Он вместе с Николаем Фешиным попал в первый набор казанской художественной школы. Мало того, что они там познакомились, сдружились, учились в одном классе, но и даже жили в одной комнате. Окончив казанскую художественную школу, Павел Беньков поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге.
Примечательный факт, что Павел однажды не успел вернуться к началу занятий из поездки по Европе. Его исключили из списка учащихся. Поданное прошение о восстановлении не удовлетворили, но все же Совет Академии разрешил нарушителю дисциплины выставить свою картину на соискание звания художника. Ирония заключалась в том, что Павел к назначенному сроку представил картину с символичным названием "Покорность". Картина была оценена комиссией положительно и Бенькову присвоили звание художника.
У водоема.Павел Беньков
Цвет
Привлекал особое внимание художника. Не зря же однокурсники в академии его прозвали "Тицианом". Вполне справедливо. Стоит посмотреть на его картины внимательно, можно увидеть тончайшие изменения настроения при том, что вроде и общий колорит картин-то очень похож. Или наоборот, настроение похоже, а колорит тот, да не тот.
Сравните картину "У водоема" и "Девочки, играющие во дворе". Основная цветовая пара - самая яркая - красный и зеленый. Одна девочка в платье бирюзового цвета. Цвет холодный, дающий ощущение прохлады. Красный цвет - точечно. Только чтобы подчеркнуть бирюзовый. Но вот вокруг девочек совершенно разная картина. В одной есть ощущение лета на исходе. За счет бирюзовых же теней и контрастных к ним теплых красных и рыжих оттенков платка и шаровар девочек, листвы. Другая картина - осень. Фиолетовые тени дополняются охристыми и золотистыми цветами дома, листвы. Бирюзовое платье одной девочки поддержано холодным красным цветом платья другой.
Всего-то небольшое смещение цветового акцента с красного теплого на красный холодный, и цвета тени с холодного бирюзового на холодный фиолетовый, а настроение меняется полностью.
Девочки, играющие во дворе. Павел Беньков
Узбекистан
Павел Беньков полюбил. В первый раз он туда уехал в двадцатые годы. Было сложно. Преподавание в Казанской художественной школе в какой-то момент встретило сопротивление. Сама школа после революции встала на путь экспериментов. Павел Беньков эксперименты, мягко говоря, не принимал. Его отстранили от работы. На восстановлении настояли студенты, что не избавило его от нападок. Жизнь стремительно менялась. Перед многими тогда стоял выбор: принять новую жизнь или расстаться с родиной бесповоротно. Кроме сложностей на работе, были еще другие. Смерть сына, сложные отношения в семье. Но, наверное, самое главное - творческая неудовлетворенность. Произведений того периода, как и периода учебы художника в Императорской академии не осталось. Верней единицы, по которым сложно судить о том, что не удовлетворяло художника.
И он уехал в Бухару. Художник попал в другой мир. Стремительно меняющаяся Казань и Бухара, в которой время словно остановилось. Даже сегодня многие улицы, если судить по фотографиям, словно сошли с полотен, написанных сто и двести лет назад. Разве что люди в современной одежде. А тогда? Как было тогда, мы видим на его полотнах. Девушки в тюбетейках, старожилы в чалмах и длинных полосатых халатах. Много солнца, света, который так любил художник. Каждая улочка - готовый пейзаж. Ну как тут не влюбиться? Проблемы, так живо тревожившие его и мешавшие творчеству остались там, в Казани. Здесь же он был свободен полностью.
Тем не менее, прошло еще несколько лет, прежде чем он уехал в Бухару окончательно.
Девушка с дутаром. Павел Беньков
Свет
Интересно то, что в целом его узбекские пейзажи светлые. Что неудивительно. Это вам не Петербург. Солнечный свет заливает улочки плотными лучами настолько, что все кажется белесым. Кажется, должны быть сочные и сильные контрасты. Но таково видение художника. Тончайшие переливы цвета, светлый общий тон картин дают много воздуха. Свет пропитывает все предметы, а легкая тень сообщает прохладу. Хочется присесть с этой красавицей рядом, услышать как она поет.
Девушка с дутаром
Любопытна сама композиция картины. Фигура девушки представляет собой треугольник, вершиной которого является ее лицо, а нижними точками - кисти рук. Художник подчеркивает ее лицо и черной тюбетейкой, и волосами, и черной жилеткой. Жилетка, волосы, тюбетейка, брови и тень под дутаром - самые темные пятна в картине. За счет них возникает история. О чем задумалась девушка, сидя в тени? Почему отложила дутар? Чего (или кого?) ждет?
Воротник платья, ограниченный по бокам жилеткой похож на стрелки, поднятые острыми концами вверх. Именно они направляют наш взгляд на лицо. А брови упругой линией останавливают его, показывают, что смотреть нужно в глаза.
