглядела чересчур для натюрмортов. Такое впечатление возникает, когда герой слишком быстро и легко справляется с поставленной задачей. Настигает разочарование - это что, всё? Когда же увидела его жанровые произведения, картинка сложилась с
Стасов считал, что "подделываться под древнее искусство, которое свое сказало, и продолжать его, работать в его духе - бессмысленно и бесплодно". Семирадский же блестяще знал историю Древнего мира и историю искусства, умел четко и аргументированно излагать свои мысли. Кстати, исследователи говорят, что Илья Репин поначалу был в спорах на стороне Генриха Семирадского. Художник знал прекрасно свои достоинства. Так почему же нельзя их было использовать? Живопись позволяет создавать произведения на разные темы и фантазировать на тему истории никто не запретит. Пусть его "жанровые сценки" выглядят несколько гламурно. Приглаженные, даже если он изображает с
Памятник исчезнувшей цивилизации. Илья и Эмилия Кабаковы
Вообще, на тотальную инсталляцию было бы посмотреть гораздо интересней живьём.
Да, подготовительная документация интереснейшая. Она рассказывает о процессе размышлений, логике художников. Как они себе это представляют.
Но эффект от тотальной инсталляции нечто иное. Это как побывать в библиотеке Алвара Аалто или в доме Сальвадора Дали, или в Саграда Фамилья.
Он вместе с Николаем Фешиным попал в первый набор казанской художественной школы. Мало того, что они там познакомились, сдружились, учились в одном классе, но и даже жили в одной комнате. Окончив казанскую художественную школу, Павел Беньков поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Примечательный факт, что Павел однажды не успел вернуться к началу занятий из поездки по Европе. Его исключили из списка учащихся. Поданное прошение о восстановлении не удовлетворили, но все же Совет Академии разрешил нарушителю дисциплины выставить свою картину на соискание звания художника. Ирония заключалась в том, что Павел к назначенному сроку представи
Сначала миф, как водится. Цирцея была чародейкой и богиней в древнегреческой мифологии. По-нашему, её назвали бы ведьмой.
Что она делала?
А всё просто. Достаточно иметь под рукой зелья, волшебные посох и палочку. Можно превратить всех своих врагов в животных.
На картине изображены эти животные. Вот честно, не думаю, что хорошая идея превращать врагов во львов или волков. Коровы, козы или поросята гораздо приятней. Или в зайцев. Впрочем, может быть она их при помощи чудесной арфы и усмиряла тоже.
Выборг напомнил мне старого щербатого бомжа. Кажется, ну что за елки-палки, столько разрухи, как могли так запустить город? А кинешь взгляд пошире, и среди древних остовов, то тут, то там мелькают шедевры. Словно выкопал клад, смахнул рукой пыль да налипшую грязь и драгоценности снова заблестели как встарь. "Одним днем тут не отделаться", - размышляла я, путешествуя по улочкам и закоулкам этого средневекового городка недалеко от Петербурга. Когда выложила видео, в комментариях словно прочли мои мысли. Это правда. Нет смысла галопом обскакивать город и спешить обратно. Ну что вы увидите? Крепость? Чуть проскачете по старому городу? Вот есть города и места, где вне сезона всегда по св
А сбежал он от нелёгкой судьбы. Хочет свободы. Ибо искусство, оно ведь для всех. Должно быть свободным. Именно поэтому в знак протеста Чёрный квадрат Казимира Малевича, последовал примеру знаменитого Колобка и сбежал. Но мало того, что он сбежал! В знак произошедших с ним изменений он стал прямоугольником.
Но мне тоже пришлось его слегка видоизменить. Возмущённые дети нарисовали мелом на нём то, что обычно пишут на заборах. Что их сподвигло на такой ужасный поступок?
А может быть это родители сделали?
Логику тут можно проследить. Ведь именно родителей интересует будущее своих детей. И они вполне могут возмутиться тем, что вместо игры на
Праздник Троицы или Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Почитала про Троицу, оказывается это целая неделя праздников. Некоторые из дней, например, отмечались во избежание засухи. А Петровское заговенье вообще посвящен проводам весны. Собственно Троица и завершает цикл весенних праздников. Я помню в детстве в это время мы зачастую уже были на каникулах у бабушки. Через дорогу от нашего дома стоял березняк, небольшая березовая роща, и на Троицу бабушка, мама и тетя, ходили рвать березовые ветки на веники. Я тогда, да и сейчас тоже, не понимала смысле этого действа. Точней, даже не связывала как-то церковные традиции и заготовку веников. Ну вообще где праздни
Выбралась сегодня порисовать к Петропавловке. Ветер такой, что пришлось бегать, ловить бумагу. Хорошо, улетели не этюды. Впрочем, пленэрные работы с отпечатками мухи или кусочками земли ценятся дороже)
Эх, прихватило меня недоумение, когда увидела экспозицию. Тот момент, когда знаешь, что за кадром (= в хранилищах) осталось гораздо больше. Однако, в масштабных выставках чаще показывают "локомотивов" данного направления. Лучших из лучших. Вкусненькое остается в загашниках. Именно вот этот выбор меня очень в итоге порадовал. Приятный деликатес. Смысла нет расписывать достоинства и недостатки выставки, ибо это отделенная часть зала на втором этаже. Если правильно помню, зал номер 80. В нем частенько делают вот такие камерные экспозиции. Поэтому остановлюсь на вкусностях натюрмортов, расскажу о композиционных нюансах.
В том далеком 1986 году я побывала на его персональной выставке в Манеже. Толпа народу, сравнимая разве что с толпой в Сикстинской капеллы. Тогда, в Италии и тут, в Манеже я получила совершенно разные эмоции. Сейчас пытаюсь их прочувствовать снова, провести параллели и найти отличия.
Мне было пятнадцать лет, когда я увидела картины Ильи Глазунова на его масштабной выставке. И она мне не понравилась. Но что может понимать подросток? Тем более в таких сложносочиненных грандиозных полотнах маститого художника? Мало что. Нооооооооо, впечатление осталось.
С тех пор прошло без малого сорок лет, появилась мысль разобраться, в чем же дело. Если с Сикстинской капеллой в общем понятно
Предлагаю немного позахлебываться слюной. Гляньте-ка на натюрморт с грибами, рыбой, раками и огурчиками. Ну наше же все. Родные скрепы. А натюрморт с малинкой? Лично я жадно сглатываю, так хочется прямо сейчас слопать всю малину из тарелки. Взять жменьку ягод в руку, закинуть в рот ииииии..... наслаждаться.
Выставка фламандского натюрморта ARS VIVENDI и Франс Снейдерс
Люблю, когда выставки превосходят мои ожидания. Фламандское искусство представлено в постоянной экспозиции музея. Я шла без особых ожиданий. Что такого можно увидеть дополнительно? Натюрмортов - не обойти все. И как же радостно и тепло на душе становится от удовольствия видеть больше. По традиции затрону смыслы, немного истории, и о самой экспозиции.
Комментарии 2