Портрет колхозника-ударника. Павел Беньков
Портрет колхозника-ударника
Какие глаза? А? Так и хочется смотреть бесконечно.
Снова самый большой контраст у лица. Само лицо старика почти черное от загара, обрамлено белым тюрбаном, слегка сдвинутым на одну сторону. Обратите внимание на игру света и тени. Она и южная, и одновременно не контрастная. Мягкая. Вспомните, как выглядит листва в тени деревьев на юге, когда яркое солнце. Зеленая до черноты. А здесь? Старик ведь стоит в тени. А блики на его лице мягкие.
И снова треугольная композиция, которую усиливает инструмент, который держит старик в руке.
Старый Ташкент. Павел Беньков
Виноградный базар (Самарканд)
В этой картине ярко видно, насколько нужно быть точным в тоне, чтобы не переборщить с контрастами. Чтобы при всей яркости, картина не выглядела пестрой. Цвет смотрелся чисто и не выпрыгивал и не мешал охватывать взглядом все полотно.
В картине глубокое пространство. Оно чувствуется и за навесом рынка и впереди на переднем плане. Художник сознательно помещает все самые яркие и контрастные фигуры на среднем плане. Он формирует пространство на переднем плане спокойными светлыми пятнами, довольно большими. Пишет без подробностей разложенный виноград около торговцев. Взгляд зрителя скользит мимо мужчин в светлых халатов и проваливается в глубину в попытках рассмотреть яркие пятна людей за ними.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Дада, по следам выставки в Третьяковке. Думаю, нелишним будет разобраться, а чем же отличается один художник от другого. Того самого Малявина. Для начала имеет смысл немного о каждом в отдельности покопаться.
Отец
Вот люблю я истории, когда родители поддерживают детей. По-хорошему завидую. Пишу эти строки и мне грустно. Про маму я писала, а вот папа. Папе моему был дан дар рисовать. Сейчас вспоминаю школьное задание нарисовать портрет Зои Космодемьянской. Воспоминание смутное. Помню как папа держит в руке фотографию. Большой лист ватмана, закрепленный на стене. В другой руке у папы карандаш, которым от рисует. И портрет. Его тоже помню. Грустн
А вы что подумали?
Это просто название полотна.
Написал его художник в двадцатилетнем возрасте. Напомню, что в МУЖВЗ он поступил в тринадцать лет. В четырнадцать перешел с архитектурного отделения на живописное. Так что опыта и практики к моменту написания этого полотна у него уже было достаточно.
Написать о нём меня попросили в комментариях к небольшой заметке о нём и его произведении. И правда, его работы интересны. Запоминаются и легко узнаваемы. Если скажу Ля Гулю, то многие из вас сразу подхватят - Тулуз Лотрек. Не буду повторяться. Наверное потому, зачастую как только люди узнают жареный факт, сразу пробуждается ещё большее желание узнать подробности. Такова природа человека. Но из этого любопытства можно извлечь пользу. Ведь пробуждающие наш интерес факты - маркеры. Они, конечно, рассказывают о человеке, но в большей мере о нас. И какую же пользу из этого можно извлечь, спросите? Вот давайте на примере Тулуз Лотрека и поговорим.
Мягкость. Вот то, что поражает сразу у Александра Шевченко. Кажется, ну чего тут мягкого? Ведь мы видим вполне конкретные формы. Четкие границы. Да, это так. Но мягкость же в другом. Она не в размытости. Почему-то сразу всплыл образ полотен Ренуара. Имеет смысл о нем написать и о его живописи именно в контексте мягкости.
Забавная игра? Правда. Кто из нас не играл в жмурки в детстве? Тем странней кажется, что картон этот был подготовлен для гобелена Франсиско Гойя. Кстати, любопытно, что картоны для гобеленов уничтожались. И считалось, что картоны Франсиско Гойя утрачены, пока однажды их не нашли в одном из подвалов и передали в музей Прадо. Почему так? Это, считайте, некий эскиз, который теряет свою ценность после исполнения работы. Тем ценней их обнаружение.
Фигура Льва Толстого в картинах русских художников
В моей домашней библиотеке нет Льва Толстого. Верней была его "Анна Каренина". Маленькая такая pocket book. Впервые я ее читала в школе. Впечатление от нее, как впрочем и от "Войны и мира", осталось обрывочное. Навязанное школьной программой мнение. Ломка при написании сочинения ощущалась особенно остро. Тем более, что осилить оба тома "Войны и мира" я смогла только урывками. К "Анне Карениной" вернулась несколько лет назад. В несезон, когда было мало работы занимала свое свободное время чтением. Перечитала с неким удивлением и переворотом мыслей. Неудивительно. Столько лет прошло со школы. Все эти свадьбы, разводы, дети, друзья и не друзья
Вновь я с экспрессионистами. На этот раз Эмиль Нольде. В свое время меня поразили его яркие акварели в одной, ныне неподходящей для нас, сети. Меня заинтересовали плотные цвета, свобода видения художника, умение использовать свойства акварели, ее прозрачность и светоносность.
Выставка "Для Славы Всероссийской..." представила несколько династий промышленников. Одна из которых династия Кусовых. Из-за недостатка информации у меня возникло желание немного рассказать об этих людях.
Нас испортило изобилие. Мы привыкли на многие вещи смотреть как на что-то существовавшее всегда. Не мыслим свою жизнь без телефонов. Хотя я помню времена своей молодости, когда осваивала работу на компьютере, факсе, потом муж подарил мне первый мобильный телефон, тогда ещё без этой всей яркой начинки.
Кажется, всё существовало всегда. Но это не так.
Для Славы Всероссийской. Выставка в Мраморном дворце
Забавно, какие иногда жизнь кульбиты выдает. Ведь кто такие предприниматели и меценаты? Предприниматели и меценаты)) Шучу, шучу. Собственно, списочек меценатов мне был нужен. Интересно же поисследовать коллекционеров и их коллекции. Да и в анонсе к выставке чёрным по белому обозначено. Увидеть некоторые произведения из коллекций. А получила совсем иное.
Почему-то я не уловила смысл выставки по анонсам. Все задавалась вопросами, при чем тут новаторство и Айвазовский? Айвазовский на мой вкус, даже после значительной паузы, не нужен там. В видео я озвучила шаблон восприятия информации как девятый вал. Позже пришла к выводу, что вероятно команда боялась отсутствия интереса публики из-за её тематики. Все же тема выставки не приурочена к дате рождения/смерти, какому-либо событию. Поэтому и анонсы на мой взгляд были не слишком ярко выражены. Еще одним возможным опасением было именно сочетание современного искусства и традиционного. Как на это отреагируют посетители. Именно поэтому произведение Айвазовского
Если посмотреть серию произведений Анри Тулуз-Лотрека из Мулен Руж и разных ресторанов и баров, может вполне сложиться мнение, что людей он не любил. В его картинах мы видим неприятные лица, порочные. Во всяком случае, глядя на этих жителей парижского дна, не перестаешь удивляться, как такого аристократа как Анри Тулуз-Лотрек туда занесло. Можно попробовать представить его жизнь. Из-за травм шейки бедра обоих ног, он остался низкорослым. Такой дефект для аристократа по рождению перекрывает массу возможностей. Печально.
Детали, которые меня сразу окружили, как только вышла из Ласточки. Улица Людогоща. Откуда это название, а? Людо-гоща. Люд гостит? Интересно. А сталинки? Шла я по этой улице Людогоща и любовалась сталинками. У нас в Петербурге они большие, солидные, статусные. А тут нечто чудесное. Масштаб имеет значение. Не говорите мне ничего. Сталинки хороши вот такие - трехэтажные. Милые сердцу, уютные. Соразмерные русской архитектуре. А она, русская архитектура, соразмерна человеку. И вот захотелось поделиться с вами не открытиями, а "вишенками" из этой быстрой поездки.
Окна
Вот меня всегда радовало это разнооконье в русской архитектуре. Они отражают мягкую пластику и любовь
Оранжевый мячик апельсина прокатился по желобу и встал в очередь в пресс. Кран плеснул в стакан ярко желтым соком. Очередь из апельсинов ненадолго сократилась - по желобу вновь покатилось оранжевое сочное солнышко. Милан. В этом городе я пробыла по паре дней в начале и конце своего отпуска. Считай проездом. Подруги строго настрого велели мне не возвращаться оттуда без шмоток. Мол, отправят обратно. Купила, что ж. Осень. Улицы засыпаны крупными желтыми листьями. Стены зданий покрыты влажной утренней росой, отчего цвета кажутся иными, приобретают таинственность. По улицам бренчат трамваи. Некоторые из них совсем старички. Их колеся тяжело переваливаются по р
Митьки, стерлиговцы и все-все-все на выставке в ЦВЗ Манеж
Эх, хотела поддаться на провокативный образ выставки, созданный ее кураторами и придумать заголовок с упоминанием мухомора, но потом увидела название "мухоморная выставка" у кого-то другого и передумала. Поймала себя на том, что такие неформальные названия лучше не использовать. Вызывают неоднозначное чувство. Только снижают градус выставки, обостряя его названием. Я уже писала о первых своих впечатлениях от выставки ранее. В целом могу повторить свое, уже сложившееся, мнение. Мне манежные выставки нравятся именно разнообразием представляемых работ. Они разные. Да простите меня сейчас за оценочное суждение, но тут не обойтись никак.
Я весь июль как эта спящая молодая женщина позволяю себе расслабляться. Меньше пишу, больше отдыхаю. Наверняка, вы чувствуете и видите это по количеству постов. Но вот сегодня хочу поделиться с вами картиной Константина Сомова. Спящая молодая женщина в парке
Комментарии 2